Статья 11 часть 4 ук

Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Комментарий к статье 11 Уголовного Кодекса РФ

1. Уголовный закон действует в пределах определенной территории. Уголовный кодекс устанавливает принципы его действия в пространстве: территориальный, дипломатического иммунитета, гражданства, специальной миссии (специального режима), реальный, универсальный и выдачи преступника.

2. Территориальный принцип действия уголовного закона означает распространение его обязательной силы на определенную территорию независимо от гражданства (подданства) лица, совершившего преступление на этой территории. Данный принцип отражает суверенитет государства на уголовное преследование любых лиц, совершивших преступление на его территории.

Все лица, совершившие преступления на территории РФ, подлежат ответственности по УК РФ (ч. 1 ст. 11). К ним относятся: граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Лица без гражданства (апатриды) не являются гражданами России и не имеют доказательств наличия у них гражданства (подданства) другого государства.

3. Федеральным законом от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» закрепляется, что территорией РФ является пространство в пределах ее Государственной границы. К территории РФ относятся суша и воды, в том числе территориальные, недра под названными сушей и водами, воздушное пространство над ними.

К территориальным водам (территориальному морю) РФ относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ.

Под воздушным пространством РФ понимается пространство над ее сухопутной и водной территорией, в том числе над территориальными водами РФ. Высота воздушного столба, относящегося к территории государств, на настоящий момент не определена нормами международного права. Основной источник международного космического права, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. не определил границу между национальным воздушным и космическим пространствами. Согласно международному обычаю и практике государств в области использования космического пространства данная граница находится в пределах 100 миль над уровнем океана, поскольку является самой низкой высотой над Землей, позволяющей свободное орбитальное вращение космического аппарата. Уголовная юрисдикция РФ распространяется на воздушное пространство ниже этой границы.

Уголовное законодательство нашего государства распространяется на континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ (ч. 2 ст. 11 УК) в соответствии с нормами международного уголовного права. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона не относятся к территории России.

На территорию посольств РФ, транспорт дипломатических представительств распространяется уголовная юрисдикция РФ. Но территорией РФ указанные помещения, строения, земельные участки, транспорт и т.п. не являются.

4. Лицо, совершившее преступление на гражданском судне, плавающем под Российским флагом в открытом море, или на пребывающем в нейтральном воздушном пространстве гражданском самолете и другом летательном аппарате с опознавательным знаком РФ, подлежит ответственности по УК РФ (ч. 3 ст. 11), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

5. По УК РФ несут уголовную ответственность лица, совершившие преступления на военно-морских судах и военно-воздушных кораблях, находящихся под флагом или с опознавательными знаками РФ в открытом море, открытом воздушном пространстве, водах или порту иностранного государства (ч. 3 ст. 11). Токийская конвенция «О преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов» 1963 г. приравняла к правовому статусу военного воздушного судна воздушные суда, используемые как на военной, так и таможенной и полицейской службах.

6. Уголовно-правовая юрисдикция РФ не распространяется на иностранное гражданское водное судно, плавающее в ее территориальных или внутренних морских водах, кроме предусмотренных международными нормами случаев, когда: последствия преступления распространяются на прибрежное государство; преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

7. В соответствии с Токийской конвенцией «О преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов» преступность и наказуемость деяния, совершенного в полете, определяется уголовным законом государства регистрации воздушного судна. Данное положение действует на все время полета, следовательно, и в период нахождения иностранного судна в воздушном пространстве РФ. Исключением из этого правила являются случаи, предусмотренные Токийской конвенцией, когда уголовная ответственность виновного наступает по УК РФ (в воздушном пространстве которой совершено преступление): а) преступление создает последствия на территории такого государства; б) преступление совершено гражданином или в отношении гражданина такого государства, или лицом, постоянно проживающим в таком государстве, или в отношении такого лица; в) преступление направлено против безопасности такого государства; г) преступление заключается в нарушении действующих в государстве правил или регламентов, касающихся полетов или маневрирования самолетов; д) привлечение к суду необходимо для выполнения любого обязательства государства в соответствии с многосторонними государственными соглашениями.

