Защита культурных ценностей и право собственности на них

Защита культурных ценностей в международном частном праве

На регулирование защиты культурных ценностей направлены следующие международные акты:

  • Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (Рим, 24 июня 1995 г.);
  • Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (Париж, 17 ноября 1970 г.);
  • Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.);
  • Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей (Москва, 15 апреля 1994 г.);
  • Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам задержания и возврата культурных ценностей, незаконно провозимых через государственные границы (Пловдив, 22 апреля 1986 г.).

Культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки и которые относятся к перечисляемым ниже категориям:

а) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;
б) ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями;
в) археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия;
г) составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест;
д) старинные предметы более чем столетней давности, такие, как надписи, чеканные монеты и печати;
е) этнологические материалы:
ж) художественные ценности, такие, как:

  • полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки);
  • оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов;
  • оригинальные гравюры, эстампы и литографии;
  • оригинальные художественные подборки и монтаж из любых материалов;
  • редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т.д.). отдельно или в коллекциях;
  • почтовые марки, налоговые и аналогичные марки, отдельно или в коллекциях;
  • архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы;
  • мебель более чем столетней давности и старинные музыкальные инструменты.

Защита культурных ценностей и право собственности на них

Право Защита культурных ценностей и права собственности на них.

1. Во многих государствах предусмотрены специальные меры для защиты права собственности и иных вещных прав в отношении такой категории движимых вещей, как культурные ценности.

В ряде государств были приняты законы, запрещающие или ограничивающие вывоз культурных ценностей. Однако не всегда эти национальные ограничения признавались за пределами государства, их установившего, о чем свидетельствует судебная практика. Имеются страны, ввоз в которые культурных ценностей не ограничен. В странах ЕС ситуация изменилась после реализации в этих странах Директивы ЕС 1993 г. N 93/7 о возвращении незаконно вывезенных культурных ценностей из одного государства — члена ЕС в другое. Согласно этой Директиве вопрос о собственности на культурную ценность после её возврата должен был определяться на основании положений права страны — члена ЕС, сделавшей запрос о возврате. В 1995 г. была принята Конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях (Россия относится к числу стран, подписавших Конвенцию, но ещё не ратифицировавших). Целями Конвенции являются, в частности, защита культурного достояния и культурных обменов, содействие эффективной борьбе с хищениями и незаконной торговлей культурными ценностями. Под культурными ценностями в Конвенции понимаются ценности, которые с точки зрения религиозной или светской обладают важностью для археологии, предыстории (антропологии), истории, литературы, искусства или науки и которые принадлежат к одной из категорий, перечисленных в приложении к Конвенции.

Конвенция предусматривает обязанность владельца похищенной культурной ценности вернуть (реституцировать) ее. Любая просьба о реституции должна быть внесена в трехлетний срок, считая с момента, когда истцу стало известно о месте, где находится культурная ценность, и о личности её владельца, и во всех случаях в 50-летний срок, считая с момента похищения. Однако реституция культурной ценности, являющейся неотъемлемой частью определенного памятника или археологического заповедника (ландшафта) либо частью общественной коллекции, не подлежит никаким срокам давности, кроме трехлетнего срока, считая с момента, когда истцу стало известно о месте, где находится культурная ценность, и о личности её владельца (ст. 3). Владелец культурной ценности, который приобрел эту ценность после её незаконного вывоза, имеет право требовать от государства-истца в момент её возврата справедливого возмещения убытков при условии, что он не знал или не предполагал в момент приобретения, что ценность могла быть похищена (ст. 4). Таким образом, согласно Конвенции УНИДРУА, обеспечивается и защита права владельца похищенной ценности в случае добросовестного приобретения, поскольку предусматривается возмещение ущерба, понесенного таким добросовестным приобретателем.

Защита культурных ценностей и права собственности на них

В 1995 г. была принята Конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях(Россия относится к числу стран, подписавших Конвенцию, но еще не ратифицировавших).

Целями Конвенции являются, в частности, защита культурного достояния и культурных обменов, содействие эффективной борьбе с хищениями и незаконной торговлей культурными ценностями. Под культурными ценностями в Конвенции понимаются ценности, которые с точки зрения религиозной или светской обладают важностью для археологии, предыстории (антропологии), истории, литературы, искусства или науки и которые принадлежат к одной из категорий, перечисленных в приложении к Конвенции.

