Бюджетные полномочия органов местного самоуправления это

Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Перед началом непосредственного постатейного комментария данной главы БК РФ необходимо вернуться к общей теории права. На территории Российской Федерации действует конституционно закрепленный принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления — п. 3 ст. 5 Конституции РФ, а также закреплена компетенция указанных органов соответственно ст. 71 Конституции РФ — исключительное ведение Российской Федерации, ст. 72 Конституции РФ — совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов, а также исключительное ведение субъектов РФ, ст. 73 Конституции РФ — пределы компетенции органов местного самоуправления.

Кроме того, важно помнить о праве органов государственной власти РФ делегировать часть полномочий органам государственной власти субъектов РФ и о праве последних передавать часть своих полномочий органам местного самоуправления. Однако в случае делегирования части принадлежащих им полномочий органы власти РФ либо органы власти субъектов РФ должны обеспечить финансовую поддержку исполнения делегированных полномочий, т.е. осуществить передачу средств из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ в соответствующие нижестоящие бюджеты.

Указанные ранее органы государственной власти подразделяются на органы государственной власти РФ (далее — федеральные органы) и органы государственной власти субъектов РФ. Кроме того, в свете бюджетной политики рассматриваются органы местного самоуправления. Вообще, бюджетная политика — это совокупность мер, осуществляемых государственными и муниципальными органами в области регулирования бюджетных правоотношений.

В условиях, сложившихся на территории Российской Федерации в период проведения глобальной экономической реформы, на первый план были выдвинуты следующие задачи бюджетной политики:

— обеспечение финансовой стабильности развития государства;

— укрепление денежного обращения, установление контроля за развитием денежной массы;

— сокращение затрат на содержание государственного аппарата;

— стимулирование инвестиционной активности;

— укрепление доходной части бюджета за счет совершенствования налогообложения и повышения контроля за уплатой налогов и иных обязательных платежей;

— сокращение непроизводственных расходов;

— повышение контроля за величиной государственного долга.

При комментарии гл. 2 БК РФ определяющим понятием является словосочетание «компетенция в области регулирования бюджетных правоотношений» (далее — бюджетная компетенция). Итак, бюджетная компетенция — это компетенция конкретного уполномоченного в области регулирования бюджетных правоотношений государственного органа либо органа местного самоуправления, а именно: это круг осуществляемых данным органом управленческих функций и объем предоставленных для реализации этих функций прав и обязанностей. Таким образом, категория «бюджетная компетенция» складывается из двух составных понятий:

— предмет ведения уполномоченного органа, т.е. круг управленческих полномочий, осуществляемых в области бюджетного регулирования;

— непосредственно права и обязанности, формы ответственности уполномоченного органа.

Бюджетная компетенция является характеристикой правоспособности бюджета соответствующего уровня власти и управления — федерального, регионального (на уровне субъекта РФ) или муниципального. Исходя из определения категории «бюджетная компетенция», далее будут рассмотрены компетенция органов государственной власти РФ, компетенция органов государственной власти субъектов РФ и компетенция органов местного самоуправления в области бюджетных правоотношений. При этом важно помнить, что степень участия государственных органов, а также органов местного самоуправления в бюджетной деятельности различна и зависит от конкретных задач и целей, поставленных перед ними, а также от объема предоставленных полномочий.

По Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления относятся

Органы местного самоуправления наделены правом принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не относящиеся к компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Не допустимо наделение органов местного самоуправления полномочиями органов судебной власти и прокуратуры, а также иными государственными полномочиями.

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны с: 1) составлением
Главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета является орган государственной власти субъекта.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления — это р

Бюджетные полномочия органов местного самоуправления [13] [14]

Бюджетные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов. К бюджетным полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, помимо вышеперечисленных полномочий, относятся:

• установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов;

• установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

• определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

• составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Органы местного самоуправления поселений. Органы местного самоуправления поселений наряду с полномочиями, предусмотренными для муниципальных образований, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

Отдельные бюджетные полномочия финансового органа муниципального образования могут осуществляться финансовым органом субъекта Российской Федерации (финансовым органом иного муниципального образования) на основе соглашения между местной администрацией муниципального образования и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией иного муниципального образования).

