Административные правонарушения статья 527

Административные правонарушения статья 527

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 5.27 КоАП РФ. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 5.27 КоАП РФ. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Комментарии к статье 5.27 КоАП РФ , судебная практика применения

Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника)… См. п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Ответственность по ч. 2 статьи 5.27 КоАП РФ не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда на одном предприятии или они совершены в разных организациях (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 10: Правомерно ли привлечение к административной ответственности генерального директора унитарного предприятия по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение сроков выплаты заработной платы, если ранее он был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за аналогичное нарушение как директор филиала юридического лица и срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ (1 год), не истек?

Как поступить в случае, если руководитель был привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в одной организации, а затем в течение одного года совершил аналогичное нарушение, являясь руководителем в другой организации?

Ответ: Согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии со ст. 4.6 Кодекса лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Поскольку частью второй ст. 5.27 Кодекса наступление административной ответственности не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или они совершены за время работы в разных организациях, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в одной организации, а затем в течение одного года совершивший аналогичное нарушение, являясь руководителем другой организации, может быть привлечен к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 Кодекса вне зависимости от указанных выше обстоятельств» («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года», утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006, извлечение)

Дело по ч. 1 статьи 5.27 КоАП РФ может быть передано трудовой инспекцией на рассмотрение судьи, что не является основанием для назначения наказания в виде приостановления деятельности ИП (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 14: Какому органу — суду или Федеральной инспекции труда — подведомственно дело о предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ административном правонарушении, совершенном предпринимателем без образования юридического лица и не влекущем административного приостановления деятельности (например, нарушение при составлении графика отпусков, незначительная задержка расчета при увольнении)?

Ответ: …В соответствии с ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 Кодекса, рассматривают Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда.

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 3.12 Кодекса наказание в виде административного приостановления деятельности назначается судьей.

Исходя из ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ , дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Факт такой передачи не означает, что судьей должно быть назначено наказание только в виде приостановления деятельности . При этом должны учитываться общие правила назначения административного наказания ( ст. 4.1 Кодекса ), обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ст. ст. 4.2 и 4.3 Кодекса ). («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года», утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007, извлечение)

Подведомственность рассмотрения жалобы на постановление инспекции труда по ч. 1 статьи 5.27 КоАП РФ (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 11. Какому суду — общей юрисдикции или арбитражному — подведомственно рассмотрение жалобы на постановление, вынесенное должностным лицом государственной инспекции труда, о привлечении юридического лица к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)?

Ответ: … ч. 3 ст. 30.1 КоАП не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности. Определение же того, связано ли конкретное административное правонарушение с предпринимательской и иной экономической деятельностью совершившего его юридического лица или индивидуального предпринимателя, требует установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела, определения характера спорного правоотношения и осуществляется рассматривающим это дело судом.

Исходя из вышеизложенного и учитывая, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП, выражается в бездействии или действиях, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда, рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении , предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП, относится к подведомственности суда общей юрисдикции («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года», утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010, извлечение)

Статья 5.27 КОАП РФ. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Текст статьи.

Формы документов

График отпусков (форма Т-7)

График отпусков — это план, которым определен порядок предоставления отпусков работникам организации. Это обязательный документ, он должен составляться для каждой организации на каждый календарный год. Норма об этом содержится в статье 123 Трудового кодекса России.

График отпусков

График отпусков — это план, определяющий порядок предоставления отпусков работникам предприятия. Это обязательный документ, он должен составляться для каждой организации на каждый год. Норма об этом содержится в статье 123 Трудового кодекса России.

Кто обязан составлять график отпусков?

График отпусков должны формировать ежегодно все юридические лица любой сферы деятельности и численности персонала.

Индивидуальные предприниматели от этого освобождены.

Не стоит относиться к графику отпусков, как к формальности. Он может стать хорошим и правильным инструментом для кадровиков и бухгалтеров, ведь он позволяет:

  • методично планировать работу по оформлению как самих отпусков работников, так и соответствующих выплатам им
  • контролировать «отпускную загрузку» предприятия и вовремя перераспределять функции между персоналом
  • планомерно искать временных работников, чтобы работа отпускников не простаивала

График отпусков должны по закону исполнять обе стороны — и работодателем, и сотрудники. Но никто не мешает им договариваться о переносах каникул, если возражений у другой стороны не возникает.

Когда составлять график?

Здесь все четно. Норма жестко установлена статьей 123 ТК РФ. Документ должен быть составлен и утвержден руководителем за две недели до конца декабря.

Форма графика отпусков

Составлять график нужно по унифицированной форме Т-7, она выпущена Госкомстатом еще в 2004 году, в составе целого альбома форм кадровых документов. Скачать ее можно по ссылке чуть ниже на этой странице.

Что указывать в графике отпусков?