Конвенция предусматривает обязанность владельца похищенной культурной ценности вернуть (реституцировать) ее. Любая просьба о реституции должна быть внесена в трехлетний срок, считая с момента, когда истцу стало известно о месте, где находится культурная ценность, и о личности ее владельца, и во всех случаях в 50-летний срок, считая с момента похищения. Однако реституция культурной ценности, являющейся неотъемлемой частью определенного памятника или археологического заповедника (ландшафта) либо частью общественной коллекции, не подлежит никаким срокам давности, кроме трехлетнего срока, считая с момента, когда истцу стало известно о месте, где находится культурная ценность, и о личности ее владельца (ст. 3). Владелец культурной ценности, который приобрел эту ценность после ее незаконного вывоза, имеет право требовать от государства-истца в момент ее возврата справедливого возмещения убытков при условии, что он не знал или не предполагал в момент приобретения, что ценность могла быть похищена (ст. 4). Таким образом, согласно Конвенции УНИДРУА обеспечивается и защита права владельца похищенной ценности в случае добросовестного приобретения, поскольку предусматривается возмещение ущерба, понесенного таким добросовестным приобретателем.

Принятые в 1992 г. Основы законодательства Российской Федерации о культуре предписывали осуществлять целенаправленную политику по возвращению незаконно вывезенных с территории Российской Федерации культурных ценностей.

Кроме основ действует Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей от 15 апреля 1993 г. В законе определены категории культурных ценностей, не подлежащих вывозу из Российской Федерации.

Статья 9. Культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации

1. Вывозу из Российской Федерации не подлежат следующие категории культурных ценностей:

движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания;

движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;

Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 36 ; Нарушение авторских прав

Защита культурных ценностей и права собственности на них;

Действующие международные договоры создают единый механизм, направленный на защиту иностранных инвестиций, и исходят из некоторых единых принципов правового регулирования инвестиционных отношений.

Особенностью национального инвестиционного законодательства является, то что оно не применяет коллизионный способ регули­рования и его нормы прямо регулируют отношения между ино­странным частным инвестором и государством.

В принимающих государствах иностранным инвестициям мо­жет быть предоставлен национальный режим, режим наибольшего благоприятствования или привилегированный режим. При нацио­нальном режимеиностранные инвесторы осуществляют свою дея­тельность на тех же условиях, что и национальные инвесторы, за некоторым исключением. При режиме наибольшего благоприятство­ванияиностранным инвесторам предоставляются равные условия осуществления инвестиционной деятельности без предоставления каких-либо преимуществ некоторым из них. Привилегированный режим(режим преференций) заключается в предоставлении некоторых льгот при ввозе сырья и оборудования, освобождении от та­моженных пошлин и налогов и т. д.

Принимающие государства могут проводить мероприятия по ограничению иностранных капиталовложений, которые сводятся к следующему: 1) запрещение деятельности иностранного инвестора в определенных отраслях экономики; 2) установление особого государственного контроля за допуском иностранного инвестора к разработке недр и естественных богатств; 3) обязательное долевое участие государства в создаваемых иностранным инвестором предприятиях; 4) установление специального фискального режима; 5) определение концессионной политики.

Правовая база для иностранного инвестирования в Россий­ской Федерации прежде всего представлена специальными зако­нами: «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 г., «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г.Кроме того, имеются отдельные отраслевые законы, а также указы Президента и постановления Правительства,

Закон об иностранных инвестициях от 14 июля 1999 г. пони­мает под иностранными инвестициями вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на террито­рии РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих ино­странному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответ­ствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бу­маг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, иму­щественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллекту­альную собственность), а также услуг и информации (ст. 2).

Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятель­ность иностранных инвесторов по их осуществлению, согласно ст. 4 Закона, не может быть менее благоприятен, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ, лишь за некоторым исключением. Изъятия ограничивающего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъ­ятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ. При этом виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством РФ.

Закон предусматривает целый комплекс мер, представляющих собой гарантии капиталовложениям иностранных инвесторов. Перечень этих мер значительно расширился по сравнению с 1991 г. когда был принят первый российский закон об иностранных инвестициях. Среди них гарантии: правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ; использования ино­странным инвестором различных форм осуществления инвести­ций на территории РФ; перехода прав и обязанностей иностран­ного инвестора другому лицу; компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерче­ской организации с иностранными инвестициями; защиты от не­благоприятного изменения законодательства РФ; обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с инвестици­онной деятельностью; использования на территории РФ и пере­вода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно по­лученных денежных сумм; права на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностран­ной инвестиции; права на приобретение ценных бумаг; участия в приватизации; предоставления права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижи­мое имущество (ст. 5—15).