8. Территориальный принцип действия уголовного закона связан с вопросом о месте совершения преступления. Местом совершения преступления следует считать территорию того государства, где было совершено не только действие, но и наступили общественно опасные последствия, а также в случае, когда действие (бездействие) выполнено на его территории, а последствия наступили в другом государстве.

9. При совершении преступления соучастниками — организатором, подстрекателем, пособником, исполнителем, находящимися на территории разных государств, местом совершения преступления каждым соучастником является территория того государства, где он осуществил свою преступную роль в совместном совершении преступления. Основанием ответственности каждого соучастника является выполненное им конкретное деяние (например, подстрекательство к мошенничеству, организация убийства и др.).

10. Принцип дипломатического иммунитета (дипломатической неприкосновенности) является исключением из территориального принципа действия уголовного закона для некоторых иностранных граждан, совершивших преступление на территории РФ (ч. 4 ст. 11 УК). Согласно этому принципу вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ решается в соответствии с нормами международного права. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., международная Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. и др. устанавливают перечень дипломатических представителей, членов их семей и сотрудников административно-технического персонала представительств, а также других официальных лиц, на которых распространяется дипломатический иммунитет.

11. Иммунитет и личная неприкосновенность означают, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не подлежат уголовной ответственности по закону места аккредитации (пребывания) за преступление, совершенное в этом месте. Как правило, таких лиц объявляют персонами нон грата и обязывают покинуть государство.

Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Комментарий к Ст. 11 УК РФ

Положения статьи закрепляют территориальный принцип действия закона в пространстве: любое лицо (гражданин России, иностранный гражданин, лицо без гражданства), совершившее преступление на территории РФ, подпадает под действие российского законодательства.

Данная норма раскрывает вопрос о том, в каких случаях преступление считается совершенным на территории РФ (сухопутная территория, водная территория и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ; континентальный шельф, исключительная экономическая зона РФ; судно, приписанное к порту РФ, находящееся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов России; военный корабль или военное воздушное судно РФ независимо от места их нахождения).

Территория России определяется в соответствии с Законом о Государственной границе.

Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами, федеральными законами. Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров РФ, вводятся в действие в соответствии с законодательством РФ.

В плане юрисдикции российского законодательства следует расценивать находящиеся за рубежом не только морские и воздушные суда, но и территории посольств, военных объектов (баз) РФ (например, в Тирасполе, Севастополе, на Байконуре, в Таджикистане и др.).

2. Преступление следует считать совершенным в Российской Федерации, если оно началось и было завершено на территории государства, а также когда на этой территории выполнялась хотя бы часть преступного деяния, т.е. преступление началось, продолжалось либо завершилось на территории РФ.

При соучастии в преступлении оно может считаться совершенным в Российской Федерации, если исполнитель совершил деяние на ее территории, а остальные соучастники действовали за рубежом. Если же исполнитель действовал за границей, а остальные соучастники (организатор, подстрекатель, пособник) выполняли свои функции по участию в данном преступлении в России, то действия последних также признаются совершенными на ее территории.

3. Круг лиц, пользующихся иммунитетом, о которых идет речь в ч. 4 комментируемой статьи, в случае совершения ими преступления на территории РФ, определяется на основе взаимности Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г. , Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. , Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. , Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г. , Конвенцией о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества от 5 декабря 1980 г. , рядом консульских конвенций и соглашений о правовом статусе торговых представительств, заключаемыми между государствами.
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XV. М., 1957. С. 32 — 40.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. М., 1970. С. 136 — 148.

Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124 — 147.

Международное публичное право: Сб. док. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 300 — 322.

Статья 11 УК РФ. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

Новая редакция Ст. 11 УК РФ

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Комментарий к Статье 11 УК РФ

1. В ч. 1 — 3 коммент. статьи более подробно, чем в прежнем законодательстве, раскрываются территориальные аспекты действия уголовного закона.