В графике должны быть записи обо всех планируемых оплачиваемых отпусках всех сотрудников, в том числе дополнительных и перенесенных с прошлых лет. Отпуска за свой счет туда вносить не нужно.

Можно, но не обязательно, добавить туда и отпуска совместителей, но это решение остается за работодателем.

Рассмотрим форму графика отпусков в деталях:

Шапка содержит: название организации, номер документа, дата его составления, дата утверждения и подпись руководителя. Также в шапке делается обязательная отметка о том, что при составлении графика учтено мнение профсоюза (если он в организации имеется).

Основная таблица содержит графы:

  • 1 — название структурного подразделения (отдел, департамент, цех)
  • 2 — должность человека по штатному расписанию.
  • 3 — фамилия, имя и отчество сотрудника
  • 4 — табельный номер сотрудника. Эти номера есть не во всех организациях. Если у вас их нет, оставьте эту графу пустой
  • 5 — количество дней запланированного отпуска (напомним, отпуск считается в календарных днях)
  • 6 — запланированная дата отпуска
  • 7 — фактическая дата отпуска
  • 8 и 9 — данные о переносе отпуска. Указывается дата переноса и основание для этого. Перенос может случиться, если человек в отпуске заболел или был срочно вызван на работу (закон такие варианты предусматривает).
  • 10 — примечание

Графы 8 и 9 при начальном оформлении документа, естественно, остаются пустыми. Они должны быть заполнены уже по факту.

Как и когда вносить изменения в график отпусков?

Изменения бывают, если:

  • Отпуск человека перенесен по болезни или в случае срочного вызова на работу.
  • В течение года в штат приняты новые люди, данные о которых в графике на момент его составления отсутствовали.

В первом случае все просто — заполняем графы 8 и 9.

Во втором случае ситуация сложнее. Порядок внесения их в график ничем не установлен. Поэтому чаще всего на практике либо таких работников в график не вносят вообще, либо оформляют приложение к графику по той же самой форме Т-7.

Форма графика отпусков

Штраф за отсутствие графика отпусков или ошибки в нем

График отпуском в организации быть обязан. Его нередко проверяют трудовые инспекторы.

Ответственность за его отсутствие или неправильное ведение установлена статьей 5.27 КоАП РФ:

  • 1000 — 5000 — на должностных лиц
  • 30 000 — 50 000 — на организацию

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

СТ 5.27 КоАП РФ

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.27 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и об охране труда.

Целями трудового законодательства, в соответствии со ст. 1 ТК РФ, являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Государство гарантирует обеспечение права каждого на защиту его трудовых прав и свобод.

Статья 37 Конституции РФ закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, устанавливает гарантии реализации трудовых прав граждан, обеспечивает единый порядок регулирования отношений между работником и работодателем.

Законодательство о труде и об охране труда конкретизирует конституционные нормы. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда (ТК РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права), и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления). Работодатели (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи 5.27 КоАП РФ, может выражаться в действиях или бездействии, которые направлены на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.

3. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи 5.27, является должностное лицо — руководитель организации (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности) или его представитель, на которого возложены обязанности по обеспечению условий труда и по охране труда, а также работодатель — индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, для которых предусмотрена альтернативная санкция — штраф или административное приостановление деятельности. В ч. 2 данной статьи в качестве субъекта указывается должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, и предусматривается ответственность в виде дисквалификации.

4. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи 5.27 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ, рассматривают должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 23.12 КоАП РФ) и судьи районных судов — в случае передачи на рассмотрение судье дела об административном правонарушении для применения наказания в виде административного приостановления деятельности, а об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, — судьи районных судов (ст. 23.1 КоАП РФ).

Административные правонарушения статья 527

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ УКРАИНЫ

О внесении изменений в статью 255 Кодекса Украины
об административных правонарушениях

Внести изменения в пункт 1(1) части первой статьи 255 Кодекса Украины об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета УССР, 1988 г., N 33, ст. 808; 1989 г., N 19, ст. 182, N 22, ст. 236, N 249, ст. 673; 1990 г., N 5, ст. 59, ст. 60, N 18, ст. 278, N 20, ст. 313, N 22, ст. 367; 1991 г., N 7, ст. 45, N 11, ст. 106, Ведомости Верховного Совета Украины, 1991 г., N 39, ст. 514, N 40, ст. 527, N 45, ст. 600; 1992 г., N 5, ст. 40, N 32, ст. 457, N 39, ст. 570, N 47, ст. 648), изложив его в следующей редакции:

«1(1)) должностные лица, уполномоченные на то исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, местными органами государственной исполнительной власти (статьи 49, 50, 63,64,65,66,67,68,69,70,71,72,73,74,75,76,77, часть вторая статьи 83, статья 85 (кроме нарушений правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов), статьи 87,88,89, 91, 97(1), 104, статья 105 (за нарушения правил борьбы с сорняками), статьи 106(1), 106(2), 152, 153, 155, 156, 158,159,160(4), 185(1), статьи 78,79,80,81,82,83,84 (кроме нарушений санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха, а также правонарушений, связанных с превышением нормативов уровня шума, производимого автомототранспортными средствами при работе)».

Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования.

Президент Украины Л. КРАВЧУК

г. Киев, 22 апреля 1993 года
N 3134-XII

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

от 31 декабря 2008 года

(В редакции Законов Республики Таджикистан от 19.05.2009 г. №513, 05.10.2009 г. №550, 09.01.2010 г. №577, 12.01.2010 г. №580, 11.03.2010 г. №598, 21.07.2010 г. №614, 29.12.2010 г. №650, 28.06.2011 г. №717, 28.06.2011 г. №718, 02.08.2011 г. №756, 26.12.2011 г. №774, 16.04.2012 г. №806, 03.07.2012 г. №835, 03.07.2012 г. №843, 01.08.2012 г. №877, 28.12.2012 г. №910, 19.03.2013 г. №938, 22.07.2013 г. №980, 14.03.2014 г. №1068, 14.03.2014 г. №1069, 26.07.2014 г. №1092, 26.07.2014 г. №1093, 18.03.2015 г. №1179, 08.08.2015 г. №1219, 08.08.2015 г. №1220, 23.11.2015 г. №1234, 25.12.2015 г. №1262, 15.03.2016 г. №1277, 15.03.2016 г. №1278, 15.03.2016 г. №1279, 14.05.2016 г. №1308, 14.05.2016 г. №1310, 23.07.2016 г. №1335, 23.07.2016 г. №1336, 14.11.2016 г. №1361, 24.02.2017 г. №1382, 24.02.2017 г. №1383, 30.05.2017 г. №1418, 18.07.2017 г. №1445, 28.08.2017 г. №1466, 02.01.2018 г. №1477, 17.05.2018 г. №1517)

Раздел I. Общая часть


Глава 1. Общие положения


Статья 1. Законодательство Республики Таджикистан об административных правонарушениях

1. Законодательство Республики Таджикистан об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Кодекса, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых актов, признанных Таджикистаном.

2. В случае несоответствия норм законодательства Республики Таджикистан об административных правонарушениях признанным международным правовым актам действуют нормы международных правовых актов.

Статья 2. Задачи законодательства Республики Таджикистан об административных правонарушениях

Задачи законодательства Республики Таджикистан об административных правонарушениях состоят из охраны прав и свобод человека и гражданина, охраны здоровья, обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения, защиты общественной нравственности, оздоровления окружающей среды, охраны установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел об административных правонарушениях и предупреждение административных правонарушений.

Статья 3. Отношения, регулируемые Кодексом Республики Таджикистан об административных правонарушениях

Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях (далее — настоящий Кодекс) регулирует следующие отношения:

— общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях;

— деяния (действия или бездействие), являющиеся административным правонарушением;

— установление административной ответственности физических и юридических лиц за нарушение правил и норм, предусмотренных настоящим Кодексом;

— определение видов административных взысканий и правил их применения.

(В абзац четвертый статьи 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 22.07.2013 г. №980)

Абзац пятый статьи 3 исключен в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 22.07.2013 г. №980

Абзац шестой статьи 3 исключен в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 22.07.2013 г. №980

Абзац седьмой статьи 3 исключен в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 22.07.2013 г. №980

Статья 4. Статья 4 исключена в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 22.07.2013 г. №980

Статья 5. Действие настоящего Кодекса во времени и в пространстве

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, привлекается к административной ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления в силу такого закона, или в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено.

3. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность за совершение административного правонарушения, либо иным образом ухудшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, обратной силы не имеет.

4. Часть 4 статьи 5 исключена в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 22.07.2013 г. №980

Статья 6. Принципы законодательства Республики Таджикистан об административных правонарушениях

Законодательство Республики Таджикистан об административных правонарушениях основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости наказания, личной ответственности и виновности, справедливости, гуманизма.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 22.07.2013 г. №980)

Статья 7. Принцип законности

1. Признание деяния (действие или бездействия) административным правонарушением, ответственность и наказание за ее совершение, а также правовые последствия совершения административного правонарушения устанавливаются только настоящим Кодексом.

2. Никто не может быть привлечен к административной ответственности, а также подвергнут административному взысканию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении без решения суда, решения уполномоченного государственного органа, уполномоченного должностного лица и против порядка и оснований, установленных настоящим Кодексом.

3. Применение норм настоящего Кодекса по аналогии не допускается.

