Ч 4 ст 5 фз о полиции

Статья 6. Законность

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Консультации юриста по ст. 6 Закона О Полиции

  • Ответ юриста:

Да законно Согласно Закону о полиции её деятельность является гласной и сотрудников при исполнении можно и нужно снимать как на фото так и на видео
На основании статьи 24 Конституции РФ «О правах человека и сборе и обработке информации» и комментария к статье 24 Конституции РФ:

Фотографирование людей в общественных местах осуществляется свободно:
-На пресс-конференциях (если организаторы не запрещают снимать) ;
-Милиционеров, пожарных, врачей, сотрудников службы спасения- при исполнении обязанностей;
-участников демонстраций, акций протеста, выступающих на этих мероприятиях;
-Участников происшествий и столкновений;
-Любых людей, случайно попавших в кадр при съемке всего вышеперечисленного (когда съёмка таких людей не является целью) , если человек не возражает (не закрывается руками, не протестует иным образом) или прямо соглашается на съёмку.

Более того, согласно Указу Президента РФ от 31 декабря 1993 года №2334, «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) считается, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан» .

Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I
«О милиции»

С изменениями и дополнениями от:

18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9 мая 2005 г., 8 июня, 18, 25, 27 июля, 18 декабря 2006 г., 2 марта, 2 октября 2007 г., 23 июля, 22, 25, 26 декабря 2008 г., 25 ноября, 29 декабря 2009 г., 8 мая, 22, 27 июля 2010 г.

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 марта 2011 г.

См. Сравнительную таблицу Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» и Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции»

См. постановление ВС РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1027-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции»

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Первый заместитель Председателя

Верховного Совета РСФСР

Москва, Дом Советов РСФСР.

18 апреля 1991 года.

Милиция в РСФСР — система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения. Милиция входит в систему МВД РСФСР. Деятельность милиции строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.

Милиция в РСФСР подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию). Основными задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. В ее состав входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям. В ее состав входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, ГАИ, охраны объектов по договорам, участковые инспектора милиции, изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач.

В своей деятельности милиция подчиняется МВД РСФСР, министерствам внутренних дел входящих в РСФСР республик, а милиция общественной безопасности, кроме того, соответствующим Советам народных депутатов и их исполнительным комитетам.

Самостоятельный раздел Закона посвящен правам и обязанностям милиции. Регламентированы вопросы применения ее сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Сотрудником милиции является лицо, занимающее должность в милиции, которому в установленном порядке присвоено специальное звание. Перечень специальных званий сотрудников милиции и порядок их присвоения определяются Верховным Советом РСФСР. Сотрудник имеет право на постоянное хранение и ношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств после прохождения соответствующей подготовки.

На службу в милицию имеют право поступить граждане РСФСР в возрасте от 18 до 35 лет независимо от национальности, пола, социального положения, отношения к религии, убеждений, членства в общественных объединениях, имеющие образование не ниже среднего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять возложенные на милицию обязанности. Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость. Определены служебные обязанности и права сотрудника милиции, а также иные вопросы прохождения ими службы (в том числе гарантии правовой и социальной защиты сотрудников).

Сотрудники системы МВД РСФСР, не являющиеся сотрудниками милиции, могут привлекаться к выполнению задач милиции с момента и в порядке, определяемыми министром внутренних дел РСФСР. В этом случае на них распространяются обязанности и права, гарантии правовой и социальной защищенности, а также ответственность, предусмотренные для сотрудников милиции.

Рассмотрены вопросы финансирования и материально-технического обеспечения милиции.

В рамках раздела, посвященного гарантиям законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции, рассмотрены вопросы о контроле и надзоре за деятельностью милиции, обжаловании неправомерных действий и ответственности сотрудников милиции.

Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции»

Настоящий Закон вводится в действие с момента опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., N 16, ст. 503

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 21-П часть третья статьи 29 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действовавшего правового регулирования она не предполагала выплату единовременного пособия сотрудникам милиции, получившим телесные повреждения в связи с осуществлением служебной деятельности, признанным годными к прохождению военной службы с незначительными ограничениями (категория «Б») и уволенным со службы по пункту «з» части седьмой статьи 19 настоящего Закона — по ограниченному состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 15 июля 2009 г. N 13-П часть четвертая статьи 29 настоящего Закона в той мере, в какой она во взаимосвязи со статьей 1084 ГК РФ позволяет правоприменительным органам отказывать в выплате ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы, при отсутствии виновных противоправных действий органов внутренних дел, других государственных органов и их должностных лиц признана не соответствующей Конституции РФ

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 марта 2011 г.

