Статья 142 коап рф комментарии

Комментарии к СТ 5.46 КоАП РФ

Статья 5.46 КоАП РФ. Подделка подписей избирателей, участников референдума

Комментарий к статье 5.46 КоАП РФ:

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов и референдумов, в частности с процедурой сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, с составлением списков кандидатов и т.п.

2. Законодательством РФ о выборах и референдумах (например, ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. ст. 36 — 38 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», ст. ст. 39 — 43 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и т.д. — см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1) установлен порядок сбора подписей избирателей, участников референдума, заверения подписных листов лицом, осуществляющим сбор подписей, представления подписных листов в избирательную комиссию (комиссию референдума), проверки достоверности подписей и сведений, содержащихся в подписных листах, и выявления в ходе ее недостоверных и недействительных подписей и т.д.

3. Объективную сторону правонарушения составляет хотя бы одно из действий: а) подделка подписей (внесение записей в подписной лист за других лиц) с приведением достоверных либо недостоверных сведений. Такая подделка выявляется с участием экспертов, привлеченных к работе по проверке достоверности подписей; б) заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей, или уполномоченным представителем политической партии, кандидата и т.п., если он мог или должен был знать о такой подделке, например заверение подписей, вписанных одним и тем же лицом, одним и тем же почерком, с заведомо недостоверными сведениями и т.д.

4. Субъекты правонарушения — лица, непосредственно осуществляющие сбор подписей (если они имеют право на эту деятельность — см. комментарий к ст. 5.47), а также уполномоченные представители политических партий, кандидатов, инициативных групп по проведению референдума и т.п., которые по закону также заверяют подписные листы.

5. Субъективная сторона характеризуется: в случае подделки подписей — умыслом, в случае заверения подделанных подписей — умыслом или неосторожностью.

6. Подделка подписей избирателей, участников референдума, заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также при наличии признаков подкупа, принуждения, применения насилия, уничтожения имущества и т.п. квалифицируется как уголовное преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 142 УК РФ.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется прокурором, который выносит мотивированное постановление (ч. 1 ст. 28.4).

Статья 142. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику

Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановление работы:

в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

На период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок.

Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Комментарий к Ст. 142 ТК РФ

1. Положения настоящей статьи являются отсылочными — как к нормам ТК РФ. так и к нормам иных федеральных законов (см. комментарий к ст. ст. 236, 362, 419 ТК и др.).

2. Право работника, с извещением об этом работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней ограничено перечнем случаев, когда приостановка работы не допускается.

Второй комментарий к Статье 142 Трудового кодекса

1. Нарушение требования Кодекса о своевременной и полной выплате работнику заработной платы и иных причитающихся ему сумм — это нарушение трудового законодательства, ответственность за которое предусмотрена не только ст. 142, но и ст. 362 ТК РФ.

2. Одним из видов ответственности работодателя и других уполномоченных им в установленном порядке представителей, допустивших задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, является дисциплинарная ответственность. Руководитель организации, его заместители могут быть привлечены к такой ответственности по требованию представительного органа работников. Работодатель обязан рассмотреть заявление этого органа о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 195 ТК РФ).

Трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут, помимо оснований, предусмотренных Кодексом, и по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором (ст. 278 ТК РФ). К их числу может быть отнесено и нарушение норм закона об оплате труда.

Так, Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373; 2001. N 31. Ст. 3281; 2002. N 41. Ст. 3986; 2006. N 13. Ст. 1408) предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти при заключении трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия могут предусматривать в трудовом договоре такое основание для расторжения его в соответствии с п. 3 ст. 278 ТК РФ, как наличие на унитарном предприятии по вине его руководителя более чем 3-месячной задолженности по заработной плате.

3. Нарушение работодателем сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, может повлечь и материальную ответственность. Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Такой ущерб может возникнуть в связи с обязанностью работодателя: а) при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст. 236); б) возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться (см. комментарий к ст. 234), в частности при приостановке им работы в случае задержки выплаты заработной платы, поскольку продолжение работы при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере относятся к принудительному труду, который законом запрещен (см. комментарий к ст. 4); в) возместить в денежной форме в размерах, определенных соглашением сторон трудового договора, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя (см. комментарий к ст. 237).

4. За нарушение законодательства о труде, включая нормы закона о своевременной и полной выплате работнику заработной платы и всех иных причитающихся ему сумм, предусмотрена и административная ответственность в виде наложения на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Нарушение законодательства о труде лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ст. 5.27 КоАП).

5. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат свыше двух месяцев, совершенная руководителем организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, влечет уголовную ответственность (ст. 145.1 УК РФ).

6. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 указывается на то, что при разрешении споров, связанных с несвоевременной выплатой заработной платы, судам следует иметь в виду, что в силу ст. 142 Кодекса работник имеет право на приостановку работы (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2 ст. 142 ТК РФ), при условии, что задержка выплаты заработной платы составила более 15 дней и работник в письменной форме известил работодателя о приостановлении работы. При этом необходимо учитывать, что исходя из названной нормы приостановление работы допускается не только в случае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой.

Поскольку ст. 142 Кодекса не обязывает работника, приостановившего работу, присутствовать на своем рабочем месте в течение периода времени, на который им приостановлена работа, а также принимая во внимание, что в силу ч. 3 ст. 4 Кодекса нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере относятся к принудительному труду, он вправе не выходить на работу до выплаты ему задержанной суммы (п. 57).

Право работника, приостановившего работу, отсутствовать в его рабочее время на рабочем месте теперь предусмотрено в самой статье.

Однако такая формулировка представляется не совсем удачной, поскольку порождает вопрос о правомерности отсутствия в этот период работника в организации, с которой у него заключен трудовой договор. Очевидно, реализуя свое право на приостановление работы до выплаты работодателем задержанной суммы, работник вправе на работу вообще не выходить, а не только не находиться на своем рабочем месте.

7. Данная статья дополнена новой частью, которая предусматривает обязанность работника, приостанавливавшего свою работу, приступить к работе не позже следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу. Очевидно, невыполнение работником этой обязанности без уважительных причин должно расцениваться как дисциплинарный проступок, дающий основание для применения к работнику мер дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения за прогул.

Статья 15.17. Недобросовестная эмиссия ценных бумаг

СТ 15.17 КоАП РФ

Нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц эмитента в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 15.17 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Федеральным законом от 09.02.2009 N 9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг» ст. 15.17 КоАП РФ была изложена в новой редакции. Целью данной статьи является обеспечение соблюдения процедуры эмиссии ценных бумаг.

В соответствии со ст. 142 ГК РФ ценными бумагами являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги).

Закон о рынке ценных бумаг содержит определение эмиссионных ценных бумаг. Это любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

К эмиссионным ценным бумагам относится акция, удостоверяющая право ее владельца (акционера) на получение части прибыли в виде дивидендов, на участие в управлении делами акционерного общества и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации.

К этой категории ценных бумаг относится облигация, т.е. эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца на получение от эмитента в предусмотренный срок либо номинальной стоимости, либо иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

К эмиссионным ценным бумагам относится третий вид ценной бумаги — опцион эмитента, который закрепляет право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента.

Итак, эмиссионными ценными бумагами, обращающимися на рынке ценных бумаг, являются только акция, облигация, а также опцион эмитента.

Эмитентами ценных бумаг являются юридические лица, исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, которые несут от своего имени либо от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг).

Глава 5 Закона о рынке ценных бумаг регламентирует порядок эмиссии ценных бумаг.

Нарушение эмитентом указанного порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг составляет объективную сторону комментируемого административного правонарушения.

2. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие по поводу эмиссии ценных бумаг.

3. Объективная сторона данного правонарушения характеризуется недобросовестностью эмитента, нарушением им правового порядка в области рынка ценных бумаг в таком его сегменте, как процедура эмиссии ценных бумаг.

4. Субъектами комментируемого правонарушения могут быть как должностные, так и юридические лица.

Наиболее распространенной группой эмитентов являются акционерные общества.

Эмитентом государственных ценных бумаг выступает Минфин России, его генеральным агентом по размещению и обслуживанию выпусков — Банк России.

5. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется как умыслом, так и совершением данного правонарушения по неосторожности.

6. Дела о комментируемых правонарушениях рассматривают должностные лица Банка России (ст. 23.74 КоАП РФ).

По данной категории дел предусмотрена возможность проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ).

7. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Комментарии к СТ 142 ТК РФ

Статья 142 ТК РФ. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику

1. Статья предусматривает ответственность за нарушение прав работника в сфере оплаты труда. К таким нарушениям относятся:

— нарушение сроков выплаты заработной платы;

— оплата труда не в полном размере;

— оплата труда предметами, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот;

— нарушение порядка исчисления средней заработной платы;

— оплата сверхурочной работы в одинарном размере;

— установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже МРОТ и др.