4. Применение судьей, уполномоченным государственным органом или уполномоченным должностным лицом административного взыскания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, осуществляется в пределах их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Соблюдение требований законодательства при производстве по делу об административном правонарушении и применение мер административного воздействия за совершение административного правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих уполномоченных государственных органов и должностных лиц и прокурорским надзором.

6. Содержание норм настоящего Кодекса следует понимать в точном соответствии с его текстом.

7. В соответствии с надлежащими статьями Особенной части настоящего Кодекса административная ответственность за нарушения правил,» стандартов, инструкций, положений и других норм, предусматривается в случаях, если такие положения приняты или утверждены в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан.

Статья 8. Принцип равенства перед законом

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

2. Физические лица за совершение административного правонарушения привлекаются к административной ответственности, независимо от гражданства, национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения.

3. Должностное лицо и приравненное к нему лицо, независимо от исполнения служебных полномочий и занимаемой должности, привлекаются к административной ответственности за совершение административных правонарушений.

4. Юридические лица за совершение административного правонарушения привлекаются к административной ответственности, независимо от форм собственности, места нахождения, организационно-правовых форм и подчиненности, а также других обстоятельств.

5. Член Маджлиси Милли и депутат Маджлиси намояндагон не могут быть подвержены административному взысканию, назначенному в судебном порядке.

6. Лица, которые в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан и законами Республики Таджикистан имеют право неприкосновенности, не могут подвергаться аресту, задержанию, приводу и обыску без согласия соответствующих органов.

(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 28.06.2011 г. №718)

Статья 9. Принцип неотвратимости наказания

Каждое физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит привлечению к административной ответственности, административному взысканию и применению мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренным настоящим Кодексом.

Статья 10. Принцип личной ответственности и виновности

1. Физическое или юридическое лицо подлежит административной ответственности за те деяния (действия или бездействие), в отношении которых установлена его вина.

2. Привлечение к административной ответственности за невиновное причинение вреда, не допускается.

Статья 11. Принцип справедливости

1. Административное наказание и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежащие применению к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру административного правонарушения, обстоятельствам его совершения, наступившим последствиям, личности виновного физического лица или деловой репутации юридического лица.

2. Никто не может привлекаться к административной ответственности дважды за одно и то же совершенное им административное правонарушение.

Статья 12. Принцип гуманизма

1. Физическому, должностному или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено такое административное наказание и применена такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимые и достаточные для его исправления и предупреждения совершения новых административных правонарушений как лицом, совершившим административное правонарушение, так и иными лицами.

2. При применении к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении запрещается причинение боли и страдания, физического или нравственного, запугивание, дискриминация любого характера или унижение человеческого достоинства физического лица либо нанесение ущерба деловой репутации юридического лица.

(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 28.06.2011 г. №718)

Статья 13 исключена в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 22.07.2013 г. №980

Статья 14 исключена в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 22.07.2013 г. №980

Статья 15 исключена в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 22.07.2013 г. №980

Статья 16. Порядок толкования настоящего Кодекса

1. Если нормы настоящего Кодекса имеют два или несколько значений либо толкований, они толкуются в пользу лица, совершившего административное правонарушение.

2. Понятия и определения, применяемые в настоящем Кодексе, имеют то значение, которое приведено в соответствующих законах и нормативных правовых актах, если настоящим Кодексом не установлен иной порядок.

3. В пределах настоящего Кодекса запрещается толкование одинаковых понятий в разных значениях, если в самом Кодексе не содержится специальное указание.

Глава 2. Административное правонарушение


Статья 17. Понятие административного правонарушения

1. Административное правонарушение — это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, совершение которого в установленном настоящим Кодексом порядке влечет административную ответственность. Административное правонарушение может совершаться умышленно или по неосторожности.

2. Бездействие признается административным правонарушением в том случае, если законом или иными нормативными правовыми актами Республики Таджикистан предусмотрена обязанность лица предотвратить своими действиями наступление тех или иных последствий.

3. Не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения лицо, заблуждавшееся в характере своих противоправных (действий или бездействия), если оно было не в состоянии предотвратить возникновение данного заблуждения.

4. Юридическое лицо привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, если установлено, что оно (юридическое лицо) имело возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

5. Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Статья 18. Совершение административного правонарушения умышленно

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно допускало их совершение, либо относилось к ним безразлично.

Статья 19. Совершение административного правонарушения по неосторожности

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния (действия или бездействия), но без достаточных на то оснований и по небрежности, либо самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть, а также не знало, но должно было знать о противоправности своего деяния (действия или бездействия).

Статья 20. Крайняя необходимость

1. Действия лица не признаются административным правонарушением, если они совершены им в состоянии крайней необходимости.