См. Сравнительную таблицу Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» и Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции»

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 157-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 июня 2006 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 апреля 2005 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2005 г.

Федеральный закон от 21 марта 2005 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Действие статей 20, 22, 27, 28 и 29 настоящего Закона распространено на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 августа 2001 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июля 2001 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2000 г. N 105-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон РФ от 1 июля 1993 г. N 5304-I

Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного Закона

Закон РФ от 18 февраля 1993 г. N 4510-I

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон о полиции: Что новый Закон изменит в отношениях полиции с компаниями и их сотрудниками

С 1 марта 2011 г. у нас полный Голливуд: вместо милиции — полиция, задержанные имеют право на один телефонный звонок, полиция контролируется обществом, видимо, из гуманных соображений нельзя поливать граждан из водомета слишком холодной водой и бить «палкой специальной по голове. » (Часть 7 ст. 14, п. 5 ч. 7 ст. 9, п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции); Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» (утратил силу с 01.03.2011) (далее — Закон о милиции)). Все эти новшества, а также порядок «взаимодействия» рядовых граждан с полицией (у кого могут проверить документы, куда войти, когда и как задержать, применить силу и т.д.) можно найти в электронной памятке, которую МВД России вывесило на своем сайте (mvd.ru/userfiles/pamjatka_police.pdf).
А вот как изменятся взаимоотношения полиции и компаний, похоже, толком не знают еще и сами полицейские. Комментариев с их стороны почти нет. Так что мы решили рассказать вам об основных правах полиции, которые она сохранила и приобрела в результате реформы. Тем более что незаметно произошла еще одна «реформа» — у полиции отобрали право расследования налоговых преступлений. С 1 января 2011 г. это «вотчина» Следственного комитета РФ (Подпункты «а», «б» п. 4 ст. 3, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2009 N 383-ФЗ; пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Так что надо четко представлять, что вправе делать полицейские, а что — нет и где к спору могут подключиться другие госорганы, например налоговики или следователи Следственного комитета РФ. Итак, что же вправе делать милиционеры? То есть, простите, полицейские.

Гости в погонах пришли в ваш офис

Обратите внимание, что мы будем говорить об интересе полицейских к вашей компании или сотрудникам применительно ко всему спектру нарушений и преступлений, не обязательно налоговых. И не обязательно полицейские могут интересоваться именно вами. Они могут просто считать, что у вас есть информация об интересующих их людях или событиях.

Опросы и наведение справок

Что это за действия
Опрос и наведение справок — основная и самая рутинная часть работы полицейских. Сотрудники полиции (как и милиции) могут, письменно или устно объяснив причины своего интереса (Пункты 4, 5, 10 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции; п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД); п. 16 ст. 11 Закона о милиции):
— опрашивать руководство и сотрудников компании по интересующим их вопросам. Вовсе не обязательно речь должна идти о вашей компании и сотрудниках. Они могут прийти и с расспросами о ваших контрагентах (поставщиках, покупателях, арендаторах, частных клиентах, банках и т.д.), госслужащих, с которыми вы контактировали;
— наводить справки, то есть запрашивать у вашей компании информацию и знакомиться с документами о вашей компании, ваших контрагентах и любых прочих лицах, с которыми контактировала ваша компания.

Какие бумаги должны предъявить полицейские
Для опросов при личном визите полицейским не нужно ничего, кроме служебного удостоверения и хотя бы устного объяснения причин своего визита. А для наведения справок вам должны представить письменный мотивированный запрос на бланке ведомства с подписью и печатью (Пункты 4, 5 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).

Предупреждаем руководителя
Если нет уверенности, что перед вами именно полицейский, то это легко проверить. Нужно позвонить в его отделение (отдел, управление) или сразу в ГУВД по региону. Нужные телефонные номера можно найти на интернет-сайтах ГУВД, а ссылки на них — на сайте МВД (mvd.ru/contacts/sites).