2. К ответственности могут привлекаться работодатель и (или) его представители.

Напомним, что работодатель — физическое лицо действует самостоятельно.

Представителем работодателя — юридического лица применительно к данной норме должен считаться руководитель организации (ст. 20 ТК РФ), а также должностные лица (руководящие работники), которые в соответствии с должностной инструкцией, заключенным трудовым договором должны обеспечить соблюдение требований законодательства об оплате труда. К ним (в зависимости от распределения обязанностей) могут относиться заместители руководителя, главный бухгалтер, руководитель обособленного структурного подразделения и т.п.

3. Материальная ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы установлена ст. 236 (см. коммент. к ней).

Работодатель (как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо) может быть привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ).

4. Должностные лица, по вине которых допущены задержка выплаты заработной платы или иные нарушения, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности (ст. 419 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 145.1 УК РФ).

5. Наряду с ответственностью в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней может быть применена мера самозащиты в виде приостановления работы на период задержки выплаты заработной платы. Такая мера применяется индивидуально каждым работником, ее следует отличать от забастовки.

О приостановлении работник должен известить работодателя в письменной форме. Законодатель не устанавливает сроков предупреждения, однако, учитывая значение термина «предупреждение», можно предположить, что оно должно быть сделано до приостановления работы.

При этом необходимо учитывать, что приостановление работ допускается не только в случае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой (п. 57 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

6. Часть 3 ст. 142 учитывает толкование, данное Постановлением Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, и предусматривает право работника отсутствовать на рабочем месте в период приостановления работы. Однако у него возникает обязанность приступить к работе не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления от работодателя. Уведомление о готовности выплатить заработную плату направляется работодателем в письменной форме.

Неисполнение указанной обязанности по вине работника является дисциплинарным проступком и может повлечь привлечение работника к дисциплинарной ответственности (см. коммент. к ст. ст. 192, 193).

7. Судебная практика исходит из того, что работодатель обязан выплатить работнику заработную плату за весь период приостановления работы как за время вынужденного прогула работника, поскольку данная мера со стороны работника имеет вынужденный характер и является одной из форм защиты его права на справедливую оплату труда (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за IV квартал 2009 г., утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 10.03.2010).

8. К приостановлению работы нельзя прибегнуть в периоды военного или чрезвычайного положения (ст. 7 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении», ст. 11 Закона о чрезвычайном положении).

9. Установлены определенные ограничения использования указанной меры самозащиты и для отдельных категорий работников, чья деятельность связана с обеспечением безопасности и нормального функционирования государства либо с обеспечением жизнедеятельности населения. При этом учитывается не только профиль деятельности организации, с которой работник состоит в трудовом отношении, но и характер деятельности самого работника. Так, в трудовые обязанности работника должно входить выполнение работы, непосредственно связанной с энергообеспечением, отоплением, теплоснабжением и т.п.

10. Судебная практика исходит из того, что ст. 142 применима только в случаях задержки выплаты заработной платы в строгом смысле слова, т.е. вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных и стимулирующих выплат. Задержка гарантийных выплат, например оплаты отпуска, или выплаты утраченного заработка при несчастном случае на производстве не может повлечь приостановление работы (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 30.04.2013 по делу N 33-3629/2013) (см. также коммент. к ст. 124).

Статья 142 ТК РФ. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику

Текущая редакция ст. 142 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановление работы :
в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;
государственными служащими;
в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;
работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи) .

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте .

На период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок.

Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу .

Комментарий к статье 142 ТК РФ

1. Статья 37 Конституции РФ закрепляет право работников на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ. Действующее российское законодательство устанавливает систему средств, обеспечивающих указанное конституционное право граждан.

В соответствии с ч.1 ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Таким образом, за нарушения оплаты труда, в том числе за задержку выплаты работникам заработной платы, работодатель, а также его представители несут материальную, административную и уголовную ответственность.

В случае нарушения работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) согласно ст. 236 ТК РФ с комментариями.

В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ лица, допустившие нарушение трудового законодательства, в том числе задержку выплаты заработной платы, могут быть привлечены к административной ответственности.

Вместе с тем ст. 145.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.