2. Действия лица признаются совершенными в состоянии крайней необходимости, если они направлены на предотвращение непосредственной угрозы опасности охраняемым законом интересам государства, общества и личности, когда опасность при сложившихся обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами, способами и причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

3. В случае причинения в результате действий, совершенных лицом в состоянии крайней необходимости или в положении безвыходности, равного либо более значительного вреда по причине замешательства, страха или испуга, такие действия не являются противоправными.

Статья 21. Обоснованный риск

1. Причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели не считается административным правонарушением.

2. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанным с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло все необходимые меры для предотвращения вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам.

3. Риск не признается обоснованным, если он явно был сопряжен с угрозой жизни и здоровью людей, экологической катастрофы или общественного бедствия.

Глава 3. Административная ответственность


Статья 22. Понятие административной ответственности

1. Административная ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, означает применение судьей, уполномоченным государственным органом или уполномоченным должностным лицом административного взыскания к физическому лицу, частному предпринимателю, должностному или юридическому лицам, совершившему административное правонарушение, предусмотренное настоящим Кодексом.

2. Разные виды административного правонарушения влекут за собой применение различных административных взысканий.

3. Систематическим признается совершение физическим или юридическим лицом административного правонарушения два и более раза в течение одного года.

(В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 28.12.2012 г. №910)

Статья 23. Основание административной ответственности

Основанием административной ответственности является совершение физическим, должностным или юридическим лицом деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящим Кодексом.

Статья 23(1) Соучастие в административном правонарушении

1. Соучастием в административном правонарушении признаётся умышленное совместное участие двух или более физических или должностных лиц в совершении умышленного административного правонарушения.

2. Соучастниками административного правонарушения наряду с исполнителем признаются также организатор и пособник.

3. Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее административное правонарушение либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее административное правонарушение посредством использования других лиц, не подлежащих административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

4. Организатором признается лицо, организовавшее административное правонарушение или руководившее его исполнением.

5. Пособником признается лицо, содействовавшее совершению административного правонарушения советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения административного правонарушения, либо устранением препятствий, а также лицо заранее обещавшее скрыть правонарушителя, средства или орудия совершения административного правонарушения, следы административного правонарушения либо предметы, добытые путем административного правонарушения, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

6. Ответственность организатора и пособника определяется в соответствии со статьей Особенной части настоящего Кодекса, со ссылкой на настоящую статью, за исключением случаев, когда они одновременно являлись соисполнителями административного правонарушения.

7. При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, совершенного в соучастии, учитывается характер и степень фактического участия каждого соучастника административного правонарушения.

(в редакции Закона Республики Таджикистан от 14.03.2014 г. №1068)

Статья 24. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность физического лица

К административной ответственности привлекается физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения шестнадцати лет.

Статья 25. Возможность освобождения от административной ответственности

1. При малозначительности административного правонарушения судья, уполномоченный государственный орган и уполномоченное должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и взыскания и ограничиться устным замечанием.

2. В соответствии с настоящим Кодексом малозначительным является совершенное административное правонарушение, повлекшее за собой причинение материального ущерба физическому лицу в размере до одного, а юридическому лицу — до десяти показателей для расчетов.

Статья 26. Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения административного правонарушения находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своего деяния (действия или бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного расстройства психики, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Статья 27. Административная ответственность физических лиц

1. За совершение административных правонарушений к ответственности привлекаются физические лица в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом, если в других нормативных правовых актах Республики Таджикистан не предусматривается иное.

2. Под физическим лицом понимаются граждане Республики Таджикистан, иностранные граждане и лица без гражданства.

Статья 28. Административная ответственность несовершеннолетних

1. Несовершеннолетние привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении и данных о несовершеннолетнем лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, судьей, уполномоченным государственным, органом либо уполномоченным должностным лицом указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности.

3. После принятия судьей, уполномоченным государственным органом либо уполномоченным должностным лицом решения об освобождении несовершеннолетних от административной ответственности дело направляется в Комиссию по защите прав ребенка для применения к нему мер воздействий.

(В статью 28 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 28.06.2011 г. №717)

Статья 29. Административная ответственность должностного лица, приравненного к нему лица и индивидуального предпринимателя

1. Должностное лицо привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им служебных обязанностей. При отсутствии этих обстоятельств, должностное лицо, виновное в совершении административного правонарушения, привлекается к ответственности на общих основаниях.

2. Под понятием должностное лицо в настоящем Кодексе понимается назначенное или избранное лицо, осуществляющее постоянно, временно или по особому полномочию функции представителя государственной власти, то есть наделенное в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан, распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в его служебном подчинении, а равно лицо, выполняющее на платной или безвозмездной основе организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах государственной власти, государственных учреждениях и органах самоуправления поселков и сел, а также в государственных хозяйствующих субъектах и других субъектах хозяйствования, в которых доля государства составляет не менее половины, и приравненные к ним лица.