Структурная единица 4.5

Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения Бюджетный федерализм

Бюджетный федерализм — это способ построения бюджетных отношений между уровнями бюджетной системы (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты муниципальных образований), обеспечивающий ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов.

Принципы бюджетного федерализма. Сущность бюджетного федерализма выражается через его основные принципы. К основным принципам бюджетного федерализма относятся:

• единство общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории субъектов Федерации и входящих в них муниципальных образований, как основы сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;

• сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении доходов в процессе бюджетного регулирования между уровнями бюджетной системы;

• высокая степень самостоятельности органов власти каждого уровня при разработке бюджетов и их ответственности за сбалансированность своего бюджета, бюджетную обеспеченность на базе налогового потенциала соответствующей территории при предоставлении им необходимых прав в области налогообложения;

• активное участие субъектов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

Объективной основой сочетания интересов бюджетов всех уровней является то, что конечной целью деятельности органов власти любого уровня должны быть интересы населения.

Сочетание централизма и демократизма в условиях бюджетного федерализма означает, что наряду с тенденцией децентрализации бюджетной системы страны в связи с усилением демократических начал в ее организации и функционирования необходимо соблюдение приоритета федерального бюджета, выражающего общие интересы всех членов Федерации единого государства. Централизация финансовых ресурсов в федеральном бюджете и ее усиление в условиях бюджетного федерализма целесообразна в отдельных случаях как временная мера, а не стратегическое направление развития экономических основ федеративных отношений, если способствует лучшему удовлетворению потребностей населения, не наносит ущерба интересам и задачам долговременного социально-экономического развития субъектов Федерации, если вызвана чрезвычайными обстоятельствами.

Высокая степень самостоятельности органов власти каждого уровня при разработке бюджетов и их ответственности за сбалансированность своего бюджета, бюджетную обеспеченность на базе налогового потенциала соответствующей территории при предоставлении им необходимых прав в области налогообложения предопределяет повышение их заинтересованности в экономическом развитии соответствующей территории, а следовательно, и в наращивании налогового потенциала, своевременном и полном сборе налогов, а также в эффективном использовании бюджетных средств.

Активное участие субъектов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства в качестве принципа бюджетного федерализма подтверждает тот факт, что бюджетный федерализм не сводится только к межбюджетным отношениям, хотя последние в значительной степени характеризуют его особенности.

Модели бюджетного федерализма. В ведущих зарубежных странах с федеративным государственным устройством применяются различные модели бюджетного федерализма, формирующие характерные особенности механизма межбюджетных отношений.

Кооперативная модель бюджетного федерализма. Применяется в Германии, ориентирована в большей степени на партнерство и активную политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территориальных образований, где она меньше среднего уровня, и характеризуется высокой степенью перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и ограничением самостоятельности региональных и местных властей в области налогообложения.

Децентрализованная модель классического бюджетного федерализма. Применяется в США, характеризуется тем, что каждый уровень власти имеет свои «непересекающиеся» налоги по принципу «один налог — один бюджет», приоритет отдается автономии и самостоятельности регионально-территориальных образований (штатов), конкуренции между ними, и объем перераспределяемых средств между бюджетами разных уровней относительно невелик. Данная модель характеризуется более высокой степенью децентрализации управления налогово-бюджетными процессами по вертикали власти и бюджетным системам. При этом высокая степень децентрализации управления налогово-бюджетными процессами сочетается с приоритетностью федерального налогово-бюджетного законодательства, гарантирующего соблюдение общегосударственных интересов и возможность федерального центра оказывать в основном целевую финансовую поддержку территориальным образованиям. Эта модель, например в США, не ставит целью выравнивание налогового потенциала, где он ниже среднего уровня. Межбюджетное регулирование здесь используется федеральным центром как средство реализации своей региональной политики, обеспечивая финансовую поддержку штатов на основе программно-целевого метода. Не каждое федеративное государство может реализовать подобную модель, которая связана с высокой степенью децентрализации управления налогово-бюджетными процессами. В ряде стран используются в той или иной степени отдельные элементы обеих моделей (например, в Канаде, Швейцарии).

