Уголовный кодекс форма права

Вина и ее формы

Раздел 5 — Уголовного Кодекса Украины
Вина и ее формы

Статья 23. Вина

Виной является психическое отношение лица к совершенному действию или бездействию, предусмотренному Уголовным кодексом, и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Статья 24. Умысел и его виды

1. Умысел подразделяется на прямой и косвенный.

2. Прямым является умысел, если лицо осознавало общественно опасный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидело его общественно опасные последствия и желало их наступления.

3. Косвенным является умысел, если лицо осознавало общественно опасный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидело его общественно опасные последствия и хотя не желало, но сознательно допускало их наступление.

Статья 25. Неосторожность и ее виды

1. Неосторожность подразделяется на преступную самоуверенность и преступную небрежность.

2. Неосторожность является преступной самоуверенностью, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния (действия или бездействия), но легкомысленно рассчитывало их предотвращение.

3. Неосторожность является преступной небрежностью, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния (действия или бездействия), хотя должно было и могло их предвидеть.

Уголовный кодекс форма права

Рис. 2.4. Система международного права

Особое положение занимает международное право система норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества. Оно делится на международное публичное и на международное частное право. Вопрос о правовой природе норм международного права является спорным, так как им не свойственен основной системообразующий признак права – обеспечение норм права государственным принуждением. Исполнение же норм международного права, как правило, зависит от доброй воли самих государств (рис. 2.4).

Система права, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии. С возникновением новых, более прогрессивных отношений, требующих правового регулирования, она пополняется новыми нормами, институтами, подотраслями, отраслями, становится более совершенной и эффективной.

§ 6 Формы (источники) права 73

§ 6. Формы (источники) права

Рассмотрение формы права предполагает уяснение вопроса о том, какими способами и где формулируются правовые нормы. В самом деле, правовая норма – это всего лишь правило поведения, т. е. абстракция, не существующая сама по себе. Для того чтобы правило поведения, установленное государственным органом, выполняло свои функции, оно должно быть выражено в доступной для восприятия форме. Однако и этого мало. Форма выражения правовых норм должна с достоверностью свидетельствовать о том, что правило поведения установлено государством или подлежит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности.

Очень часто понятия «форма права» и «источник права» отождествляются. Строго говоря, это все же разные понятия.

Источники права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. В этом смысле «источник» – это как бы корень, из которого растет могучее дерево, называемое правом. Источником права являются объективная реальность, т. е. развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т. п.), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе централизованных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

Форма права – это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.

Выделяют три основные формы права.

I . Правовой обычай. Это самый древний источник права, да и само право как социальное явление зародилось в значительной мере в результате приспособления обычаев, их корректировки в соответствии с интересами имущих классов. Так, первые законы античного и феодального обществ, по существу, были сводами обычного права отдельных племен (Русская Правда, Салическая Правда, Саксонская Правда и др.). Вообще обычай – правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу

74 Глава II Теория права

привычки. Так, еще в древности зародился обычай передавать имущество умершего его родственникам.

Однако не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права. Как государство признает обычай источником права? Оно может, например, для этого принять нормативно-правовой акт, указывающий на необходимость применения соответствующих обычаев, а может просто осуществлять их защиту в судах. Так, российские суды при разводе супругов обычно оставляют ребенка с матерью, хотя ни в одном нормативном акте такого правила нет. Но так как этот обычай применяется судами, то можно признать его правовым.

Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен. К некоторым обычаям оно относится безразлично (например, к древнерусскому обычаю «помочи»), а с некоторыми борется (например, с обычаем кровной мести, распространенным среди народов Кавказа).

В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако и в настоящее время эта форма права, хотя и не часто, все же употребляется.

Правовой обычай как источник права имеет немало достоинств. Вот почему он на протяжении многих веков использовался людьми, а во многих современных африканских государствах он и сейчас является основным источником права. Среди достоинств обычая можно назвать следующие:

1) возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

2) выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и, как следствие, – большая его объективность;

3) устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

4) большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.

Однако обычаям присущи и существенные недостатки.

1) косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;

2) неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;

3) небольшая сфера распространения, местный характер.

§ 6 Формы (источники) права 75

II . Юридический прецедент (юридическая практика). Это

более распространенный источник права, чем правовой обычай. Он встречался еще в Древнем Риме, господствовал в средние века. В настоящее время играет главную роль в Англии и в странах, в которых получило развитие так называемое англосаксонское, или общее, право.

Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному делу (судебному или административному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа власти) либо суд в полном составе (или государственный орган в целом) принимает решение по делу. При этом решение не должно ими приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судей (или должностных лиц). Они обязаны руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, наконец, житейским опытом. Если данное решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Однако для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется.

Прецедентное право (его еще называют свободным правом) имеет много достоинств, и сегодня оно используется довольно широко по следующим причинам:

1) прецедент – это результат логики и здравого смысла, использование которых, как правило, приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;

2) прецедент обладает большой убедительностью, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств;

3) прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, нежели нормативный акт: ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Но прецедентное право страдает и недостатками. Вот они:

76 Глава П. Теория права

1) прецедент не имеет того авторитета, а следовательно, и обязательности, которая присуща нормативному акту;

2) прецедент допускает возможность произвола;

3) объем действия прецедента не определен.

Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Они лишь подчеркивают, что в использовании юридического прецедента нужно соблюдать меру.

III . Нормативный акт. Как источник права – это наиболее позднее творение человеческого разума. Но несмотря на это, он становится все более и более распространенным даже в тех странах, где традиционно большую роль играют другие источники права (в арабских странах – религиозные воззрения, в странах Британского Содружества Наций – прецедент). И не случайно. Нормативный акт – очень удобная форма права, поскольку обладает многими достоинствами:

1) нормативные акты позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни; они могут быть относительно быстро изданы, в любом объёме изменены, а то и отменены; 2) нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией Российской Федерации и не должны ей противоречить. Благодаря этой особенности они в состоянии направить развитие всего общества в единое русло и установить порядок; 3) нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку они являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для местничества; 4) если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

Переход к нормативному регулированию посредством нормативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они применялись для регламентации лишь сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилось. Они стали использоваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающей формой правового регулирования.

§ 7. Нормативные акты и их виды 77

§ 7. Нормативные акты и их виды

Нормативный акт – это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты – это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному ,и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

B -третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта-, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения, исходя из презумпции знания закона, и налагать санкции.

Требования, предъявляемые к нормативным актам. Укажем лишь на самые важные из них.

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если

78 Глава П. Теория права

они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом. Однако именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативно-правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Закон о выборах, которым вводятся элементы пропорциональной избирательной системы, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии таковых в российской действительности (партии-головастики, т. е. партии, не имеющие электората, не в счет).

2. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (освобождение от налогов малых предприятий в течение двух лет с момента создания) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере сокрытой суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

§ 7 Нормативные акты и их виды 79

3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.

Нормативные акты при разумном и умелом их составлении – могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые максимально должны учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации исполнения Указа повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территории городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важным является разработка руководства по производству нормативных актов (закона об издании нормативных актов).

Виды нормативных актов. Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные высшими и центральными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов.

Законы – это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы – это наиболее значительный вид нормативных актов. Во-первых, законы могут приниматься только одним органом – парламентом, которому принадлежит законодательная

80 Глава П. Теория права

власть в стране. Так, в США законы принимаются Конгрессом США, в России – Федеральным Собранием.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

По своей значимости законы делятся на три группы:

основные законы (конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства (основные права и свободы граждан, систему государственной власти, гражданство и др.);

конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции (Закон о Президенте, Закон о выборах в Государственную Думу, Закон о судебной системе и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Закон об акционерных обществах, Гражданский кодекс, Закон о подоходном налоге с физических лиц и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов – кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в Уголовном кодексе собраны все нормы о преступлении и наказании, в Гражданском кодексе – самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс – это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую

§ 7. Нормативные акты и их виды 81

систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы части особенной, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Уголовном кодексе в Общей части содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной же части предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Законодательный процесс. В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для его реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законотворческий (законодательный) процесс проходит в своем развитии несколько стадий.

1. Законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано, во-первых, с тем, что его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах.

2. Подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тот орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе

3. Обсуждение законопроекта. Происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки Проект может проходить несколько чтений (обсуждений), число которых в законе не ограничено.

4. Принятие закона. Осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных – двух

82 Глава II . Теория права

третей от общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрения не последовало, то закон считается принятым В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который, в свою очередь, может наложить на него и вето.

5. Опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия – необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение, да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты

Указы. Их издает Президент России по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. В случае, если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом недействительным. По своему содержанию указы Президента связаны в основном с конкретизацией и детализацией действующих законов, принятием правил и положений, названных в актах парламента. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам обороны, охраны общественного порядка, гражданства, помилования. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации».

Постановления. Этот вид нормативных актов издается Правительством России. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная защита населения, внешние экономические связи, организация министерств и ведомств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь – очень важный вид правотворчес-кой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления – зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они также в «Собрании законодательства Российской Федерации».

§ 7. Нормативные акты и их виды 83

Инструкции министерств и ведомств. Указанные органы создаются для руководства той или иной сферой деятельности, реализацией специальных исполнительных, контрольных, разрешительных или надзорных функций государства. Нормативные акты их, помимо инструкций, называются и другими терминами: приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Минфина, Центрального Банка, Министерства транспорта, Министерства труда и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств и ведомств в журнале «Нормативные акты министерств и ведомств».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации. Эти акты единого наименования пока не имеют (законы – это наиболее распространенное). Еще довольно узко определяется и круг вопросов, по которым могут издаваться акты законодательных органов субъектов Федерации. Это прежде всего введение и отмена налогов, утверждение бюджета, приватизация имущества. Причем принятие актов такого рода требует положительного заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик). Эти акты принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные вопросы – предоставление в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как представительных, так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты. Это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоратив-

84 Глава П. Теория права

ные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.) В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Привлечение к уголовной ответственности в форме частного обвинения (Новый Уголовно-процессуальный кодекс Украины)

Уголовно-процессуальный кодекс Украины 1960 года предусматривал лишь пять случаев, когда уголовное дело могло быть возбуждено только при наличии жалобы потерпевшего, т.е. в порядке частного обвинения (в случае совершения умышленного легкого телесного повреждения, умышленного легкого телесного повреждения, повлекшего кратковременное расстройство здоровья, умышленного нанесения удара, побоев или совершения иных насильственных действий, которые причинили физическую боль и не повлекли телесных повреждений, при самоуправстве, изнасиловании).