3. Руководители и работники организаций, независимо от формы собственности, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, привлекаются к административной ответственности как должностные лица, если законодательством Республики Таджикистан не установлен иной порядок.

4. Индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими обязанностей, установленных законодательством Республики Таджикистан.

5. Под индивидуальным предпринимателем в соответствии с законодательством Республики Таджикистан понимается физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на основе патента или свидетельства.

(В статью 29 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 24.02.2017 г. №1382)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 30. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяются дисциплинарные уставы

1. Военнослужащие и призванные на военные сборы другие граждане Республики Таджикистан привлекаются к административной ответственности за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами или специальными правилами.

2. Сотрудники органов внутренних дел, органов Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, правоохранительные подразделения органов Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан, органов уголовно — исполнительной системы Министерства юстиции Республики Таджикистан, таможенных и иных соответствующих органов Республики Таджикистан привлекаются к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные при исполнении служебных обязанностей в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

3. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения, о естественных монополиях, правил дорожного движения, требований противопожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей среды, таможенных правил и правил установленного режима Государственной границы Республики Таджикистан, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Таджикистан, а также за административные правонарушения в области государственных и местных налогов, пошлин и других государственных и местных финансовых сборов, связанных с коррупцией, невыполнение законных требований суда, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или уполномоченного должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которые распространяются действия дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, привлекаются к административной ответственности на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (солдат и сержантов), также не могут быть применены административные взыскания в виде административного штрафа.

(В статью 30 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 24.02.2017 г. №1382)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 31. Административная ответственность юридических лиц

1. Юридические лица несут административную ответственность за административное правонарушение только в случаях, прямо предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

2. Юридические лица также могут быть привлечены к административной ответственности и подвергнуты административному наказанию (за действия или бездействие) физического лица, признанного виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что данное физическое лицо, являясь представителем (членом, руководителем) юридического лица совершало противоправные действия в их пользу.

3. Если в соответствующих статьях Общей и Особенной части настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере применяются в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу или только к юридическому лицу.

4. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

5. При присоединении юридического лица, совершившего административное правонарушение, к другому юридическому лицу, к административной ответственности привлекается юридическое лицо, присоединившее к себе виновное юридическое лицо.

6. При разделении юридического лица или при выходе из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь образованное юридическое лицо согласно разделительному балансу или каждое юридическое лицо, отделившееся от состава юридического лица.

7. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

8. В случаях, указанных в частях четвертой-седьмой настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

9. Административные взыскания, назначенные в соответствии с абзацами вторым, третьим, четвертым, шестым, седьмым и восьмым части первой статьи 36 настоящего Кодекса юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей второй, седьмой настоящей статьи.

Статья 32. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

1. Находящиеся на территории Республики Таджикистан иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица (их представительства, филиалы и т.п.) за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях, за исключением иностранных граждан, пользующихся правом дипломатической неприкосновенности (иммунитетом).

2. В отношении иностранных граждан, пользующихся правом дипломатической неприкосновенности, административная ответственность применяется в соответствии международными правовыми актами, признанными Таджикистаном.

Статья 33. Сроки привлечения к административной ответственности

1. Лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если со дня совершения административного правонарушения прошло три месяца, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если прошло шесть месяцев со дня совершения следующих административных правонарушений:

— связанных с охраной здоровья, санитарно-эпидемиологической безопасностью населения;

— в области охраны труда и социальной защиты населения;

— в области землепользования;

— в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

— связанных с нарушением правил дорожного движения (административных правонарушений, повлекших причинение легкого вреда здоровью потерпевшего);

— в области интеллектуальной собственности;

— в области энергетики и использования энергетических ресурсов;

— в сфере безопасности гидротехнических сооружений;

— в области промышленности, архитектурной и градостроительной деятельности;

— в области банковского законодательства;

— в области антимонопольного законодательства;

— в области таможенного законодательства;

— в области налогового законодательства;

— связанных с коррупцией.

3. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, сроки, предусмотренные частью первой настоящей статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица, срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело по месту жительства этого лица.

(В статью 33 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Таджикистан от 28.06.2011 г. №717, 17.05.2018 г. №1517)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 4. Понятие и виды административных взысканий


Статья 34. Понятие административного взыскания

Административное взыскание — это установленная настоящим Кодексом принудительная мера ответственности, применяемая судьей, уполномоченным государственным органом либо уполномоченным должностным лицом к физическому лицу, индивидуальному предпринимателю, должностному или юридическому лицу за совершение административного правонарушения.