Что могут спросить и потребовать показать
Опрос и запрос информации и ознакомление с документами возможны как по уже возбужденному уголовному или административному делу, так и при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, правонарушениях и происшествиях (Пункты 4, 5 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции; ст. ст. 6, 7 Закона об ОРД). И спросить полицейские могут все, что, по их мнению, имеет отношение к делу.

Можно ли отказать полицейским
Для проведения опросов и наведения справок полицейские могут прибыть на вашу территорию — «беспрепятственно посетить» (Пункт 5 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции). И достаточно принять их, например, в приемной или переговорить с ними на входе в ваше здание. А вот в свои служебные и иные помещения вы их имеете полное право не пускать — ведь это еще не обследование или обыск (Статья 182 УПК РФ).
С расспросами и запросами документов дело обстоит так. Полицейские не могут привлечь вас к ответственности за то, что вы не отвечаете на их вопросы (например, говорите, что вы не помните того, о чем спрашивают). Задержать и доставить вас в отделение «для опроса там» они также, разумеется, не вправе. А значит, на вопросы и запросы полицейских можно отвечать по ситуации:
(если) из их смысла ясно, что вы лично или ваша компания можете стать (или уже стали — например, в запросе есть ссылка на дело по КоАП или УК РФ) фигурантами дела, то решайте сами, в каком объеме делиться с ними информацией. Но учтите, что если полицейские засомневаются в вашей искренности, то дело может обернуться обследованием, повестками и т.д. (см. ниже). Зато так вы можете выиграть время для консультаций с юристами и адвокатами;
(если) вы не против представить требуемую информацию или документы (например, эта информация касается действий совсем сторонних лиц), то лучше в полном объеме удовлетворить интерес полицейских. Иначе вы можете потратить лишнее время на дальнейшие визиты к полицейским и ответы на их запросы. К тому же если полицейские потом докажут, что запрашиваемые документы у вас были, то они могут по суду оштрафовать вас за непредставление сведений (информации) по ст. 19.7 КоАП РФ (Постановление ВС РФ от 17.02.2011 N 51-АД11-1);
(если) запрашиваемые документы содержат коммерческую тайну, то вы можете с полным правом их не выдавать. Вы можете отказать в выдаче этих документов даже по мотивированному требованию полицейских. И максимум, что вам может грозить, — это штраф (100 — 300 руб. — на гражданина, 300 — 500 руб. — на вас как на должностное лицо, 3 — 5 тыс. руб. — на юридическое лицо) (Статья 19.7 КоАП РФ). Принудительно изъять такие документы полицейские вправе только (Части 1 — 3 ст. 6 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ):
(или) в рамках возбужденного уголовного дела, то есть когда к вам пришли с постановлением о выемке/обыске;
(или) через суд, что в нашей ситуации тоже означает наличие возбужденного уголовного дела.

Для справки
Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.) (Статья 1465 ГК РФ; п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»):
— которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность;
— к которым отсутствует свободный доступ у третьих лиц на законном основании;
— в отношении которых ваша компания ввела режим коммерческой тайны.

Обследование ваших помещений и изъятие документов

Что это за действия
Если у полицейских уже есть информация о готовящемся или совершенном преступлении, то они могут не только опрашивать и наводить справки, но и (Пункт 10 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции):
— обследовать помещения, участки и транспортные средства компании, которые могут иметь отношение к этому преступлению. Еще раз напомним, что не обязательно вы, другие ваши сотрудники или ваша компания должны быть прямо замешаны в этом преступлении. При этом полицейским нужно иметь доказательства, что у вас есть нужная им информация и оперативная ситуация требует не опросов или запросов, а внезапного обследования (Пункт 8 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД);
— изымать при таком обследовании документы и иные предметы, имеющие отношение к проверяемому сообщению о преступлении (Часть 1 ст. 15 Закона об ОРД).

Какие бумаги должны предъявить полицейские
Если полицейский показал вам удостоверение и под расписку вручил копию распоряжения о проведении обследования (Пункт 6 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 30.03.2010 N 249) — это уже очень серьезно. Должностное лицо полиции, назначившее обследование, несет персональную ответственность за обоснованность распоряжения. И в этом распоряжении должны быть указаны основания для осмотра и изъятия (Пункты 2, 6 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 30.03.2010 N 249).