В новом Уголовно-процессуальном кодексе Украины значительно расширен перечень уголовных правонарушений, в случае совершения которых уголовное производство может быть начато следователем, прокурором только на основании заявления потерпевшего (уголовное производство в форме частного обвинения). Это следующие уголовные правонарушения, предусмотренные Уголовным кодексом Украины:

1) частью первой статьи 122 (умышленное средней тяжести телесное повреждение без отягчающих обстоятельствах), статьей 125 (умышленное легкое телесное повреждение), частью первой статьи 126 (умышленное нанесение удара, побоев или совершение других насильственных действий, без отягчающих обстоятельств), частью первой статьи 129 (угроза убийством без отягчающих обстоятельствах), статьей 132 (разглашение сведений о проведении медицинского осмотра на выявление заражения вирусом иммунодефицита человека или другой неизлечимой инфекционной болезни), частью первой статьи 133 (заражение венерической болезнью без отягчающих обстоятельств), частью первой статьи 135 (оставление в опасности без отягчающих обстоятельств), частью первой статьи 136 (неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, без отягчающих обстоятельств), частью первой статьи 139 (неоказание помощи больному медицинским работником без отягчающих обстоятельств), частью первой статьи 142 (незаконное проведение опытов над человеком без отягчающих обстоятельств), статьей 145 (незаконное разглашение врачебной тайны), частью первой статьи 152 (изнасилование без отягчающих обстоятельств), статьей 154 (принуждение ко вступлению в половую связь), частью первой статьи 161 (нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или религиозных убеждений без отягчающих обстоятельств), частью первой статьи 162 (нарушение неприкосновенности жилища без отягчающих обстоятельств), частью первой статьи 163 (нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной или другой корреспонденции, которые передаются средствами связи или через компьютер, без отягчающих обстоятельств), частью первой статьи 164 (уклонение от уплаты алиментов на содержание детей без отягчающих обстоятельств), частью первой статьи 165 (уклонение от уплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей без отягчающих обстоятельств), частью первой статьи 168 (разглашение тайны усыновления (удочерения) без отягчающих обстоятельств), частью первой статьи 176 (нарушение авторского права и смежных прав без отягчающих обстоятельств), частью первой статьи 177 (нарушение прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец, топографию интегральной микросхемы, сорт растений, рационализаторское предложение), статьей 180 (препятствование осуществлению религиозного обряда), статьей 182 (нарушение неприкосновенности частной жизни), частью первой статьи 194 (умышленное уничтожение или повреждение имущества без отягчающих обстоятельств), статьей 195 (угроза уничтожения имущества), статьей 197 (нарушение обязанностей по охране имущества), ст. 203-1 (незаконный оборот дисков для лазерных систем считывания, матриц, оборудования и сырья для их производства), частью первой статьи 206 (противодействие законной хозяйственной деятельности без отягчающих обстоятельств), статьей 219 (доведение до банкротства — относительно действий, которыми причинен вред кредиторам), статьей 229 (незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара), статьей 231 (незаконный сбор с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну), статьей 232 (разглашение коммерческой или банковской тайны), статьей 232-1 (незаконное использование инсайдерской информации — относительно действий, которыми причинен вред правам, свободам и интересам отдельных граждан или интересам юридических лиц), ст. 232-2 (сокрытие информации о деятельности эмитента), частью первой статьи 355 (принуждение к выполнению или невыполнению гражданско-правовых обязательств без отягчающих обстоятельств), статьей 356 (самоуправство — относительно действий, которыми причинен вред правам и интересам отдельных граждан или интересам владельца), частью первой статьи 361 (несанкционированное вмешательство в работу электронно-вычислительных машин (компьютеров), автоматизированных систем, компьютерных сетей или сетей электросвязи, без отягчающих обстоятельств), частью первой статьи 362 (несанкционированные действия с информацией, которая обрабатывается в электронно-вычислительных машинах (компьютерах), автоматизированных системах, компьютерных сетях или сохранится на носителях такой информации, совершенные лицом, которое имеет право доступа к ней, без отягчающих обстоятельств), статьей 364-1 (злоупотребление полномочиями служебным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы), статьей 365-1 (превышение полномочий служебным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы), статьей 365-2 (злоупотребление полномочиями лицами, предоставляющих публичные услуги) Уголовного кодекса Украины;