(В статью 34 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 28.12.2012 г. №910)

Статья 35. Цель административного взыскания

1. Административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе неуклонного соблюдения законов, а также предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

2. Административное взыскание не может иметь своей целью унижение достоинства лица, совершившего административное правонарушение, или причинение боли и страдания, физических или нравственных, запугивание, дискриминацию любого характера или унижение человеческого достоинства физическому лицу, либо нанесение ущерба деловой репутации юридического лица, совершившего административное правонарушение.

Статья 36. Виды административных взысканий

1. За совершение административных правонарушений устанавливаются и применяются следующие административные взыскания:

— административное приостановление действия лицензии на осуществление определенных видов деятельности;

— лишение лицензии на осуществление определенных видов деятельности;

— лишение физического лица специального права;

— административное приостановление определенного вида деятельности;

— возмездное принудительное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

— конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

— административное выдворение за пределы Республики Таджикистан иностранного гражданина или лица без гражданства;

2. В отношении юридического лица применяются административные взыскания, предусмотренные в абзацах втором, третьем, четвертом, шестом, седьмом и восьмом части первой настоящей статьи.

3. Административные взыскания, предусмотренные в части первой настоящей статьи, могут быть установлены только настоящим Кодексом.

Статья 37. Основные и дополнительные административные взыскания

1. Предупреждение, административный штраф, административный арест, приостановление действия лицензии, лишение лицензии, административное приостановление определенного вида деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных взысканий.

2. Лишение физических лиц специального права, возмездное принудительное изъятие и конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, также административное выдворение за пределы Республики Таджикистан иностранных граждан или лиц без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве основного и дополнительного наказания.

3. За одно административное правонарушение может налагаться основное либо основное и дополнительное административное взыскание из числа взысканий, предусмотренных в применяемых статьях Особенной части настоящего Кодекса.

(В статью 37 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 28.08.2017 г. №1466)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 38. Предупреждение

Предупреждение как мера административного взыскания выносится лицу, совершившему административное правонарушение, в письменной форме в порядке, установленном соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 39. Административный штраф

1. Административный штраф — вид административного взыскания в виде денежного взыскания в доход государства, назначаемое судьей, уполномоченным государственным органом либо уполномоченным должностным лицом на лицо, совершившее административное правонарушение в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. Размер административного штрафа определяется в процентах или в кратном размере, исходя из:

— показателя для расчетов, установленного со дня окончания или пресечения административного, а при длящемся — административном правонарушении, со дня ее обнаружения;

— стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении со дня ее обнаружения;

— суммы неуплаченных налогов и других обязательных платежей либо суммы незаконных валютных операций, подлежащих уплате, со дня окончания или пресечения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения;

— стоимости выполненных работ.

3. Минимальный размер административного штрафа, налагаемого на физическое лицо и индивидуального предпринимателя, функционирующего на основе патента, не может быть менее одной, на должностных лиц — менее трех, на индивидуального предпринимателя, функционирующего на основе свидетельства, и юридическое лицо — менее десяти показателей для расчётов.

4. Максимальный размер административного штрафа, назначаемого на физическое лицо и индивидуального предпринимателя, функционирующего на основе патента, не может превышать ста показателей для расчетов, на должностное лицо — двухсот показателей для расчетов, на индивидуального предпринимателя, функционирующего на основе свидетельства , трехсот показателей для расчетов, на юридическое лицо — одной тысячи показателей для расчётов или двухсот процентов от суммы неуплаченных налогов и других обязательных платежей, если Особенной частью настоящего Кодекса не установлен иной размер.

5. Административные дела в которых размер штрафов превышает триста показателей для расчетов, за исключением дел об административных правонарушениях в области налогообложения и антимонопольного законодательства рассматривается судьей.

6. Сумма административного штрафа перечисляется в республиканский бюджет.

(В статью 39 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Таджикистан от 03.07.2012 г. №843, 28.12.2012 г. №910, 08.08.2015 г. №1220)

Статья 40. Административное приостановление действия лицензии на осуществление определенного вида деятельности

1. Административное приостановление действия лицензии на осуществление определенного вида деятельности, предоставленной уполномоченным государственным органом физическому или юридическому лицу, применяется за нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

2. Срок административного приостановления действия лицензии на осуществление определенного вида деятельности не может быть более шести месяцев.

3. Административное взыскание в виде приостановления действия лицензии на осуществление определенного вида деятельности назначается лицензионным органом.

Статья 41. Лишение лицензии на осуществление определенного вида деятельности

1. Лишение лицензии на осуществление определенного вида деятельности, предоставленной уполномоченным государственным органом либо физическому или юридическому лицу, применяется за систематическое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

2. Административное взыскание в виде лишения действия лицензии на осуществление определенным видом деятельности налагается судьей.

