Статья 17 федерального закона об образовании в российской федерации

Оглавление:

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ)

  • проверено сегодня
  • закон от 14.08.2018
  • вступила в силу 30.12.2012

Ст. 17 Закон об образовании в последней действующей редакции от 30 декабря 2012 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Глава 2. Система образования

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

  • 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учётом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья называет формы получения образования и формы обучения. Следует, сказать, что отчасти положения комментируемой статьи 17 Закона Об образовании России не являются новыми, поскольку Закон N 3266-1 закрепил в своих положениях самостоятельную ст. 10, именуемую как «Формы получения образования». Между тем, отдельных положений о формах обучения ранее действующее законодательство не содержало.

Комментируемой статьей вводятся формы получения образования и формы обучения.

Форм получения образования две:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Формы обучения разделяются по формам получения образования:

в организациях осуществляющих образовательную деятельность — в очной, очно-заочной или заочной форме;

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность — в форме семейного образования и самообразования.

При системном анализе норм Закона, однако, можно выделить также надомное обучение, как форму обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (статья 66 Закона Об образовании в Российской Федерации).

Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возможно в научных организациях, в иных юридических лицах, где создается подразделение, осуществляющее образовательную деятельность, на производстве, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организациях социального обслуживания (ст. 31, 73 Закона). Если речь идет о нахождении ребенка в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или организациях, осуществляющих социальное обслуживание, то получение им начального общего, основного общего, среднего общего образования в указанных организациях обеспечивается в том случае, если получение образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно) (ст. 76 Закона).

В Законе N 3266-1 формой обучения являлся и экстернат. С принятием Закона N 279-ФЗ он более перестал быть формой обучения и трансформировался в институт, обеспечивающий государственную итоговую аттестацию в аккредитованных образовательных организациях обучавшихся в форме семейного образования или самообразования, либо в неаккредитованных образовательных организациях.

По-прежнему существует надомное обучение — для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В Законе оно нашло отражение, между тем как ранее, до его принятия, существовало только на уровне подзаконного регулирования. Соответствующие подзаконные акты и инструктивные письма сохранили свою значимость и сегодня: постановление Правительства РФ от 18.07.1996 г. N 861 (ред. от 04.09.2012 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях», письмо Минобразования РФ от 28.02.2003 г. N 27/2643-6, письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 г. N 29/1470-6, письмо Минобразования РСФСР от 14.11.1988 г. N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

Указанные акты касаются вопросов функционирования школ надомного обучения.

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по-прежнему осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Выбор формы обучения предусматривается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретной специальности и направлению подготовки и обусловливается возможностью получения образования по такой специальности в очно-заочной или заочной форме.

До момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 «Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается» и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1473 «Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается».

Образовательная организация реализует образовательную программу в дозволенной форме, а выбор формы обучения осуществляется обучающимся (его родителями). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

Поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, то данные органы должны вести и учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Итогом обучения в форме самообразования или семейного образования является итоговая аттестация в порядке экстерна в аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Закон устанавливает бесплатность такой аттестации по школьным программам, поскольку государство в соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации гарантирует бесплатность и общедоступность основного общего образования. В форме самообразования возможно профессиональное обучение. Получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования ребенком возможно в семье.

Помимо права на итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся в форме самообразования и семейного образования вправе проходить и промежуточную аттестацию.

Однако в соответствии со ст. 58 Закона прохождение промежуточной аттестации обязательно для обучающихся в форме семейного образования. Если промежуточный контроль не пройден, ученик приобретает академическую задолженность, которую должен ликвидировать. В свою очередь, образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования, обязаны создать ему условия для ликвидации академической задолженности и проконтролировать своевременность ее ликвидации.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Порядок прохождения аттестации указанными обучающимися устанавливается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. По вопросу итоговой аттестации до момента принятия нового акта действует приказ Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната», который определяет, что государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. На данный момент взамен указанного уже действует Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 28.11.2008 г. N 362.

Экстерны пользуются теми же правами, что и лица, проходящие итоговую аттестацию в результате обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Это означает, в том числе, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации.

Если обучающийся получает дошкольное образование в форме семейного образования, то родители (законные представители) таких обучающихся, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната» экстерн имеет право:

получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);

брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;

посещать лабораторные и практические занятия;

принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

Законом предусматривается возможность сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Сочетание может быть обусловлено образовательной программой, по которой обучается лицо, либо переходом с одной формы образования или обучения на другую, например, при непрохождении аттестации обучающимся и появлении, тем самым, академической задолженности.