2) частью второй статьи 122 (умышленное средней тяжести телесные повреждения при отягчающих обстоятельствах), частью второй статьи 126 (побои и истязания при отягчающих обстоятельствах, за исключением случаев, если такие действия совершены группой лиц), статьей 128 (неосторожные тяжкие или средней тяжести телесные повреждения), частью первой статьи 130 (сознательное поставление другого лица в опасность заражения вирусом иммунодефицита человека или другой неизлечимой инфекционной болезни, опасной для жизни человека), частью первой статьи 146 (незаконное лишение свободы или похищение человека без отягчающих обстоятельств), частью второй статьи 152 (изнасилование, совершенное повторно или лицом, которое ранее совершило какое- либо из преступлений, предусмотренных статьями 153 — 155 Уголовного кодекса Украины), частью первой статьи 153 (насильственное удовлетворение половой страсти неестественным способом), частью первой статьи 286 (нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющие транспортными средствами, без отягчающих обстоятельств), частью первой статьи 296 (хулиганство без отягчающих обстоятельств), частью второй статьи 361 (несанкционированное вмешательство в работу электронно-вычислительных машин (компьютеров), автоматизированных систем, компьютерных сетей или сетей электросвязи, при отягчающих обстоятельствах), частью второй статьи 362 (несанкционированные действия с информацией, которая обрабатывается в электронно-вычислительных машинах (компьютерах), автоматизированных системах, компьютерных сетях или сохранится на носителях такой информации, совершенные лицом, имеющим право доступа к ней) Уголовного кодекса Украины — если они совершены мужем (женой) потерпевшего;

3) статье 185 (кража, кроме кражи, совершенной организованной группой), статьей 186 (грабеж, кроме грабежа, совершенного организованной группой), статьей 189 (вымогательство, кроме вымогательства, совершенного организованной группой, а также соединенного с насилием, опасным для жизни или здоровья лица), статьей 190 (мошенничество, кроме мошенничества, совершенного организованной группой), статьей 191 (присвоение, растрата имущества или овладение им путем злоупотребления служебным положением, кроме совершенного организованной группой, или вред от которого причинен государственным интересам), статьей 192 (причинение имущественного вреда путем обмана или злоупотребления доверием), частями первой или второй статьи 289 (незаконное овладение транспортным средством без особо отягчающих обстоятельств), статьей 357 (похищение, присвоение, вымогательство документов, штампов, печатей, овладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением или их повреждение) Уголовного кодекса Украины — если они совершены мужем (женой) потерпевшего, другим близким родственником или членом семьи потерпевшего, или если они совершены лицом, которое по отношению к потерпевшему было наемным работником и причинило вред исключительно собственности потерпевшего.

Потерпевший имеет право подать следователю, прокурору, иному служебному лицу органа, уполномоченного на начало досудебного расследования, заявление о совершении уголовного правонарушения в течение срока давности привлечения к уголовной ответственности за совершение конкретного уголовного правонарушения.

Таким образом, если потерпевший не желает, чтобы лицо было привлечено к уголовной ответственности, следователь, прокурор не имеет права начать уголовное производство.

Если примирение между потерпевшим и лицом, совершившим уголовное правонарушение, произошло уже после подачи соответствующего заявления, т.е. после начала уголовного производства, потерпевший имеет право отказаться от обвинения и в данном случае уголовное производство подлежит прекращению.

Возмещение вреда потерпевшему в уголовном производстве в форме частного обвинения может осуществляться на основании соглашения о примирении или без него.

Уголовный кодекс форма права

Статья 1. Задачи Уголовного кодекса Украины

1. Уголовный кодекс Украины имеет своей задачей правовое обеспечение охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Украины от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

2. Для осуществления этой задачи Уголовный кодекс Украины определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания применяются к лицам, их совершившим.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 2. Основание уголовной ответственности

1. Основанием уголовной ответственности является совершение лицом общественно опасного деяния, содержащего состав преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.

2. Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда.

3. Никто не может быть привлечен к уголовной ответственности за одно и то же преступление более одного раза.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

ЗАКОН ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Статья 3. Законодательство Украины об уголовной ответственности

1. Законодательство Украины об уголовной ответственности составляет Уголовный кодекс Украины, который основывается на Конституции Украины и общепризнанных принципах и нормах международного права.

2. Законы Украины об уголовной ответственности, принятые после вступления в силу настоящего Кодекса, включаются в него со времени вступления их в силу.

3. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.

4. Применение закона об уголовной ответственности по аналогии запрещено.

5. Законы Украины об уголовной ответственности должны соответствовать положениям, содержащимся в действующих международных договорах, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 4. Действие закона об уголовной ответственности во времени

1. Закон об уголовной ответственности вступает в силу через десять дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования.

2. Преступность и наказуемость, а также иные уголовно-правовые последствия деяния определяются законом об уголовной ответственности, действовавшим на время совершения этого деяния.

3. Временем совершения преступления признается время совершения лицом предусмотренного законом об уголовной ответственности действия или бездействия.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 5. Обратная сила закона об уголовной ответственности во времени

1. Закон об уголовной ответственности, устраняющий преступность деяния, смягчающий уголовную ответственность или иным образом улучшающий положение лица, имеет обратную силу во времени, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

2. Закон об уголовной ответственности, устанавливающий преступность деяния, усиливающий уголовную ответственность или иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы во времени.

3. Закон об уголовной ответственности, частично смягчающий уголовную ответственность или иным образом улучшающий положение лица, а частично усиливающий уголовную ответственность или иным образом ухудшающий положение лица, имеет обратную силу во времени только в той части, которая смягчает уголовную ответственность или иным образом улучшает положение лица.