2. В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

В п.57 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ разъяснено, что при этом необходимо учитывать, что исходя из названной нормы приостановление работы допускается не только в случае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой.

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Право работников на отказ от выполнения работы является мерой вынужденного характера, которая предусмотрена в целях стимулирования работодателя к обеспечению выплаты работникам определенной трудовым договором заработной платы в установленные сроки.

Это право предполагает устранение работодателем допущенного нарушения и выплату задержанной суммы. Из ст. 236 ТК РФ следует, что в случае задержки выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить ее с уплатой процентов (денежной компенсации) в определенном названной статьей размере. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором.

В Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2009 года (утвержден постановлением Президиума ВС РФ от 10 марта 2010 года) указано, что материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы предполагает не только возмещение полученного работником заработка, но и уплату дополнительных процентов (денежной компенсации). Названная мера ответственности работодателя наступает независимо от того, воспользовался ли работник правом приостановить работу. При этом, поскольку ТК РФ специально не оговорено иное, работник имеет право на сохранение среднего заработка за все время задержки ее выплаты, включая период приостановления им исполнения трудовых обязанностей.

Вместе с тем работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней, работодатель обязан возместить не полученный им средний заработок за весь период ее задержки с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере, установленном ст. 236 ТК РФ.

3. В ч.2 ст. 142 ТК РФ указаны случаи, в которых приостановление работы не допускается. Например, приостановление работы недопустимо в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении.

КС РФ было отмечено, что, вводя запрет на приостановку работы в случае нарушения сроков выплаты заработной платы для работников организаций, связанных с жизнеобеспечением населения, и исключая тем самым их из числа лиц, обладающих правом на самозащиту своевременности и полноты выплаты заработной платы, положения ТК РФ в то же время не препятствуют этой категории работников отстаивать свои трудовые права, в том числе право на своевременную и полную оплату труда, всеми другими способами. Соответственно, каждый работник организации, связанной с жизнеобеспечением населения, право которого на своевременную и полную выплату заработной платы было нарушено, может обратиться за защитой своего права в комиссию по трудовым спорам, в суд либо в органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (см. определение КС РФ от 2 марта 2006 года N 60-О).

Другой комментарий к ст. 142 ТК РФ

1. В соответствии с комментируемой статьей задержка выплаты заработной платы влечет ответственность в силу ТК и иных федеральных законов.

Трудовой кодекс предусматривает возможность привлечения виновного в задержке выплаты заработной платы лица к дисциплинарной и материальной ответственности. О дисциплинарной ответственности см. ст. ст. 191 — 195 ТК и комментарии к ним; о материальной ответственности см. ст. ст. 232 — 237 ТК и комментарии к ним.

На основании иных федеральных законов предусмотрена административная и уголовная ответственность.

2. Кодекс об административной ответственности не содержит статьи, специально посвященной ответственности за задержку выплаты заработной платы. Однако данное нарушение является нарушением законодательства о труде, и поэтому к ответственности виновное лицо может быть привлечено на основании ст. 5.27 КоАП («Нарушение законодательства о труде и об охране труда»).

3. Уголовная ответственность за невыплату заработной платы предусмотрена ст. 145.1 УК. В соответствии с ней частичная невыплата заработной платы (т.е. выплата менее половины подлежащей выплате суммы) свыше трех месяцев, совершенная руководителем организации любой формы собственности либо работодателем — физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года; полная невыплата заработной платы в течение двух месяцев влечет уголовное наказание в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Субъектом ответственности за задержку выплаты заработной платы является работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители. Таким представителем является руководитель организации и (или) иное лицо, которое в соответствии с трудовыми обязанностями, установленными трудовым договором, обязано обеспечить своевременную выплату заработной платы.

5. Комментируемая статья предусматривает ответственность не только за задержку выплаты заработной платы, но и за другие нарушения оплаты труда. К таким нарушениям могут относиться:

а) выплата заработной платы не в полном размере;

б) установление заработной платы ниже минимального размера оплаты труда;

в) установление заработной платы в размере ниже установленного законодательством о труде, коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами;

г) выплата заработной платы в неденежной форме в размере более 20% от общей суммы;

д) выплата заработной платы в виде предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот;

е) дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы;

ж) выплата заработной платы не в месте, определенном коллективным договором или трудовым договором;

з) удержание из заработной платы работника излишних сумм или необоснованное удержание;

и) нарушение порядка исчисления средней заработной платы и т.п.