В 1995 г. была принята Конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях(Россия относится к числу стран, подписавших Конвенцию, но еще не ратифицировавших).

Целями Конвенции являются, в частности, защита культурного достояния и культурных обменов, содействие эффективной борьбе с хищениями и незаконной торговлей культурными ценностями. Под культурными ценностями в Конвенции понимаются ценности, которые с точки зрения религиозной или светской обладают важностью для археологии, предыстории (антропологии), истории, литературы, искусства или науки и которые принадлежат к одной из категорий, перечисленных в приложении к Конвенции.

Конвенция предусматривает обязанность владельца похищенной культурной ценности вернуть (реституцировать) ее. Любая просьба о реституции должна быть внесена в трехлетний срок, считая с момента, когда истцу стало известно о месте, где находится культурная ценность, и о личности ее владельца, и во всех случаях в 50-летний срок, считая с момента похищения. Однако реституция культурной ценности, являющейся неотъемлемой частью определенного памятника или археологического заповедника (ландшафта) либо частью общественной коллекции, не подлежит никаким срокам давности, кроме трехлетнего срока, считая с момента, когда истцу стало известно о месте, где находится культурная ценность, и о личности ее владельца (ст. 3). Владелец культурной ценности, который приобрел эту ценность после ее незаконного вывоза, имеет право требовать от государства-истца в момент ее возврата справедливого возмещения убытков при условии, что он не знал или не предполагал в момент приобретения, что ценность могла быть похищена (ст. 4). Таким образом, согласно Конвенции УНИДРУА обеспечивается и защита права владельца похищенной ценности в случае добросовестного приобретения, поскольку предусматривается возмещение ущерба, понесенного таким добросовестным приобретателем.

Принятые в 1992 г. Основы законодательства Российской Федерации о культуре предписывали осуществлять целенаправленную политику по возвращению незаконно вывезенных с территории Российской Федерации культурных ценностей.

Кроме основ действует Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей от 15 апреля 1993 г. В законе определены категории культурных ценностей, не подлежащих вывозу из Российской Федерации.

Статья 9. Культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации

1. Вывозу из Российской Федерации не подлежат следующие категории культурных ценностей:

движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания;

движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;

Защита вещных прав на культурные ценности

Признание права собственности на культурные ценности имеет большое значение для развития международного культурного сотрудничества. В целях защиты вещных прав на культурные ценности и сохранения культурных ценностей как части культурного наследия Российской Федерации был принят Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Закон дает определение понятия «культурные ценности». К ним относятся «движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ», в том числе приобретенные в результате добровольных обменов, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности. Основной целью принятия Закона была защита культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них. Для достижения этой цели Закон среди различных мер регулирования предусматривает ряд ограничений для собственников культурных ценностей. Не допускается передача собственником правомочий по владению, пользованию и распоряжению указанными ценностями, а также их продажа, если эти действия могут способствовать незаконному вывозу и ввозу культурных ценностей.

С целью защиты вещных прав Российского государства на культурные ценности, попавшие на ее территорию в результате Второй мировой войны, потребовалось принятие Федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации».

Проблемы «перемещенных культурных ценностей» связаны прежде всего с признанием права собственности на эти предметы Российского государства. Закон выделяет культурные ценности, попавшие на территорию РФ в качестве компенсаторной реституции, т.е. в результате применения международно-правовой ответственности к государству- агрессору. Все культурные ценности, перемещенные на территорию РФ в осуществление ее права на компенсаторную реституцию, признаются федеральной собственностью России за двумя исключениями. Исключение касается тех перемещенных культурных ценностей, в отношении которых существует гарантия права собственности Республики Беларусь, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Молдова, Украины и Эстонской Республики, (ст. 7). Другое исключение касается перемещенных культурных ценностей, которые попали на территорию РФ не в качестве компенсаторной реституции (ст. 8). На такие перемещенные культурные ценности могли бы быть заявлены вещные права их истинными собственниками, например государством, представившим доказательства о заявленном требовании их реституции до истечения сроков, установленных мирными договорами, заключенными между воевавшими государствами по окончании войны (срок установлен до 15 марта 1948 г. в мирных договорах с Болгарией, Венгрией, Италией и Румынией, до 15 сентября 1948 г. в мирных договорах с Финляндией, до 1 февраля 1950 г. в мирном договоре с Германией (п. 1 ст. 8)).