Что могут осмотреть и изъять
Полицейские вправе осмотреть только те помещения организации, которые имеют непосредственное отношение к основаниям обследования (Пункт 10 Инструкции).
Точно так же и изымать они вправе только те предметы и документы, которые имеют прямое отношение к возможному или совершенному преступлению, а не всю документацию компании (Пункт 10 Инструкции).
Помните также, что при изъятии документов и предметов полицейские должны пригласить двух понятых, составить протокол и оставить вам заверенные копии изъятых документов (выдать или выслать их в течение 5 дней, если копии невозможно сделать сразу при изъятии) (Часть 1 ст. 15 Федерального закона об ОРД; п. п. 7, 10 Инструкции). Если изымаются электронные носители, то вам обязаны дать возможность сразу скопировать их данные на резервный носитель (Пункт 11 Инструкции).

Можно ли отказать полицейским
Отказать в обследовании (противодействовать входу, не открывать двери) без последствий нельзя (Часть 5 ст. 15 Закона об ОРД). Вы как минимум можете попасть под административную ответственность по ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (в худшем случае — арест до 15 суток (Часть 1 ст. 19.3 КоАП РФ)). При этом если у полицейских будут основания для вторжения, то они все равно попадут в интересующие их помещения (Часть 4 ст. 15 Закона о полиции; ч. 5 ст. 15 Закона об ОРД): сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению.

Советуем руководителю
Если документы находятся в жилом помещении, то в рамках обследования попасть туда и изъять документы (без согласия проживающих там лиц) нельзя. Это признают и сами полицейские (Статья 15 Закона о полиции; п. 1 Инструкции). Выемка или обыск в жилище могут производиться только с санкции суда (Часть 3 ст. 182, ч. 2 ст. 183 УПК РФ; абз. 2 ст. 8 Закона об ОРД).

А вот отказать в изъятии части документов можно на том же основании, что и при их запросе. Если требуемые документы содержат охраняемую законом тайну (например, коммерческую), то они могут изыматься только в рамках расследования уголовного дела (то есть оно уже должно быть возбуждено) или с санкции суда (Статья 5, ч. 1 — 3 ст. 6 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ).
Если полицейские все же изымают такие документы, то пригрозите им, что сделаете отметку в протоколе изъятия и пожалуетесь потом в прокуратуру (Статьи 5, 21 Закона об ОРД; Приказ Генпрокуратуры РФ от 21.12.2007 N 207).

«Маски-шоу» с удержанием ваших сотрудников

Так в народе называют визиты в компании и удержание их сотрудников и клиентов с применением физической силы и спецсредств. Раньше в такой ситуации милиционеры сначала всех находящихся в офисе клали на пол, а уже потом разбирались, кому тут предъявить документы. При этом сотрудников на протяжении всего визита заставляли находиться на рабочих местах, запрещали пользоваться телефонами и т.д.
Ранее эти действия были регламентированы Законом о милиции, но очень поверхностно (Пункт 22 ч. 1 ст. 11, ст. ст. 12 — 14 Закона о милиции). Теперь право применять силу, спецсредства, проникать в помещения более подробно прописано в Законе о полиции (Статьи 14 — 16, 18 — 21 Закона о полиции). Но мы на этом останавливаться не будем. Ведь есть надежда, что вне следственных действий такие методы полицейские при визите в компании будут использовать не часто. Например, удерживать граждан просто так они не вправе. Закон о полиции разрешает полицейским (помимо случаев задержания в рамках КоАП или УПК РФ) исключительно в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан (Пункт 7 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции):
— не допускать граждан на отдельные участки и объекты;
— обязывать их оставаться на месте;
— требовать покинуть эти объекты и участки.
Так что даже директор компании, сославшись на неотложные дела, при обычном, «внепроцессуальном» визите полицейских вправе удалиться, предложив им прийти в другое время или прислать запрос либо повестку. Ведь очевидно, что ни о каком допросе или обыске пока речь не идет и нет никакой угрозы жизни, здоровью и имуществу граждан. А значит, и оснований держать сотрудников на месте у полицейских нет.