В этих случаях может устанавливаться дисциплинарная, материальная, административная (в связи с нарушением законодательства о труде) ответственность.

6. Рассматриваемая статья вводит принципиально новую для российского трудового законодательства меру самозащиты работников — право приостановить работу в случае задержки выплаты заработной платы. Такое право возникает у работника при задержке выплаты заработной платы на срок более 15 дней, т.е. начиная с 16-го дня задержки. О приостановке работы работник обязан письменно известить работодателя. Такое извещение должно быть сделано заблаговременно, т.е. до начала приостановки работы.

Приостановка работы в случае задержки выплаты заработной платы не является забастовкой и не требует соблюдения соответствующих предварительных процедур.

Комментируемая статья оставляет открытым вопрос о том, связано ли право работника на приостановку работы с причинами невыплаты заработной платы и с тем, есть ли в этом вина работодателя. Однако п. 57 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» однозначно указывает на то, что этим правом работник может воспользоваться не только в случае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой.

7. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи работник имеет право отсутствовать на рабочем месте в рабочее время в период приостановления работы. При этом судебная практика исходит из того, что право работника на отказ от выполнения работы является мерой вынужденного характера, предусмотренной законом для стимулирования работодателя к обеспечению выплаты работникам определенной трудовым договором заработной платы в установленные сроки. Это право предполагает устранение работодателем допущенного нарушения и не только выплату задержанной суммы, но и сохранение среднего заработка в период приостановки работы (Определение ВС РФ от 1 апреля 2011 г. N 5-В11-15). Поскольку отсутствие оплаты труда является противоправным действием (бездействием) работодателя, то именно он в силу ст. 234 ТК должен нести перед работником материальную ответственность в размере его полного среднего заработка. Риск организации производства лежит на работодателе, в силу чего он обязан оплачивать труд своих работников вне зависимости от финансовых результатов своей деятельности. Следовательно, если работник приостанавливает работу ввиду незаконного лишения его работодателем возможности трудиться, последний должен оплатить приостановление работ как время вынужденного прогула работника (Определение ВС РФ от 3 сентября 2010 г. N 19-В10-10).

8. В соответствии со ст. 236 ТК при нарушении работодателем сроков выплаты заработной платы он обязан выплатить ее с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Эта обязанность рассматривается как случай материальной ответственности работодателя, однако в изъятие из общего правила она наступает независимо от наличия вины работодателя. Подробнее об этом см. ст. 236 ТК и комментарий к ней.

9. Правом приостановить работу не обладают лица, непосредственно занятые на работах, обеспечивающих жизненно важные интересы государства и общества. Перечень этих лиц и организаций закреплен в ч. 2 комментируемой статьи. Кроме того, закон запрещает всем работникам приостановку работы в период военного или чрезвычайного положения, а также в период введения особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении.

10. Часть 4 комментируемой статьи определяет, что работник обязан прекратить приостановление работы и приступить к работе не позднее следующего дня после получения им письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы. В случае если работник, получивший такое уведомление, не выйдет на работу, его действия следует рассматривать как отсутствие на рабочем месте без уважительных причин.

Консультации и комментарии юристов по ст 142 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 142 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 142. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику

Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановление работы:

в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.

На период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок.

Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Комментарий к статье 142 Трудового Кодекса РФ

1. В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

2. 15-дневный срок начинается со следующего дня после невыполнения работодателем обязанности выплатить заработную плату. В этот срок включаются и нерабочие дни согласно ст. 14 ТК.

Последний день 15-дневного срока должен быть рабочим днем согласно ст. 14 ТК. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

3. Указом Президента РФ от 19 января 1996 г. N 66 установлены меры по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат. О мерах по реализации Указа см. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1996 г. N 230.

Согласно Указу руководители и должностные лица федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по выплате непосредственно из федерального бюджета заработной платы, а также по выделению из федерального бюджета средств, направляемых на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат, несут персональную ответственность за своевременное осуществление указанных выплат.

Руководители федеральных органов исполнительной власти:

обладающие правами распорядителя по средствам, выделяемым из федерального бюджета, обязаны в соответствии со своей компетенцией своевременно, но не позднее 3 дней до даты выплаты, отдавать распоряжение по осуществлению выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат;

обладающие правами распорядителя по внебюджетным средствам, обязаны направлять указанные средства в первую очередь на оплату работ и услуг организаций бюджетной сферы, а также оплату продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд.