4. Если после совершения лицом деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, закон об уголовной ответственности изменялся несколько раз, обратную силу во времени имеет тот закон, который отменяет преступность деяния, смягчает уголовную ответственность или иным образом улучшает положение лица.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 6. Действие закона об уголовной ответственности в отношении преступлений, совершенных на территории Украины

1. Лица, совершившие преступления на территории Украины, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступление признается совершенным на территории Украины, если оно было начато, продолжено, закончено или прекращено на территории Украины.

3. Преступление признается совершенным на территории Украины, если его исполнитель или хотя бы один из соучастников действовал на территории Украины.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и других граждан, которые по законам Украины и международным договорам, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, не подсудны по уголовным делам судам Украины, в случае совершения ими преступления на территории Украины разрешается дипломатическим путем.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 7. Действие закона об уголовной ответственности в отношении преступлений, совершенных гражданами Украины и лицами без гражданства за пределами Украины

1. Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, совершившие преступления за ее пределами, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

2. Если лица, указанные в части первой настоящей статьи, за совершенные преступления были подвергнуты уголовному наказанию за пределами Украины, они не могут быть привлечены в Украине к уголовной ответственности за эти преступления.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 8. Действие закона об уголовной ответственности в отношении преступлений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства вне пределов Украины

1. Иностранцы или лица без гражданства, не проживающие постоянно в Украине, совершившие преступления вне ее пределов, подлежат в Украине ответственности по настоящему Кодексу в случаях, предусмотренных международными договорами или если они совершили предусмотренные настоящим Кодексом особо тяжкие преступления против прав и свобод граждан Украины или интересов Украины.

2. Иностранцы или лица без гражданства, не проживающие постоянно в Украине, также подлежат в Украине ответственности по настоящему Кодексу, если они за пределами Украины совершили в соучастии с должностными лицами, которые являются гражданами Украины, любой из преступлений, предусмотренных в статьях 368 , 368 3, 368 4 , 369 и 369 2 настоящего Кодекса, или если они предлагали, обещали, предоставили неправомерную выгоду таким должностным лицам, или приняли предложение, обещание неправомерной выгоды или получили от них такую выгоду.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 9. Правовые последствия осуждения лица за пределами Украины

1. Приговор суда иностранного государства может быть учтен, если гражданин Украины, иностранец или лицо без гражданства были осуждены за преступление, совершенное за пределами Украины, и вновь совершили преступление на территории Украины.

2. В соответствии с частью первой настоящей статьи рецидив преступлений, неотбытое наказание или иные правовые последствия приговора суда иностранного государства учитываются при квалификации нового преступления, назначении наказания, освобождении от уголовной ответственности или наказания.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 10. Решение вопроса об уголовной ответственности лиц, подлежащих уголовной ответственности по законодательству иностранного государства и находятся на территории Украины, и исполнения приговоров, вынесенных иностранными судами или международными судебными учреждениями

1. Граждане Украины, которые совершили преступления за пределами Украины, не могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности и предания суду.

2. Иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Украины и находящиеся на территории Украины, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности и предания суду.

3. Украина может перенять уголовное производство, в котором судебными органами иностранного государства не вынесен приговор, в отношении граждан Украины и иностранцев, совершивших преступления за пределами Украины и находятся на территории Украины, но не могут быть выданы иностранному государству или в выдаче которых отказано, если деяние, в связи с которым запрашивается передача уголовного производства, согласно этому Кодексу признается преступлением.

4. Выполнение в Украине приговора иностранного суда или международного судебного учреждения возможно, если деяние, в результате совершения которого был вынесен приговор, согласно этому Кодексу признается преступлением или было бы преступлением в случае его совершения на территории Украины.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И СТАДИИ

Статья 11. Понятие преступления

1. Преступлением является предусмотренное настоящим Кодексом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления.

2. Не является преступлением действие или бездействие, которое хотя формально и содержит признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляет общественной опасности, то есть не причинило и не могло причинить существенного вреда физическому либо юридическому лицу, обществу или государству.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 12. Классификация преступлений

1. В зависимости от степени тяжести преступления делятся на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

2. Преступлением небольшой тяжести является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, либо другое, более мягкое наказание за исключением основного наказания в виде штрафа в размере трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

3. Преступлением средней тяжести является преступление, за которое предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере не более десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или лишение свободы на срок не более пяти лет.

4. Тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере не более двадцати пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или лишение свободы на срок не более десяти лет.

5. Особенно тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере более двадцати пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, лишение свободы на срок свыше десяти лет или пожизненное лишение свободы.

6. Степень тяжести преступления, за совершение которого предусмотрено одновременно основное наказание в виде штрафа и лишения свободы, определяется исходя из срока наказания в виде лишения свободы, предусмотренного за соответствующее преступление.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 13. Оконченное и неоконченное преступления

1. Оконченным преступлением признается деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

2. Неоконченным преступлением является приготовление к преступлению и покушение на преступление.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 14. Приготовление к преступлению

1. Приготовлением к преступлению является приискание или приспособление средств либо орудий, приискание соучастников или сговор на совершение преступления, устранение препятствий, а также иное умышленное создание условий для совершения преступления.