Гости в погонах пришли не в вашу компанию, но «по вашу душу»

Запрос информации о компании у вашего банка

Полицейские могут получить информацию о счетах и операциях вашей компании:
— направив запрос в ваш банк, если:
(или) они проверяют информацию о возможном налоговом преступлении (Пункт 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции; ст. ст. 198 — 199.1 УК РФ). Тут полицейским будет достаточно указать в запросе, что он связан с проверкой этой информации;
(или) уже возбуждено уголовное дело (не обязательно дело, связанное именно с вами лично или с вашей компанией) и на запросе в банк есть «виза» руководителя следственного органа (Статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»). В этом случае полицейские могут запросить данные и по счетам обычных граждан, имеющих отношение к делу;
— проведя выемку в банке по решению суда (Пункт 7 ч. 2 ст. 29, ч. 3 ст. 183 УПК РФ).

Предупреждаем руководителя
Скрывать информацию о платежах компании нецелесообразно. Если полицейские заинтересовались ею, то данные о платежах попадут к ним достаточно быстро.

Запрос информации о вашей компании у налоговиков

Полицейские вправе запросить у налоговиков любую интересующую их информацию — регистрационное дело, декларации, бухгалтерскую отчетность, полученную налоговиками первичку, акты проверок, решения и т.д. Это «родственный» госорган, с которым у них давно налажен документооборот. Закон о полиции тут ничего не поменял — полицейские имеют право доступа к сведениям налоговой тайны в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений (Пункт 29 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции). Причем вовсе не обязательно это должны быть именно налоговые преступления.
В запросе полицейским достаточно указать ссылку на уже заведенное уголовное дело либо на проведение оперативно-разыскных мероприятий или проверку информации о преступлении или правонарушении (Пункт 7 Порядка, утв. Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96).
А вот информация о должниках по налогам в полицию теперь в безусловном порядке не попадает. Теперь она передается налоговиками в Следственный комитет РФ (СК РФ) (Пункт 3 ст. 32 НК РФ), так как именно он расследует налоговые преступления. И уже СК РФ будет решать, возбуждать или нет уголовное дело.

Примечание
Налоговики обязаны направлять в СК РФ информацию о компании-должнике только при выполнении двух условий:
— компания была привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, ей было выставлено требование об уплате доначисленного налога и его размер позволяет предполагать факт совершения налогового преступления (Статьи 198, 199, 199.1 УК РФ);
— компания при этом не погасила в полном объеме задолженность по требованию (в том числе по пеням и штрафам) в течение 2 месяцев с момента истечения срока исполнения этого требования.

И помните, что если ваша компания погасила все требования налоговиков, то уголовное дело по выявленным налоговиками фактам заводиться, скорее всего, не будет. Даже если налоговики все-таки поделятся информацией с СК РФ или полицейскими. Ведь по недавним поправкам в УК РФ лица, впервые совершившие преступное уклонение от уплаты налогов, освобождаются от уголовной ответственности, если были полностью уплачены суммы недоимки, пеней и штрафа (Примечания к ст. ст. 198, 199 УК РФ). Более того, даже если уклонение совершено повторно, то дело после уплаты доначислений подлежит прекращению (Статья 28.1 УПК РФ).

Гостей много, и они пришли с налоговиками

Подготовка к совместной проверке

Полицейские также обязаны делиться с налоговиками собранной информацией. Если выявленная ими информация требует проведения налоговой проверки, то в 10-дневный срок со дня ее выявления полиция направит ее налоговикам (Пункт 34 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции). О чем идет речь? Как вы знаете, самостоятельно проводить проверки и доначислять налоги (пени и штрафы) полицейские не вправе. Не вправе они и привлекать к ответственности за налоговые нарушения по НК РФ и КоАП РФ. Так что полицейские обязательно отправят налоговикам собранную на компанию информацию, если:
(или) они что-то «накопали», но в рамках своих полномочий не могут собрать достаточно данных для возбуждения налогового уголовного дела (Статья 140 УПК РФ). То есть нужна выездная проверка, в ходе которой налоговики смогут установить факт неуплаты налогов и точную сумму претензий. И скорее всего, это будет совместная проверка (см. ниже);
(или) они выявили факты неуплаты налогов, которые не «тянут» на уголовное дело (например, недостаточная сумма или нет умышленного уклонения (Статьи 198, 199 УК РФ));
(или) они выявили другие налоговые (например, ведение деятельности без постановки на учет (Пункт 2 ст. 116 НК РФ)) или административные правонарушения, которые подведомственны налоговикам, но не полицейским (например, неприменение ККТ (Часть 2 ст. 14.5, ст. 23.5, п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ)).