Для классических федераций характерен высокий уровень автономии отдельных государственно-территориальных образований. Такая автономия не противоречит, а, наоборот, отвечает задаче обеспечения целостности страны. В то же время для сохранения единства федеративного государства высокая степень автономии субъектов федерации и соответственно их бюджетов должна иметь определенные пределы, иначе может последовать распад федерации. Для федерации договорные отношения имеют важное значение, поскольку единство федеративного государства обеспечивается не силой, а взаимной выгодой.

Российский бюджетный федерализм. Его можно отнести к кооперативной модели с элементами децентрализованной модели бюджетного федерализма. Суть российской модели бюджетного федерализма состоит в том, что она предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами Федерации по бюджетно-налоговым вопросам наряду с тем, что федеральное законодательство имеет приоритет над законодательством членов Федерации, так как оно отражает их общие интересы, прежде всего заинтересованность в обеспечении целостности и единства федеративного государства.

Российская Федерация входит в число асимметричных федераций. Принцип равенства прав субъектов Российской Федерации, зафиксированный в Конституции Российской Федерации (ст. 5, п. 4), не исключает различия в степени соответствия этих прав реально сложившимся историческим, социально-экономическим и политическим условиям функционирования субъектов Российской Федерации. Это предопределяет объективное требование о необходимости учета их в межбюджетных отношениях. Однако при всех различиях в межбюджетных отношениях, складывающихся между отдельными субъектами Российской Федерации с федеральным центром, они не должны противоречить интересам других субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом, интересам населения, проживающего в Российской Федерации. Поэтому асимметричность Федерации не означает отклонения от принципов федерализма. В связи с тем что в Конституции Российской Федерации предусмотрено большое число предметов совместного ведения (их 40 согласно ст. 72), правовое регулирование по ним, включая и распределение бюджетных ресурсов, может осуществляться на договорной основе и через федеральные законы.

Важный шаг по пути совершенствования взаимоотношений между бюджетами разных уровней — «Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.», принятая 15 августа 2001 г., а также Концепция реформирования межбюджетных отношений, разработанная на период 2001—2010 гг., и Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2006—2008 гг.

Совершенствование бюджетного устройства Российской Федерации на основе реализации цели и основных задач Программы позволило органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разного уровня. В результате реализации «Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.» решены следующие задачи:

• упорядочено бюджетное устройство субъектов Российской Федерации;

• четко разграничены расходные полномочия между органами власти разного уровня и сокращены «нефинансируемые мандаты»;

• четко и стабильно разграничены налоговые полномочия и закреплены доходные источники за бюджетами разных уровней;

• сформированы объективные и прозрачные механизмы финансовой поддержки региональных и местных бюджетов;

• повышено качество управления государственными и муниципальными финансами на региональном и местном уровнях.

Бюджетные полномочия органов местного самоуправления это

Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти

Федеральные органы государственной власти осуществляют бюджетные полномочия:

1) устанавливают общие принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

2) определяют основы составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

3) устанавливают порядок составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

4) составляют и рассматривают проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5) устанавливают порядок составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов, утвержденных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на очередной финансовый год, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ и иной бюджетной отчетности;

6) устанавливают порядок разграничения расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

7) определяют порядок установления и исполнения расходных обязательств РФ;

8) определяют порядок установления и исполнения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;

9) определяют основы формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

10) определяют порядок установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;

11) устанавливают нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ; 12)определяют общие принципы предоставления и формы межбюджетных трансфертов;

13) устанавливают порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

14) предоставляют межбюджетные трансферты из федерального бюджета;

15) устанавливают порядок осуществления заимствований РФ;

16) осуществляют государственные заимствования РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом РФ;

17) устанавливают единый порядок ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений;

18) устанавливают унифицированные формы бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений;

19) устанавливают основания и порядок временного осуществления федеральными органами государственной власти отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ;

20) устанавливают порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;

21) иные бюджетные полномочия.

Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов РФ

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют следующие полномочия:

1) установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

2) составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;

3) установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;

4) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;

5) установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов РФ;

6) установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;

7) предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;

8) установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

9) осуществление государственных заимствований субъекта РФ, управление государственным долгом субъекта РФ;

9) детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ;

10) временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;

11) в случае и порядке, предусмотренных БК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

12) иные бюджетные полномочия.

Органы местного самоуправления осуществляют следующие бюджетные полномочия:

1) устанавливают порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществляют контроль за его исполнением и утверждают отчет об исполнении местного бюджета;

2) составляют и рассматривают проект местного бюджета, утверждают и исполняют местный бюджет, осуществляют контроль за исполнением, составлением и утверждением отчета об исполнении местного бюджета;

3) определяют порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

4) осуществляют муниципальное заимствование, управление муниципальным долгом;

5) устанавливают ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

6) иные бюджетные полномочия.

Органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют следующие бюджетные полномочия:

1) устанавливают нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов;

2) устанавливают порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

3) определяют цели и порядок предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, составляют отчет об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Органы местного самоуправления поселений осуществляют бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

40. БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Органы местного самоуправления в соответствии с БК РФ и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия:

– установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

– составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

– установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

– определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

– осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;

– детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету;

– в случае и порядке, предусмотренных БК РФ и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений. Органы местного самоуправления муниципальных районов, помимо полномочий, перечисленных выше, также вправе:

– устанавливать в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов;

– установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

– определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с ФЗ от 6 октября 2003 г.

Органы местного самоуправления поселений наряду с вышеперечисленным осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

§ 21. Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления

Особенностью этих полномочий является то, что бюд­
жетные права во многих случаях сочетаются с обязанностями, а
иногда одновременно и являются ими. Например, право на со­
ставление и рассмотрение, утверждение и исполнение проектов
бюджетов одновременно будет и обязанностью органов государ­
ственной власти (органов местного самоуправления). Однако в
законодательстве права и обязанности могут быть закреплены от­
дельно.
Значимость бюджетных полномочий определяется особенно­
стью бюджетных отношений, поскольку именно полномочия (пра­
ва и обязанности) являются регулятором процесса формирования,
распределения и использования централизованных денежных фондов.
Таким образом, бюджетные полномочия представляют собой ус­
тановленные Бюджетным кодексом и принятыми в соответствии
с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоот­
ношения, права и обязанности органов государственной власти,
органов местного самоуправления и иных участников бюджетно­
го процесса по урегулированию бюджетных правоотношений.
Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепляет полно­
мочия публично-правовых образований в области регулирования
бюджетных отношений. В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодек­
са к бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:
1) установление общих принципов организации и функцио­
нирования бюджетной системы Российской Федерации, основ
бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
2) определение основ составления и рассмотрения проектов
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверж­
дения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполне­
нии и осуществления контроля за их исполнением;
3) установление порядка составления и рассмотрения проек­
тов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюд­
жетных фондов, утверждения и исполнения федерального бюд­
жета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуще­
ствления контроля за их исполнением, утверждения отчетов об
исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов, составления отчета об исполнении кон­
солидированного бюджета Российской Федерации;