Закон предусматривает условия международного сотрудничества в вопросах выявления и возвращения культурных ценностей. К таким условиям относится соблюдение определяемого в законе порядка заявления претензии заинтересованным государством (ст. 9). Закон также предусматривает условия возврата в Российскую Федерацию се культурных ценностей, разграбленных и незаконно вывезенных с территории Союза ССР оккупационными войсками бывших неприятельских государств. Основанием такого возврата также является признание права собственности на перемещенные культурные ценности. В Законе приводится перечень международных договоров, в которых может быть выражено признание вещных прав на культурные ценности договаривающимися государствами в целях развития культурного сотрудничества (ст. 22).

Приведенный перечень международных договоров включает в себя международные договоры о культурном сотрудничестве на основе уже достигнутого признания права собственности участвующего в нем государства на перемещенные культурные ценности. Он допускает действие и иных международных договоров, например, направленных на признание государствами – участниками решений федерального органа РФ по претензиям иностранных государств и ходатайствам иностранных граждан о передаче перемещенных культурных ценностей, которые им ранее принадлежали.

Защита культурных ценностей во время конфликта

29-10-2010 Обзор

Защита культурных ценностей во время вооруженных конфликтов основана на принципе, гласящем, что ущерб, наносимый культурным ценностям любого народа, является, по формулировке Гаагской конвенции 1954 года, «ущербом для культурного наследия всего человечества».

Культурные ценности пользуются защитой во время войны на основе двух установлений. Поскольку культурные ценности, как правило, являются гражданскими объектами по своей природе, на них распространяются общие положения гуманитарного права, защищающие гражданскую собственность.

С другой стороны, специальная защита культурного наследия всех народов, закрепленная Гаагской конвенцией 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и Дополнительными протоколами 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года, стала частью обычного международного права.

К сожалению, в течение веков в результате военных действий многие произведения искусства были утрачены, а памятники культуры повреждались или уничтожались. Несмотря на то что традиция охранять культурные ценности существовала с древнейших времен, разрушительные последствия Второй мировой войны заставили международное сообщество действовать и установить специальные правила правовой защиты.

Согласно Гаагской конвенции 1954 года каждое государство должно принимать меры для защиты своих культурных ценностей от вооруженных нападений. Для этого можно, например, перевезти эти ценности подальше от мест, где происходят военные действия, или, если речь идет о памятниках истории, не размещать вблизи них военные объекты.

Стороны вооруженного конфликта не имеют права направлять военные действия против культурных ценностей, и они обязаны, по возможности, не причинять случайного ущерба таким ценностям. Запрещается использовать культурные ценности в военных целях.

Тем не менее Гаагская конвенция признает, что существуют ситуации, при которых нападение на объект культурной ценности может быть законным, а именно в случаях, когда такая культурная ценность была превращена в военную цель и, следовательно, нападение на нее вызывается «настоятельной военной необходимостью».

Оккупирующие державы должны защищать культурные ценности, находящиеся под их контролем, от воровства, разграбления или незаконного присвоения. Если культурные ценности вывезены с оккупированной территории в целях их сохранения, то по окончании военных действий их надлежит вернуть на место.

В связи с тем, что происходило во время Второй мировой войны, международное право запрещает также разрушать культурные ценности в целях устрашения населения, находящегося на оккупированной территории, а также в качестве репрессалий.

Страны – участники Гаагской конвенции несут ответственность за имплементацию ее положений, соответствующие нормы о защите культурных ценностей должны быть внесены в их национальные законодательства. Они также обязаны добиваться соблюдения этих положений в случае их нарушений. На международном уровне особую ответственность за мониторинг соблюдения Конвенции и за помощь в деле защиты и сохранения культурных ценностей несет ЮНЕСКО.

В течение своей более чем полувековой истории Гаагская конвенция превратилась в четкую правовую систему. Она была усилена Дополнительными протоколами 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года, Римским статутом Международного уголовного суда 1998 года, а также Вторым протоколом 1999 года к самой Гаагской конвенции.