Совместная проверка налоговиков и полицейских

Что это за действия
Полицейские вправе попросить налоговиков провести совместную налоговую проверку и участвовать в ее проведении. В свою очередь налоговики могут и сами попросить полицейских поучаствовать в совместных проверках (Пункт 28 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции). Порядок проведения совместных проверок регулируется Налоговым кодексом РФ и совместным Приказом ФНС и МВД, и никаких изменений на этот счет не вносилось (Пункт 1 ст. 36 НК РФ; Инструкция о порядке взаимодействия. утв. Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009).
И как раз такие проверки могут закончиться не только налоговыми доначислениями, но и возбуждением уголовного дела о неуплате налогов — ведь именно в ходе совместной проверки полицейским легче всего получить доказательства уклонения и точную сумму сокрытых налогов (Пункт 22 Инструкции, утв. Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009).

Примечание
Еще раз напомним, что возбуждать уголовное дело по фактам неуплаты налогов теперь вправе только следователи СК РФ (Пункт 4 ст. 3, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2009 N 383-ФЗ; пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). То есть полицейские передают им нужную информацию (рапорты, результаты запросов, проверок и т.д.), а уже следователи СК РФ принимают решение о том, есть ли в действиях сотрудников компании состав преступления.

Какие бумаги должны предъявить полицейские
Удостоверения сотрудников ФНС и МВД России плюс решение о проведении совместной проверки. В нем должны быть перечислены все лица, в ней участвующие, в том числе и полицейские (Статья 89 НК РФ; Приложение 1 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected]).

Вас самих зовут в гости

Вызов на беседу и принудительный привод

Что это за действия
Это тот же опрос, наведение справок или допрос в рамках открытого дела, только уже в помещении полиции. Полицейские имеют право (Пункт 3 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции):
— вызывать любых граждан и должностных лиц для:
— допроса по расследуемым уголовным делам;
— допроса по делам об административных правонарушениях;
— опроса при проверке зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях, правонарушениях, происшествиях;
— в любой момент (до визита к вам или после, а может, и вместо визита) получать по таким делам и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии).

Советуем всем
При вызове в рамках уголовного дела можно пойти вместе с адвокатом, даже если вызвали в качестве свидетеля (Пункт 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ).
И помните, что в любой момент можно отказаться свидетельствовать против себя и своих близких (Часть 1 ст. 51 Конституции РФ; п. 1 ч. 4 ст. 56 УПК РФ).

Какие бумаги должны предъявить полицейские
Вам как обычному гражданину или должностному лицу компании может прийти повестка с требованием явиться к полицейским.
Тогда стоит сразу выяснить, в связи с чем вас вызвали. Это будет указано в повестке, но лучше спросить об этом и сразу при визите в полицию. Зачем? Читайте дальше.

Можно ли отказать полицейским
Что говорить полицейским, вам нужно решить самим и желательно заранее:
(если) вас вызвали для расспросов или дачи показаний (в том числе по уже возбужденному уголовному делу) на совершенно посторонних лиц (например, вы лично были свидетелем какого-то происшествия), то вряд ли вам что-то грозит. И нет смысла отказываться от встречи с полицейскими и бояться рассказать им все, что вам известно;
(если) полицейские интересуются вами лично или делами вашей компании, но уголовное или административное дело еще не заведено, то вы можете и отказаться от визита к полицейским. А если собираетесь идти, то заранее продумайте, в каком объеме вы можете безболезненно удовлетворить их интерес. Учтите, что пока вы можете и вовсе не отвечать на вопросы полицейских;
(если) вас вызвали на допрос в качестве свидетеля по уже заведенному уголовному делу (это должно быть указано в повестке плюс вас предупредят об ответственности за отказ и за дачу ложных показаний (Часть 8 ст. 56 УПК РФ; ст. ст. 307, 308 УК РФ)) и дело явно связано с вами лично или с вашей компанией, то перед визитом продумайте возможные ответы. И будет лучше, если вы возьмете с собой адвоката. Учтите также, что в этом случае просто так от визита к полицейским лучше не отказываться. Вы должны сообщить уважительную причину и согласовать новый срок явки. Иначе полицейские вправе доставить вас принудительно (в порядке привода) (Пункт 3 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции; ст. 27.15 КоАП РФ; ст. 113 УПК РФ; Инструкция о порядке осуществления привода, утв. Приказом МВД России от 21.06.2003 N 438).