4) составление и рассмотрение проектов федерального бюдже­
та и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержде­
ние и исполнение федерального бюджета и бюджетов государ­
ственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их
исполнением, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения
отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов госу­
дарственных внебюджетных фондов, составление отчета об ис­
полнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
5) установление порядка составления и представления в феде­
ральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюд­
жетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на
очередной финансовый год, отчетов об исполнении консолиди­
рованных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной
бюджетной отчетности;
6) определение порядка установления расходных обязательств
публично-правовых образований;
7) определение порядка установления и исполнения расход­
ных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований;
8) определение основ формирования доходов и осуществления
расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
9) осуществление государственных заимствований Российской
Федерации, предоставление государственных гарантий, бюджет­
ных кредитов, управление государственным долгом Российской
Федерации и государственными активами;
10) установление единого порядка ведения бюджетного учета
и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации и бюджетных учреждений;
11) иные бюджетные полномочия.
Бюджетные полномочия Российской Федерации и ее субъек­
тов тесно взаимосвязаны, поскольку кроме самостоятельного пред­
мета ведения они имеют и предметы совместного ведения в сфере
бюджета. Совокупность бюджетных полномочий субъектов Россий­
ской Федерации определяет их бюджетно-правовой статус. К пол­
номочиям субъектов Российской Федерации относятся:
1) установление порядка составления и рассмотрения проектов
бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территори­
альных государственных внебюджетных фондов, утверждения и
исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов
территориальных государственных внебюджетных фондов, осуще­
ствления контроля за их исполнением и утверждения отчета об
исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов
территориальных государственных внебюджетных фондов;
2) составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта
Российской Федерации, бюджетов территориальных государствен­
ных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета

субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных го­
сударственных внебюджетных фондов, осуществление контроля
за их исполнением, составление и утверждение отчетов об испол­
нении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов тер­
риториальных государственных внебюджетных фондов, составле­
ние отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта
Российской Федерации;
3) установление порядка представления в исполнительные орга­
ны государственной власти субъектов Российской Федерации ут­
вержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных
бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной феде­
ральными органами государственной власти;
4) установление и исполнение расходных обязательств субъек­
та Российской Федерации;
5) установление нормативов отчислений доходов в местные
бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от нало­
гов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и
региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с
Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в
бюджеты субъектов Российской Федерации;
6) предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета
субъекта Российской Федерации;
7) осуществление государственных заимствований и предо­
ставление государственных гарантий субъекта Российской Феде­
рации, управление государственным долгом субъекта Российской
Федерации и иные бюджетные полномочия.

В состав бюджетных полномочий субъектов Российской Федера­
ции — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер­
бурга — помимо вышеперечисленных входят:
— определение законами источников доходов бюджетов внут­
ригородских муниципальных образований;
— установление нормативов отчислений доходов в бюджеты
внутригородских муниципальных образований от федеральных,
региональных и местных налогов и сборов, подлежащих зачисле­
нию в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов фе­
дерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — в соответ­
ствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законо­
дательством о налогах и сборах;
— определение объема и порядка предоставления межбюджет­
ных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных об­
разований, в том числе определение порядка образования в со­
ставе бюджетов региональных фондов финансовой поддержки
муниципальных образований и порядка распределения средств
указанных фондов;
— определение перечня и порядка исполнения расходных обя­
зательств внутригородских муниципальных образований, вытека-
65
3 Мальцев