Формы получения образования и формы обучения по некоторым уровням образования определяются Законом. Так, Закон об образовании предусматривает, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. А среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Такое выделение среднего образования объясняется возрастом обучающихся, который уже позволяет осуществлять обучение самостоятельно, без родительского «вмешательства». До этого момента обучение вне образовательной организации осуществляется с родительским «участием» (семейное образование). Получение школьного образования возможно и на дому (см. комментарий к п. 1 данной статьи), в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющей лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющей социальное обслуживание.

Помимо этого формы образования и обучения определяются по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. При этом ориентиром до момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 «Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается» и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 г. N 1473 «Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается».

Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Пункт 6 ст. 73 Закона N 273-ФЗ конкретизирует это положение, указывая, что профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно).

Статья 17 федерального закона об образовании в российской федерации

В соответствии с частью 5 статьи 43 Конституции РФ Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Данное конституционное положение конкретизировано в статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

1. В соответствии с частью 1 комментируемой статьи в Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. В части 2 комментируемой статьи конкретизируется, что формами обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися являются очная, очно-заочная или заочная.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в России существует 5 форм обучения, реализуемых как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне них.

3. В части 3 комментируемой статьи указывается, что обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено право отдельных категорий обучающихся, не имеющих основного общего или среднего общего образования, и их законных представителей на экстернат. К таким категориям законодатель отнес тех, кто проходит обучение: 1) в форме самообразования; 2) в форме семейного образования; 3) по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. Такие обучающиеся имеют права на зачисление в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, для бесплатного прохождения экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации. При этом необходимо отметить, что в системе действующего правового регулирования экстернат не является ни формой получения образования (см. часть 1 комментируемой статьи), ни формой обучения (см. часть 2 комментируемой статьи). Таким образом, экстернат – это форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, когда образование было получено в форме семейного образования, самообразования или по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

Следует отметить, что согласно пункту 9 части 1 статьи 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Частью 2 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, что в полной мере соответствует части 1 комментируемой статьи. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Учитывая, что статьей 43 Конституции РФ гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования только в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности, как отмечено в Письме Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»[1], при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни. Подчеркнём, что в соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Это означает, что освоение уровней начального общего и основного общего образования в форме самообразования по действующему законодательству об образовании не допускается.

В соответствии с частью 6 статьи 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в форме самообразования может осуществляться также профессиональное обучение.

Дополнительно отметим, что с 1 сентября 2013 года «Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается», утверждённый Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1473[2], применяется постольку, поскольку не противоречит Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

4. Согласно части 4 комментируемой статьи допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Представляется, что буквальное применение приведённой нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» невозможно. Так, например, на первый взгляд может сложиться впечатление, что получая образование в форме семейного образования, можно осваивать некоторые предметы в образовательной организации. Однако в соответствии с пунктом 2 части 1 комментируемой статьи образование в семейной форме может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Это означает, что обучающийся, осваивающий образовательную программу в форме семейного образования либо не зачислялся в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо был отчислен из такой организации в связи с избранием его родителями (законными представителями) семейной формы получения образования. В поддержку приведённой позиции выступает то, что основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Именно индивидуальный учебный план является тем инструментом, посредством применения которого можно осваивать в организации, осуществляющей образовательную деятельность, лишь части образовательной программы.

5. В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Определения понятий «федеральный государственный образовательный стандарт» и «образовательный стандарт» приводятся в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1) федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Минобрнауки России (пункт 6). «Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 года № 661[3];

2) образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации. Перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, утверждён Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 года № 1332[4];

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Важно подчеркнуть, что в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

В Письме Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 06-656 «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся (ответы на вопросы)»[5] рассматриваемую тематику затрагивает вопрос № 6, в соответствии с которым Минобрнауки России разъяснил: «В соответствии с частями 2 и 5 статьи 17 Федерального закона № 273-ФЗ образование может быть получено в заочной форме (включая получение среднего профессионального образования с одновременным получением среднего общего образования). При этом формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Независимо от формы получения образования и формы обучения получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей ОП СПО (ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ)».

В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

[1] Официальные документы в образовании. № 36. 2013.

[2] Собрание законодательства РФ. 1997. № 48. Ст. 5556.

Возможно ли осуществлять прием на программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (9 классов) по заочной форме?

В соответствии с ч. 2 и ч. 5 ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ образование может быть получено в заочной форме (включая получение среднего профессионального образовани.

Можно ли принять ребенка сразу во второй класс общеобразовательной организации, если программу первого класса ребенок фактически освоил дома?

Фактически речь идет о том, что ребенок получал образование в рамках части программы начального общего образования, соответствующей первому классу, в форме.