2. По общему правилу ответственности по УК РФ подлежит любое физическое лицо, совершившее преступление на территории РФ, будь то гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства.

2.1. Гражданами Российской Федерации признаются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2006) , либо лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим законом.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031; 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4447, N 45. Ст. 4377; 2006. N 2. Ст. 170, N 31 (ч. 1). Ст. 3420.

2.2. Иностранным гражданином является лицо, имеющее гражданство другого государства и не имеющее при этом гражданства Российской Федерации. В соответствии со ст. 62 Конституции гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с ФЗ или международным договором РФ. При этом наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено ФЗ или международным договором РФ.

Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как ее гражданин, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или ФЗ. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.

2.3. Лицо без гражданства (апатрид) — это лицо, не имеющее доказательств принадлежности к гражданству иностранного государства.

3. Территория РФ — это суша, воды, недра и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ, которая является пространственным пределом государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 Закона о Государственной границе).

4. Территориальное море РФ — примыкающий к сухопутной территории, в том числе островной, или внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль (1 морская миля = 1,852 км), отмеряемых от прямых исходных линий, указанных в ст. 4 ФЗ от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» . Делимитация территориального моря между РФ и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ, осуществляется в соответствии с обычными нормами международного права и международными договорами РФ.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.

На территориальное море, воздушное пространство над ним и его недра распространяется суверенитет РФ.

5. Действие УК РФ распространяется также на деяния, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. О понятиях континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны см. п. 11.1 — 11.2 коммент. к ст. 253.

6. В ч. 3 коммент. статьи впервые законодательно регулируются вопросы, с которыми нередко сталкивалась практика. Деяния, совершенные на судне, приписанном к порту РФ и находящемся в открытом водном или воздушном пространстве (т.е. за пределами территории РФ), квалифицируются по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ. При этом под открытым водным пространством (открытым морем) понимаются части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства (в том числе России), ни в архипелажные воды государства-архипелага (ст. 86 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), а под открытым воздушным пространством — воздушный столб над открытым морем высотой 100 км .
———————————
Международное космическое право. М., 1999. С. 54 — 55.

6.1. Преступления, совершенные на военных кораблях (речных и морских) или военных воздушных судах РФ, рассматриваются по УК РФ независимо от места их нахождения.

7. В ч. 4 коммент. статьи дается общая отсылка к нормам международного права для решения вопроса об УО дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступлений на территории РФ. При этом имеются в виду как договорные (положения международных договоров РФ), так и обычные международно-правовые нормы, признаваемые Российской Федерацией.

8. Существуют различные исключения из территориального принципа действия уголовного закона, в том числе охватываемые термином «дипломатическая неприкосновенность», хотя такая неприкосновенность не исчерпывается принадлежностью к дипломатическому персоналу представительств иностранных государств и межгосударственных (межправительственных) организаций.

8.1. Под дипломатической неприкосновенностью понимается ряд иммунитетов, в том числе от уголовной юрисдикции, и привилегий, предоставляемых в соответствии с ФЗ и международными договорами РФ таким категориям иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории РФ (в том числе следующих транзитом), как сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, межгосударственных (межправительственных) организаций и представительств государств при таких организациях, члены специальных миссий, правительственных и парламентских делегаций, групп наблюдателей и инспекционных групп (например, по договорам об ограничении и сокращении вооружений), дипломатические курьеры, фельдъегери. В некоторых случаях дипломатической неприкосновенностью обладают члены семей таких лиц, эксперты межгосударственных (межправительственных) организаций, а также члены административно-технического и обслуживающего персонала дипломатических представительств и консульских учреждений, служащие межгосударственных (межправительственных) организаций.

8.2. Согласно многим международным договорам РФ иммунитеты имеют служебный характер, т.е. предоставляются только в отношении деяний, совершенных при исполнении служебных обязанностей.