2. Приготовление к преступлению небольшой тяжести не влечет уголовной ответственности.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 15. Покушение на преступление

1. Покушением на преступление является совершение лицом с прямым умыслом деяния (действия или бездействия), непосредственно направленного на совершение преступления, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, если при этом преступление не было доведено до конца по причинам, не зависящим от его воли.

2. Покушение на совершение преступления является оконченным, если лицо выполнило все действия, которые считало необходимыми для доведения преступления до конца, но преступление не было окончено по причинам, не зависящим от его воли.

3. Покушение на совершение преступления является неоконченным, если лицо по причинам, не зависящим от его воли, не совершило всех действий, которые считало необходимыми для доведения преступления до конца.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 16. Уголовная ответственность за неоконченное преступление

Уголовная ответственность за приготовление к преступлению и покушение на преступление наступает по статье 14 или 15 и по той статье Особенной части настоящего Кодекса, которая предусматривает ответственность за оконченное преступление.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 17. Добровольный отказ при неоконченном преступлении

1. Добровольным отказом является окончательное прекращение лицом по своей воле приготовления к преступлению или покушению на преступление, если при этом оно осознавало возможность доведения преступления до конца.

2. Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

ЛИЦО, ПОДЛЕЖАЩЕЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ)

Статья 18. Субъект преступления

1. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, совершившее преступление в возрасте, с которого в соответствии с настоящим Кодексом может наступать уголовная ответственность.

2. Специальным субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, совершившее в возрасте, с которого может наступать уголовная ответственность, преступление, субъектом которого может быть только определенное лицо.

3. Должностными лицами являются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти или местного самоуправления, а также постоянно или временно занимают в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальному полномочию, которым лицо наделяется полномочным органом государственной власти, органом местного самоуправления, центральным органом государственного управления со специальным статусом, полномочным органом или уполномоченным должностным лицом предприятия, учреждения, организации, судом или законом.

4. Должностными лицами также признаются должностные лица иностранных государств (лица, занимающие должности в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства, в том числе присяжные заседатели, другие лица, осуществляющие функции государства для иностранного государства, в частности для публичного ведомства или публичного предприятия), иностранные третейские судьи, лица, уполномоченные решать гражданские, коммерческие или трудовые споры в иностранных государствах в порядке, альтернативном судебном, должностные лица международных организаций (работники международной организации или любые другие лица, уполномоченные такой организацией действовать от ее имени), а также члены международных парламентских собраний, участником которых является Украина, и судьи и должностные лица международных судов.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 19. Вменяемость

1. Вменяемым признается лицо, которое во время совершения преступления могло отдавать себе отчет в своих действиях (бездействии) и руководить ими.

2. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях (бездействии) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного расстройства психической деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния психики. К такому лицу по решению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера.

3. Не подлежит наказанию лицо, совершившее преступление в состоянии вменяемости, но до постановления приговора заболевшее психической болезнью, лишающей его возможности отдавать себе отчет в своих действиях (бездействии) или руководить ими. К такому лицу по решению суда могут применяться принудительные меры медицинского характера, а по выздоровлении такое лицо может подлежать наказанию.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 20. Ограниченная вменяемость

1. Подлежит уголовной ответственности лицо, признанное судом ограниченно вменяемым, то есть такое, которое во время совершения преступления, вследствие имеющегося у него психического расстройства, не было способно в полной мере отдавать себе отчет в своих действиях (бездействии) и (или) руководить ими.

2. Признание лица ограниченно вменяемым учитывается судом при назначении наказания и может быть основанием для применения принудительных мер медицинского характера.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 21. Уголовная ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения вследствие употребления алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения вследствие употребления алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 22. Возраст, с которого может наступать уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось шестнадцать лет.

2. Лица, совершившие преступления в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за умышленное убийство ( статьи 115-117 ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, работника правоохранительного органа, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащего, судьи, народного заседателя или присяжного в связи с их деятельностью, связанной с осуществлением правосудия, защитника или представителя лица в связи с деятельностью, связанной с оказанием правовой помощи, представителя иностранного государства ( статьи 112 , 348 , 379 , 400 , 443 ), умышленное тяжкое телесное повреждение ( статья 121 , часть третья статей 345 , 346 , 350 , 377 , 398 ), умышленное средней тяжести телесное повреждение ( статья 122 , часть вторая статей 345 , 346 , 350 , 377 , 398 ), диверсию ( статья 113 ), бандитизм ( статья 257 ), террористический акт ( статья 258 ), захват заложников ( статьи 147 и 349 ), изнасилование ( статья 152 ), насильственное удовлетворение половой страсти в извращенной форме ( статья 153 ), кражу ( статья 185, часть первая статей 262 , 308 ), грабеж ( статьи 186 , 262 , 308 ), разбой ( статья 187 , часть третья статей 262 , 308 ), вымогательство ( статьи 189 , 262 , 308 ), умышленное уничтожение или повреждение имущества ( часть вторая статей 194 , 347 , 352 , 378 , части вторая и третья статьи 399 ), повреждение путей сообщения и транспортных средств ( статья 277 ), угон или захват железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна ( статья 278 ), незаконное завладение транспортным средством ( части вторая и третья статьи 289 ), хулиганство ( статья 296 ).