Статья 42. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу

1. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортными средствами, права охоты, права хранения, ношения огнестрельного оружия, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, право пользования земельными участками и т.д.) за совершение административного правонарушения, устанавливается и применяется за грубое или систематическое нарушение правил пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Срок лишения специального права устанавливается на срок от двух месяцев до десяти лет.

2. Решение о назначении административного наказания в форме лишения специального права принимает судья.

3. Лишение специального права в виде права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, которые пользуются этими транспортными средствами в связи с инвалидностью, либо транспортное средство является основным источником средств к существованию лица, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, неподчинение законным требованиям сотрудника милиции, а также самовольного оставления места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются.

(В статью 42 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 28.08.2017 г. №1466)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 43. Административное приостановление определенного вида деятельности

1. Административное приостановление определенного вида деятельности заключается во временном прекращении деятельности физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий и сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, работ, оказания услуг.

2. Административное приостановление определенного вида деятельности применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей, а также табачной продукции и в иных случаях, прямо предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

3. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до трех месяцев и назначается компетентным органом только в случаях и в порядке, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

4. Компетентный орган на основании ходатайства физического, должностного или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления определенного вида деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные частями первой и второй настоящей статьи, послужившие основанием для наложения данного административного взыскания.

Статья 44. Возмездное принудительное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения

1. Возмездное принудительное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

2. Порядок применения возмездного принудительного изъятия и перечень предметов, подлежащих изъятию, устанавливаются настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Таджикистан. Возмездное принудительное изъятие назначается только судьей.

3. Возмездное принудительное изъятие должно соответствовать характеру совершенного административного правонарушения.

4. Собственность третьего лица, которая не принадлежит правонарушителю, подвергается возмездному принудительному изъятию лишь тогда, когда будет доказано, что во время ее приобретения третье лицо было осведомлено о намерении правонарушителя.

Статья 45. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения

1. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискация такого предмета назначается только судьей. Конфискации подлежит лишь предмет, принадлежащий на праве собственности правонарушителю, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Таджикистан.

2. Конфискация должна соответствовать характеру совершенного административного правонарушения.

3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или непосредственного объекта административного правонарушения:

— подлежащего в соответствии с законодательством Республики Таджикистан возвращению их законному собственнику;

— изъятого из гражданского оборота либо находившегося по иным причинам в незаконном владении лица, совершившего административное правонарушение, и на этом основании подлежащего обращению в собственность государства или уничтожению.

4. Предметом, явившемся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, который не принадлежит правонарушителю, а является собственностью третьих лиц, за исключением административных правонарушений в области таможенного законодательства, подвергается конфискации лишь тогда, когда будет доказано, что во время их приобретения третье лицо было осведомлено о факте правонарушения.

5. Порядок применения конфискации и перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан.

(В статью 45 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 24.02.2017 г. №1383)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 46. Административное выдворение с территории Республики Таджикистан иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Административное выдворение с территории Республики Таджикистан иностранных граждан и лиц без гражданства как административное взыскание, заключается в принудительном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства с территории Республики Таджикистан в случаях:

— если их деяния (действия или бездействие) противоречат интересам обеспечения общественной и государственной безопасности или охраны общественного порядка;

— если это мера необходима для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Республики Таджикистан и других лиц;

— если они нарушили требования законодательных актов Республики Таджикистан.

2. Административное выдворение с территории Республики Таджикистан иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется путем принудительного и контролируемого перемещения указанных лиц через Государственную границу Республики Таджикистан за пределы Республики Таджикистан в случаях нарушения ими порядка пребывания в Республике Таджикистан, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством Республики Таджикистан, путем контролируемого самостоятельного выезда иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Таджикистан.

3. Административное выдворение с территории Республики Таджикистан иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается как мера административного взыскания в отношении указанных лиц и налагается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Республику Таджикистан уполномоченным государственным органом или уполномоченным должностным лицом.

Статья 47. Административный арест

1. Административный арест как административное взыскание состоит из краткосрочного лишения лица свободы за совершение административного правонарушения и принудительное привлечение к общественно-полезному труду на условиях и в порядке, определяемом Правительством Республики Таджикистан.

2. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества, назначается судьей и устанавливается на срок от одного до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения на срок до тридцати суток.

3. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, прямо предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и не может применяться в отношении беременных женщин, женщин, воспитывающих детей в возрасте до четырнадцати лет, лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, инвалидов 1 и 2 групп, а также лиц, достигших пенсионного возраста.

4. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Глава 5. Наложение административного взыскания


Статья 48. Общие правила наложения административного взыскания

1. Административное взыскание за совершение административного правонарушения применяется в пределах, установленных настоящим Кодексом.

2. При применении административного взыскания к физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. При применении административного взыскания к должностному лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность правонарушителя, имущественное и должностное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

4. При применении административного взыскания к юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.