9. Круг лиц, имеющих право на иммунитет от уголовной юрисдикции, устанавливается законодательством и международными договорами РФ. К законодательным актам, в частности, относится Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.05.1966 . Насчитывается более 160 международных договоров РФ (включая договоры, заключенные СССР), регламентирующих вопросы иммунитета от уголовной юрисдикции, среди них такие универсальные и региональные договоры, как Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.), Венская конвенция о консульских сношениях (1963 г.), Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций (1946 г.), Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений (1947 г.), Конвенция о специальных миссиях (1969 г.), Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы (1949 г.), Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ (1995 г.), Дополнительный протокол о привилегиях и иммунитетах Организации Черноморского экономического сотрудничества (1999 г.), а также двусторонние консульские договоры.
———————————
Ведомости СССР. 1966. N 22. Ст. 387.

10. Согласно п. 1 ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях (1963 г.) консульские должностные лица не имеют права на иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания в случае совершения ими тяжких преступлений, однако в двусторонних договорах может быть предусмотрено предоставление им полного иммунитета от уголовной юрисдикции как дипломатическим агентам в соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.) (см., например, ст. 36 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Украиной (1993 г.)) .
———————————
СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 5971.

11. Принадлежность к лицам, пользующимся иммунитетом от уголовной юрисдикции, в большинстве случаев удостоверяется документами, выдаваемыми МИДом России (дипломатическая карточка, служебная карточка или удостоверение), а также дипломатической въездной или транзитной визой, проставленной в дипломатическом паспорте иностранного гражданина.

Информация о том, пользуется ли конкретное лицо иммунитетом от уголовной юрисдикции, может быть получена в Консульском департаменте МИДа России и его территориальных представительствах в отдельных регионах страны.

12. Аккредитующее государство и межгосударственная (межправительственная) организация могут в каждом конкретном случае отказаться от иммунитета соответствующего сотрудника. Такое согласие испрашивается через МИД России.

12.1. В некоторых международных договорах РФ последних лет, регламентирующих вопросы пребывания на территории РФ межгосударственных (межправительственных) организаций, предусмотрено, что эти организации не только имеют право, но и обязаны отказаться от иммунитета, предоставленного какому-либо лицу на основании таких договоров, в тех случаях, когда иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов организации (см., например, ст. 22 Соглашения между Правительством РФ и Объединенным институтом ядерных исследований о местопребывании и об условиях деятельности Объединенного института ядерных исследований в Российской Федерации 1995 г. ).
———————————
СЗ РФ. 2000. N 9. Ст. 992.

Следовательно, обладание иностранным гражданином дипломатическим иммунитетом от уголовной юрисдикции не исключает наказуемости деяния и необходимости расследования обстоятельств преступления, но усложняет процессуальный порядок решения вопросов привлечения данного лица к УО. В случае отказа соответствующих властей лишить иммунитета привлекаемое к УО лицо оно (после неминуемой высылки) может быть привлечено к ответственности в государстве, гражданином которого оно является, в том числе путем реализации норм такого международно-правового института, как передача уголовного судопроизводства.

13. Следует учитывать, что имеется сравнительно большое число международных договоров РФ, в которых устанавливаются изъятия из уголовной юрисдикции в отношении находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не охватываются понятием «лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом».

В частности, в соответствии с большинством договоров о правовой помощи по гражданским и уголовным делам субъект процесса (свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт), который по вызову, врученному учреждением запрашиваемого государства, явится в учреждение юстиции России, не может быть независимо от своего гражданства привлечен на ее территории к УО за деяние, совершенное до пересечения границы РФ. Как правило, такие лица не могут быть также привлечены к УО в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов по УД, являющемуся предметом разбирательства. Эти лица утрачивают данную гарантию, если они не оставят территорию РФ, хотя и имеют для этого возможность, до истечения установленного в договоре срока (как правило, 15 суток) начиная со дня, когда вызвавшее их учреждение сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости. В этот срок не засчитывается время, в течение которого данные лица не по своей вине не могли покинуть территорию РФ.