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

ВИНА И ЕЕ ФОРМЫ

Виной является психическое отношение лица к совершенному действию или бездействию, предусмотренному настоящим Кодексом, и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 24. Умысел и его виды

1. Умысел подразделяется на прямой и косвенный.

2. Прямым является умысел, если лицо осознавало общественно опасный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидело его общественно опасные последствия и желало их наступления.

3. Косвенным является умысел, если лицо осознавало общественно опасный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидело его общественно опасные последствия и хотя не желало, но сознательно допускало их наступление.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 25. Неосторожность и ее виды

1. Неосторожность подразделяется на преступную самоуверенность и преступную небрежность.

2. Неосторожность является преступной самоуверенностью, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния (действия или бездействия), но легкомысленно рассчитывало их предотвращение.

3. Неосторожность является преступной небрежностью, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния (действия или бездействия), хотя должно было и могло их предвидеть.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

СОУЧАСТИЕ В ПРЕСТУПЛЕНИИ

Статья 26. Понятие соучастия

Соучастием в преступлении является умышленное совместное участие нескольких субъектов преступления в совершении умышленного преступления.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 27. Виды соучастников

1. Соучастниками преступления, наряду с исполнителем, являются организатор, подстрекатель и пособник.

2. Исполнителем (соисполнителем) является лицо, которое в соучастии с другими субъектами преступления непосредственно или путем использования других лиц, в соответствии с законом не подлежащих уголовной ответственности за совершенное, совершило преступление, предусмотренное настоящим Кодексом.

3. Организатором является лицо, которое организовало совершение преступления (преступлений) или руководило его (их) подготовкой либо совершением. Организатором также является лицо, создавшее организованную группу либо преступную организацию или руководившее ею, или лицо, обеспечивавшее финансирование либо организовывавшее сокрытие преступной деятельности организованной группы или преступной организации.

4. Подстрекателем является лицо, которое уговором, подкупом, угрозой, принуждением или иным образом склонило другого соучастника к совершению преступления.

5. Пособником является лицо, которое советами, указаниями, предоставлением средств либо орудий или устранением препятствий содействовало совершению преступления другими соучастниками, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, орудия либо средства совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, приобрести либо сбыть такие предметы или иным образом содействовать сокрытию преступления.

6. Не является соучастием не обещанное заранее сокрытие преступника, орудий и средств совершения преступления, следов преступления либо предметов, добытых преступным путем, или приобретение либо сбыт таких предметов. Лица, совершившие эти деяния, подлежат уголовной ответственности лишь в случаях, предусмотренных статьями 198 и 396 настоящего Кодекса.

7. Не является соучастием обещанное до завершения совершения преступления несообщение о достоверно известном подготавливаемом или совершаемом преступлении. Такие лица подлежат уголовной ответственности лишь в случаях, когда совершенное ими деяние содержит признаки иного преступления.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 28. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступной организацией

1. Преступление признается совершенным группой лиц, если в нем участвовало несколько (два или более) исполнителей без предварительного сговора между собой.

2. Преступление признается совершенным по предварительному сговору группой лиц, если его совместно совершили несколько лиц (два или более), которые заранее, то есть до начала преступления, договорились о совместном его совершении.

3. Преступление признается совершенным организованной группой, если в его приготовлении или совершении участвовало несколько лиц (три и более), которые заранее сорганизовались в устойчивое объединение для совершения этого и другого (других) преступлений, объединенных единым планом с распределением функций участников группы, направленных на достижение этого плана, известного всем участникам группы.

4. Преступление признается совершенным преступной организацией, если оно совершено устойчивым иерархическим объединением нескольких лиц (пять и более), члены которого или структурные части которого по предварительному сговору сорганизовались для совместной деятельности с целью непосредственного совершения тяжких или особо тяжких преступлений участниками этой организации, или руководства либо координации преступной деятельности других лиц, или обеспечения функционирования как самой преступной организации, так и иных преступных групп.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 29. Уголовная ответственность соучастников

1. Исполнитель (соисполнитель) подлежит уголовной ответственности по статье Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей совершенное им преступление.

2. Организатор, подстрекатель и пособник подлежат уголовной ответственности по соответствующей части статьи 27 и той статье (части статьи) Особенной части настоящего Кодекса, которая предусматривает преступление, совершенное исполнителем.

3. Признаки, характеризующие личность отдельного соучастника преступления, ставятся в вину лишь этому соучастнику. Другие обстоятельства, отягчающие ответственность и предусмотренные в статьях Особенной части настоящего Кодекса в качестве признаков преступления, влияющих на квалификацию действий исполнителя, ставятся в вину лишь соучастнику, осознававшему эти обстоятельства.

4. В случае совершения исполнителем неоконченного преступления другие соучастники подлежат уголовной ответственности за соучастие в неоконченном преступлении.

5. Соучастники не подлежат уголовной ответственности за деяние, совершенное исполнителем, если оно не охватывалось их умыслом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 30. Уголовная ответственность организаторов и участников организованной группы и преступной организации

1. Организатор организованной группы или преступной организации подлежит уголовной ответственности за все преступления, совершенные организованной группой или преступной организацией, если они охватывались его умыслом.