Для справки
Привод может применяться:
— по уголовному делу — к подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, свидетелям;
— по делу об административном правонарушении — к гражданам или законным представителям юридического лица, свидетелям.
Он производится сотрудником полиции (или группой) по постановлению органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора либо определению судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Полицейские обязаны предъявить под расписку постановление (определение) о приводе.

При запросе документов (если полицейские письменно требуют принести их при явке) поступайте так же, как и при их отдельном запросе (см. выше). То есть вам самим с руководством компании нужно оценить, какая тактика для вас будет предпочтительнее и какова вероятность, что полицейские организуют в дальнейшем обследование или выемку/обыск.

Выдача компаниям представлений и «профилактические» беседы

Полицейские, как и прежде, обязаны:
— принимать меры по устранению причин и условий совершения преступлений и административных правонарушений (Пункт 4 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции). А конкретнее, полицейские теперь вправе выдавать представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений. Такие представления могут направляться в том числе руководителям и должностным лицам организаций (Пункт 12 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции). То есть нарушения еще нет, а предписание уже есть! Например, если ваша компания имеет открытые площадки для хранения транспорта и товаров, то почему бы полицейским не предписать вам организовать их охрану? Или они при обследовании выявили, что за кассиром не ведется видеонаблюдение, — получается, что вполне могут предписать установить камеры.
Чем-то похожим раньше занималась и милиция (Пункт 1 ст. 10, п. 13 ст. 11 Закона о милиции). Но есть важное новшество. Предписания полицейских теперь обязательны к исполнению всеми организациями и их должностными лицами в указанные в них сроки (но не позднее 1 месяца с момента вручения) (Часть 4 ст. 13 Закона о полиции). А значит, полиция имеет право проверить их исполнение и получает еще один повод для долгих бесед. Правда, законов, регламентирующих выдачу представлений, пока нет. И не понятно, как часто и будут ли вообще эти представления рассылаться;
— выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить индивидуальную профилактическую работу (Пункт 4 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции). Так что учтите, что даже если вы «не проходили по делу, не судимы», но у полицейских есть информация (а может, только подозрения) касательно вас или вашей компании, то возможна «профилактическая работа». Как часты и долги могут быть такие беседы, Закон также не раскрывает.

Косвенно связанные с бизнесом права полицейских

Регистрация и техосмотр транспорта компаний

Полиция не будет заниматься техническим осмотром транспортных средств (выдачей талонов ГТО). Она лишь контролирует частные организации и предпринимателей, которые и занимаются непосредственно техосмотром (Пункт 19 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).
А вот за регистрацией автомототранспортных средств, выдачей свидетельств о допуске к перевозке опасных грузов, согласованием перевозки крупногабаритных и грузов — за всем этим по-прежнему отправляйтесь в полицию (Пункт 19 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции; п. 9 ст. 10 Закона о милиции).

Досмотр транспорта и грузов компаний

Полицейские по-прежнему вправе контролировать перемещение транспортных средств, в том числе транспорта вашей организации и вашего личного (Пункт 20 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции; п. 23 ст. 11 Закона о милиции):
— останавливать транспорт при выполнении своих обязанностей;
— проверять:
— документы на право пользования и управления транспортом и на транспортные средства (имеются в виду водительское удостоверение, талон ГТО, свидетельство о регистрации транспорта, договор аренды при необходимости, доверенность, путевая документация);
— документы на грузы (ТТН, прочие документы в зависимости от груза);
— полис ОСАГО.
— осматривать транспорт и груз при подозрении, что они используются в противоправных целях (осмотр всегда проводится с участием водителей и сопровождающих грузы и с составлением акта).

Вневедомственная охрана компаний

Вопреки протестам некоторых комитетов Госдумы за полицией сохранили право охранять на договорной основе имущество граждан и организаций (Пункт 10 ч. 1 ст. 2, п. 25 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции; п. 11 ст. 10 Закона о милиции). Так что смело продлевайте с полицией договор на охрану вашей компании или частного жилища.

Надеемся, что теперь вам ясно, какие права имеют полицейские в их повседневной работе с бизнесом — что могут спросить, изъять, когда вызвать. Как видите, по сравнению с Законом о милиции практически ничего и не изменилось.
И, кстати, желаем, чтобы эти знания вам не пригодились.