Кроме того, выданное России лицо не может быть без согласия выдавшего государства привлечено к УО за совершенное до его выдачи преступление, за которое оно не было выдано. Однако такого согласия не требуется, если выданное лицо до истечения месяца после окончания уголовного производства, а в случае осуждения — до истечения месяца после отбытия наказания или освобождения от него не покинет территорию России или если оно туда добровольно возвратится. В этот срок не засчитывается время, в течение которого выданное лицо не могло покинуть территорию РФ не по своей вине.

13.1. В случае передачи Россией (на основании соответствующего международного договора) иностранному государству уголовного судопроизводства в отношении его гражданина, совершившего преступление на территории РФ, после вступления в силу приговора или принятия учреждением этого государства иного окончательного решения российскими компетентными органами не может быть возбуждено УД в отношении данного лица, а возбужденное ими дело подлежит прекращению.

14. В соответствии со ст. 19 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне (1958 г.) и ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного торгового судна или государственного судна, эксплуатируемого в коммерческих целях, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или проведения расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением следующих случаев: а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; б) если совершено преступление, которым нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; в) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; г) если такие меры необходимы для пресечения незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ. При этом прибрежное государство вправе принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод, однако, как правило, не может принимать такие меры на борту проходящего через территориальное море судна в связи с преступлением, совершенным до входа в территориальное море, если судно, следуя из иностранного порта, ограничивается проходом через территориальное море, не заходя во внутренние воды.

14.1. Аналогичные положения содержатся в ст. 13 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», однако правом осуществления уголовной юрисдикции, ареста и производства расследования российские компетентные органы наделяются в случае необходимости пресечения не только незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, но и других преступлений международного характера, предусмотренных такими международными договорами РФ, как Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923 г.); Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков (1929 г.); Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.); Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949 г.); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.) (с Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г.); Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979 г.); Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 г.); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.); Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала (1994 г.); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1998 г.); Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.); Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) с дополняющими ее Протоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (2000 г.) и Протоколом против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху (2000 г.); Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001 г.); Конвенция ООН о борьбе с коррупцией (2003 г.); Конвенция Совета Европы по предупреждению терроризма (2005 г.) .
———————————
См., например: Действующее международное право: В 3 т. Т. 3. М., 1997. Разд. XVII.

14.2. В случае коллизии между данной нормой ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и правилами, содержащимися в указанных «морских» международных договорах РФ, действуют правила договоров, согласие на обязательность которых было дано для Российской Федерации в форме ФЗ (ч. 4 ст. 15 Конституции, подп. «а» п. 1 ст. 15 ФЗ от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» ), а для СССР — в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР (ст. 12 Закона СССР от 06.07.1978 «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР» ).
———————————
СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

Ведомости СССР. 1978. N 28. Ст. 439.

15. Во многих двусторонних договорах РФ (СССР) о торговом (морском) судоходстве содержатся ограничения уголовной юрисдикции, подобные установленным в ст. 19 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне (1958 г.) и ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), но применительно к торговым судам, находящимся во внутренних водах государства-партнера или только в морских портах.

16. В ряде международных договоров имеются некоторые исключения из уголовной юрисдикции в отношении военнослужащих иностранных государств, временно пребывающих на территории РФ (см., например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством ФРГ о транзите военного имущества и персонала через территорию РФ в связи с участием Вооруженных Сил ФРГ в усилиях по стабилизации и восстановлению Переходного Исламского Государства Афганистан 2003 г. и Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о статусе воинских формирований РФ, временно находящихся на территории КНР, и воинских формирований КНР, временно находящихся на территории РФ, для проведения совместных военных учений 2005 г.).

Другой комментарий к Ст. 11 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. УК РФ предусматривает несколько принципов действия уголовного закона в пространстве: территориальный принцип, принцип дипломатического иммунитета, принцип гражданства, принцип специальной миссии, реальный, универсальный и выдачи лиц, совершивших преступление.