ющих из полномочий по вопросам местного значения, установ­
ленных законами субъектов Российской Федерации — городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, — и неко­
торые другие полномочия.
Муниципальные образования в лице органов местного само­
управления обладают строго определенными бюджетными пол­
номочиями. С их помощью создается финансовая база, необходи­
мая для решения социально-экономических задач и других вопро­
сов местного уровня. Основы бюджетных прав муниципальных
образований закреплены Конституцией Российской Федерации
(ст. 8), Бюджетным кодексом Российской Федерации и Феде­
ральным законом «О финансовых основах местного самоуправле­
ния».
Муниципальные образования осуществляют следующие бюджет­
ные полномочия:
1) установление порядка составления и рассмотрения проекта
местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюдже­
та, осуществления контроля за его исполнением и утверждения
отчета об исполнении местного бюджета;
2) составление и рассмотрение проекта местного бюджета, ут­
верждение и исполнение местного бюджета, осуществление кон­
троля за его исполнением, составление и утверждение отчета об
исполнении местного бюджета;
3) установление и исполнение расходных обязательств муни­
ципального образования;
4) определение порядка предоставления межбюджетных транс­
фертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных
трансфертов из местных бюджетов;
5) осуществление муниципальных заимствований и предо­
ставление муниципальных гарантий, управление муниципальным
долгом;
6) иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным ко­
дексом и иными федеральными законами к бюджетным полно­
мочиям органов местного самоуправления.
Отдельными бюджетными полномочиями наделяются муници­
пальные районы, поселения, а также их финансовые органы. При
этом полномочия в сфере бюджета финансового органа поселе­
ния могут осуществляться финансовым органом муниципального
района на основе соглашения, заключаемого между местной ад­
министрацией поселения и местной администрацией муниципаль­
ного района.
Конституцией Российской Федерации (ст. 133) гарантирова­
но право как ее субъектов, так и местного самоуправления на
судебную защиту, которая распространяется и на область бюд­
жетных правоотношений. В случае нарушения вышестоящими
органами власти бюджетных прав субъектов Российской Феде-

рации и муниципальных образований соответствующие предста­
вительные (законодательные) органы вправе обратиться в ар­
битражный суд.

Статья 9. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия:
установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;
детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету;
в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления муниципальных районов, помимо полномочий, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют также следующие бюджетные полномочия:
установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов;
установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.
3. Органы местного самоуправления поселений наряду с полномочиями, перечисленными в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

Вообще, финансовая самостоятельность муниципального образования вытекает из конституционного принципа независимости органов местного самоуправления от государственной власти федерального либо регионального уровня. Так, в соответствии с п. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления могут самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, а также устанавливать местные налоги и сборы, управлять муниципальной собственностью.
Однако органам государственной власти РФ и органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право содействовать развитию местных финансов (п. 1 ст. 4 Закона о финансовых основах местного самоуправления в РФ). Так, например, указанные органы вправе:
— регулировать отношения между федеральными бюджетами либо бюджетами субъектов РФ, с одной стороны, и местными бюджетами с другой;
— распределять между местными бюджетами средства для финансирования федеральных либо региональных программ, проводимых на территории муниципального образования;
— оказывать методическую помощь органам местного самоуправления в организации бюджетного процесса.
— другие полномочия.
Перечень полномочий органов местного самоуправления, определенный в комментируемой статье гл. 2 БК РФ, не подлежит расширительному толкованию. Все бюджетные правомочия органов местного самоуправления могут быть поделены на две основные группы:
1) полномочия, установленные по отношению к бюджетам вышестоящих уровней — федеральному бюджету и бюджету субъекта РФ:
— право на получение финансового обеспечения государственных минимальных социальных стандартов и социальных норм из средств бюджетов соответствующих уровней;
— право на предоставление финансовых и иных материальных ресурсов для исполнения делегированных полномочий;
— право на компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами власти либо государственными органами субъекта РФ;
— некоторые другие полномочия;
2) полномочия, принадлежащие органу местного самоуправления в силу бюджетной самостоятельности, а именно:
— право на местный бюджет, на его разработку, принятие и исполнение, утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов и т.д.;
— право зачислять доходы от уплаты местных налогов и от использования объектов муниципальной собственности в доходную часть местного бюджета;
— право устанавливать правила предоставления различных видов финансовой помощи из средств местного бюджета;
— некоторые другие правомочия.
Структура органов местного самоуправления в целом, а также структура и перечень полномочий отдельных органов местного самоуправления, уполномоченных в области бюджетного регулирования, устанавливается на уровне муниципального образования путем принятия соответствующих нормативных актов. Однако преимущественное значение сохраняется за представительными и исполнительными органами местного самоуправления.