В случае отсутствия в сроки, установленные вышеназванным Указом, на счетах федерального органа исполнительной власти денежных средств руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, обладающие правами распорядителя по средствам, выделяемым из федерального бюджета, обязаны отдавать распоряжение по осуществлению выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат в день поступления средств на счета.

Руководителям федеральных органов исполнительной власти, обладающим правами распорядителя по внебюджетным средствам и по средствам, выделяемым из федерального бюджета, запрещается размещение временно свободных финансовых средств на депозитных счетах в банках и осуществление любых расходов бюджетных средств в случаях, когда:

это приведет к невозможности своевременной выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат;

имеется задолженность по выплате заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат в день поступления средств на счета.

Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по выплате непосредственно из федерального бюджета заработной платы, а также по выделению из федерального бюджета средств, направляемых на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат, виновные в задержке указанных выплат или выделения средств из федерального бюджета, отстраняются от выполнения указанных функций руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти или увольняются за однократное грубое нарушение своих обязанностей.

В случае нарушения руководителями федеральных органов исполнительной власти возложенных п. п. 2 и 3 Указа обязанностей Председатель Правительства РФ должен внести Президенту РФ представление об отставке соответствующего руководителя.

Руководители государственных унитарных предприятий и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, допустившие задержку выплаты заработной платы работниками в связи с неэффективной работой, размещением денежных средств на депозитных счетах банков, осуществлением выплат со счетов предприятия или учреждения на цели, не связанные с покрытием задолженности по налоговым и другим обязательным платежам, а также кредиторской задолженности, подлежат увольнению за однократное грубое нарушение своих обязанностей.

Контроль за исполнением Указа возлагается на Председателя Правительства РФ.

Представители государства в органах управления хозяйственных обществ и товариществ, в которых имеются доли (паи, акции), находящиеся в государственной собственности, в случае задержек выплаты заработной платы работникам соответствующих хозяйственных обществ и товариществ обязаны в месячный срок созвать общее собрание участников (акционеров) соответствующего хозяйственного общества или товарищества и поставить вопрос об увольнении руководителей (исполнительных директоров), ответственных за выплату заработной платы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. N 214 «Об обязанностях представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих акционерных обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды» органы исполнительной власти субъектов РФ должны обеспечить контроль за своевременной выплатой из бюджетов субъектов РФ заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат.

4. В соответствии со ст. 145.1 УК РФ невыплата свыше 2 мес. заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации, работодателем — физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

5. Принимая во внимание, что решение о приостановке работы в случае задержки выплаты заработной платы является правом работника и принимается им самостоятельно, а не диктуется обстоятельствами, вызывающими простой в работе (отсутствие объема работ, необходимых инструментов, технической документации, условий, обеспечивающих безопасность работника на рабочем месте), названный период не может рассматриваться как простой по вине работодателя, и оснований для возложения на работодателя дополнительных обязанностей, предусматривающих оплату времени приостановки работы по инициативе работника, не имеется.

К тому же к случаям, при наступлении которых сохраняется заработная плата, приостановление работы по причине задержки заработной платы не отнесено.

Учитывая изложенное, в случае приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы за время отсутствия работника заработная плата ему начисляться не должна. В то же время такая оплата может производиться, если она установлена в коллективном договоре.

6. См. также п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

7. В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2006 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г.) на вопрос, подлежит ли привлечению к административной ответственности лицо, в действиях которого имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, в случае, если к моменту возбуждения дела такое лицо перестало осуществлять организационно-распорядительные функции руководителя предприятия, дан следующий ответ.

Статья 5.27 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Субъектом указанного правонарушения может быть должностное лицо.

Согласно ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к вышеуказанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Следовательно, руководитель предприятия, допустивший нарушение законодательства о труде (например, невыплату заработной платы работникам предприятия), является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП.

Прекращение трудовых отношений с руководителем предприятия, осуществлявшим организационно-распорядительные функции, не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей.

Таким образом, поскольку на момент совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 ст. 5.27 КоАП, указанное лицо являлось субъектом правонарушения, оно может быть привлечено к административной ответственности независимо от того, что к моменту возбуждения дела такое лицо утратило статус руководителя предприятия и перестало осуществлять организационно-распорядительные функции.