2. Другие участники организованной группы или преступной организации подлежат уголовной ответственности за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали, независимо от той роли, которую выполнял в преступлении каждый из них.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 31. Добровольный отказ соучастников

1. При добровольном отказе от совершения преступления исполнитель (соисполнитель) не подлежит уголовной ответственности при наличии условий, предусмотренных статьей 17 настоящего Кодекса. В этом случае другие соучастники подлежат уголовной ответственности за приготовление к тому преступлению или покушение на то преступление, от совершения которого добровольно отказался исполнитель.

2. Не подлежат уголовной ответственности при добровольном отказе организатор, подстрекатель или пособник, если они предотвратили совершение преступления или своевременно уведомили соответствующие органы государственной власти о готовящемся или совершаемом преступлении. Добровольным отказом пособника является также непредоставление им средств либо орудий совершения преступления или неустранение препятствий совершению преступления.

3. При добровольном отказе кого-либо из соучастников исполнитель подлежит уголовной ответственности за приготовление к преступлению или за покушение на преступление, в зависимости от того, на какой из этих стадий его деяние было прекращено.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

ПОВТОРНОСТЬ, СОВОКУПНОСТЬ И РЕЦИДИВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Статья 32. Повторность преступлений

1. Повторностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных той же статьей или частью статьи Особенной части настоящего Кодекса.

2. Повторность, предусмотренная частью первой настоящей статьи, отсутствует при совершении длящегося преступления, состоящего из двух или более тождественных деяний, объединенных единым преступным умыслом.

3. Совершение двух или более преступлений, предусмотренных разными статьями настоящего Кодекса, признается повторным лишь в случаях, указанных в Особенной части настоящего Кодекса.

4. Повторность отсутствует, если за ранее совершенное преступление лицо было освобождено от уголовной ответственности по основаниям, установленным законом, или если судимость за это преступление была погашена или снята.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 33. Совокупность преступлений

1. Совокупностью преступлений признается совершение лицом двух или более преступлений, предусмотренных разными статьями или разными частями одной статьи Особенной части настоящего Кодекса, ни за одно из которых оно не было осуждено. При этом не учитываются преступления, за которые лицо было освобождено от уголовной ответственности по основаниям, установленным законом.

2. При совокупности преступлений каждое из них подлежит квалификации по соответствующей статье или части статьи Особенной части настоящего Кодекса.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 34. Рецидив преступлений

Рецидивом преступлений признается совершение нового умышленного преступления лицом, имеющим судимость за умышленное преступление.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 35. Правовые последствия повторности, совокупности и рецидива преступлений

Повторность, совокупность и рецидив преступлений учитываются при квалификации преступлений и назначении наказания, при решении вопроса о возможности освобождения от уголовной ответственности и наказания в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ

Статья 36. Необходимая оборона

1. Необходимой обороной признаются действия, совершенные в целях защиты охраняемых законом прав и интересов обороняющегося лица, или другого лица, а также общественных интересов и интересов государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, необходимого и достаточного в данной обстановке для незамедлительного предотвращения либо пресечения посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

2. Каждое лицо имеет право на необходимую оборону независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам либо органам власти.

3. Превышением пределов необходимой обороны признается умышленное причинение посягающему тяжкого вреда, явно не соответствующего опасности посягательства или обстановке защиты. Превышение пределов необходимой обороны влечет уголовную ответственность лишь в случаях, специально предусмотренных в статьях 118 и 124 настоящего Кодекса.

4. Лицо не подлежит уголовной ответственности, если вследствие сильного душевного волнения, вызванного общественно опасным посягательством, оно не могло оценить соответствие причиненного им вреда опасности посягательства или обстановке защиты.

5. Не является превышением пределов необходимой обороны и не имеет последствием уголовную ответственность применение оружия или каких бы то ни было иных средств или предметов для защиты от нападения вооруженного лица или нападения группы лиц, а также для предотвращения противоправного насильственного вторжения в жилище либо другое помещение, независимо от тяжести вреда, причиненного посягающему.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 37. Мнимая оборона

1. Мнимой обороной признаются действия, связанные с причинением вреда при таких обстоятельствах, когда реального общественно опасного посягательства не было, и лицо, неправильно оценивая действия потерпевшего, лишь ошибочно допускало наличие такого посягательства.

2. Мнимая оборона исключает уголовную ответственность за причиненный вред лишь в случаях, когда сложившаяся обстановка давала лицу достаточные основания считать, что имело место реальное посягательство, и оно не осознавало и не могло осознавать ошибочности своего предположения.

3. Если лицо не осознавало и не могло осознавать ошибочности своего предположения, но при этом превысило пределы защиты, которые разрешаются в условиях соответствующего реального посягательства, оно подлежит уголовной ответственности как за превышение пределов необходимой обороны.

4. Если в сложившейся обстановке лицо не осознавало, но могло осознавать отсутствие реального общественно опасного посягательства, оно подлежит уголовной ответственности за причинение вреда по неосторожности.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 38. Задержание лица, совершившего преступление

1. Не признаются преступными действия потерпевшего и других лиц непосредственно после совершения посягательства, направленные на задержание лица, совершившего преступление, и доставление его соответствующим органам власти, если при этом не было допущено превышения мер, необходимых для задержания такого лица.