Можно ли привлечь общеобразовательную организацию к административной ответственности, если обучающийся данной организации получил на государственной итоговой аттестации (ГИА) неудовлетворительные результаты? Является ли данная ситуация «реализацией не в п

Как указано в части 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с.

Учащийся 8 класса обучается за границей. При этом у семьи есть желание получить аттестат об основном общем образовании. Какая форма получения образования в данном случае возможна?

Для получения аттестата об основном общем образовании обучавшемуся за границей учащемуся необходимо пройти экстерном.

Согласно ч. 10 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленны

Семейное образование в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется вне организаций, осуществляющих.

В случае, если обучающийся оставлен на повторное обучение в 6 классе (в третий раз) из-за образования академической задолженности по большинству дисциплин из-за непосещения учебных занятий без уважительной причины, может ли он быть переведён на очно-заочн

В соответствии с ч. 9 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального.

Кого должны проинформировать родители о выборе для своего ребенка семейного образования? Необходимо ли заключать договор о переходе на семейное образование? Возможно ли, находясь на семейном образовании, осваивать некоторые предметы в образовательной орга

При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего.

В предыдущем Законе РФ «Об образовании» была такая форма обучения, как экстернат. В новом же законе она отсутствует. В нашей вечерней школе на обучение в форме экстерната принимались учащиеся, не окончившие основное общее образование (8, 9 классов), и вып

Действительно Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает такую форму получения образования.

Мой сын, учащийся начальной школы, активно занимается спортом и поэтому пропускает занятия в школе из-за соревнований. Учитель пытается догнать с ним материал, оставляя после уроков. Можно ли как-то это упорядочить, иначе у ребенка перегрузки?

Такого рода ситуации весьма распространены в общеобразовательных организациях. Дополнительное образование – не менее значимая часть.

Чем домашнее обучение отличается от семейного?

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации образование может быть получено .

Об организации получения образования в семейной форме

Письмо Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г.

Руководителям органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющих
государственное управление в сфере образования

Об организации получения образования в семейной форме

Министерство образования и науки Российской Федерации в связи с возникающими вопросами по получению образования в семейной форме после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) сообщает.

В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичное положение предусмотрено статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.

Частью 2 статьи 63 Федерального закона установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).

Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).

Обучающиеся в форме семейного образования в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. Образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно статье 33 Федерального закона, экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Следует отметить, что согласно Федеральному закону экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого- медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона).

Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона).

Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несёт ответственность за качество образования, при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона) [ Зачисление в образовательную организацию лица, находящегося на семейной форме образования для продолжения обучения в образовательной организации осуществляется в соответствии с Порядком приема в общеобразовательные учреждения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № 107 ]. Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).

В связи с изложенным:

1. Учет детей, получающих общее образование в семейной форме, ведется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (в городах федерального значения — органами, определенными законами этих субъектов Российской Федерации). В связи с этим для организации прохождения детьми соответствующей аттестации родители (законные представители) при информировании органа местного самоуправления (иного уполномоченного органа) по месту жительства о выбранной форме семейного образования одновременно должны обеспечить обучение в семейной форме и получить сведения об образовательных(ой) организациях(и), в которых(ой) предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации. Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.

Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.

Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.

Следует отметить, что в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например, вузы, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме. Особенно актуально в условиях, когда ребенок, не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, должен продолжить получение общего образования, как правило, в общеобразовательной организации.

2. Учитывая целостность образовательного процесса, взаимосвязь обучения и воспитания, для обучающихся в форме семейного образования системой образования должны быть созданы условия по их социализации, интеграции в соответствующие детские коллективы. Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию.

3. Статья 35 Федерального закона гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе.

В этой связи, обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.

Причём обеспечение указанных обучающихся учебниками и учебными пособиями возможно производить не только из фондов библиотеки организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся проходит промежуточные и (или) государственную итоговую аттестации, но и посредством создания специализированного библиотечного фонда субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

4. Согласно статье 9 Федерального закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Указанная помощь в том числе, помощь обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, в случае необходимости обучающимся в семейной форме может быть оказана психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

5. В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).

Таким образом, учредителем образовательной организации могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций, затраты на приобретение учебных изданий (учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы), периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы, затраты на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Кроме того, при выборе родителями (законными представителями) сочетания различных форм получения образования (семейная форма) и форм обучения (в организации, осуществляющей образовательную деятельность) нормативные затраты помимо вышеуказанных должны предусматривать затраты, покрывающие возможность освоения отдельных компонентов образовательной программы в организации.

6. В части возможности оказания поддержки родителям (законным представителям) при получении несовершеннолетними общего образования в форме семейного образования.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона).

Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») [В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.]