2. Часть 1 ст. 11 предусматривает основной принцип действия уголовного закона в пространстве — принцип территориальности. Он состоит в распространении его обязательной силы на лиц, независимо от их государственной принадлежности: граждан России, лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории России.

3. Главным условием применения территориального принципа является совершение преступного деяния на территории России. Территория России включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции РФ).

4. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Это конституционное положение нашло отражение в ч. 2 ст. 11 УК РФ.

Континентальный шельф и исключительная экономическая зона в состав территории государства не входят. Но прибрежные государства имеют суверенные и исключительные права на их биологические и минеральные ресурсы, а также на все виды деятельности, связанные с разведкой, разработкой и сохранением данных ресурсов. Правоотношения, которые возникают в связи с этим, регулируются российским законодательством. В остальном на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне действуют нормы и принципы международного права.

5. Уголовный кодекс признает и другие случаи распространения уголовного закона на лиц, совершивших преступление на объектах, приравненных к территории России. К таким объектам согласно ч. 3 ст. 11 УК РФ относятся: а) гражданские воздушные и водные судна, приписанные к порту Российской Федерации и находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне государственной территории России. Лицо, совершившее преступление на борту такого судна, подлежит уголовной ответственности по УК, если иное не предусмотрено международным договором; б) военно-морские и военно-воздушные корабли под флагом или с опознавательными знаками Российской Федерации, независимо от места их нахождения.

6. В ч. 4 ст. 11 УК РФ закреплен принцип дипломатического иммунитета. Дипломатический иммунитет распространяется на три категории сотрудников: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Иные лица, на которых распространяется дипломатический иммунитет, — это главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам.

Лица, обладающие дипломатическим иммунитетом и совершившие преступление, не могут быть задержаны и привлечены к уголовной ответственности по закону государства пребывания без согласия государства, гражданами которого они являются.

Статья 11. УК РФ

Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Комментарии к статье 11 УК РФ

Статьей 11 УК РФ закреплен территориальный принцип действия уголовного закона. Этот принцип, признаваемый всеми развитыми государствами мирового сообщества, означает применение к лицу закона места совершения преступления. В этой связи ч. 1 комментируемой статьи установлено правило, в соответствии с которым лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ.

Территория Российской Федерации определяется в соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. N 16-П). Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594.

Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:

а) на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

б) на море — по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

в) на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.

Частью 2 ст. 11 УК РФ установлено положение, согласно которому преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие Уголовного кодекса РФ распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внутренние морские воды Российской Федерации — это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594.

К внутренним морским водам относятся воды:

портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Территориальное море Российской Федерации — это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ.

Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права.

Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации.

К территории Российской Федерации относятся также континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

Понятие континентального шельфа приведено в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» .

СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Исключительная экономическая зона определена Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» . Исключительная экономическая зона Российской Федерации — это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В качестве территории Российской Федерации рассматриваются также военные корабли, плавающие под флагом своего государства, военные воздушные суда, независимо от места их нахождения; невоенные корабли и воздушные суда, находящиеся за пределами территории иностранных государств. В этой связи в соответствии с общепринятыми нормами международного права в ч. 3 ст. 11 УК РФ включено правило о том, что лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По УК РФ уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

Кроме того, ст. VIII Договора «О принципах деятельности государств по использованию и исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» (Москва, Вашингтон, Лондон, 27 января 1967 г. установлено, что государство — участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Поэтому действие уголовного закона распространяется также и на запущенные в космическое пространство объекты и на их экипажи.

Исключением из рассмотренных выше положений о действии уголовного закона в пространстве и территориального принципа о наказуемости всех лиц, совершивших преступления на территории Российской Федерации по УК РФ, являются случаи совершения преступлений дипломатическими представителями иностранных государств и иными гражданами, пользующимися дипломатическим иммунитетом. Данное положение закреплено в ч. 4 ст. 11 УК РФ, где говорится о том, что вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права. Указанное положение уголовного закона основано на нормах международного права, устанавливающих неподсудность отдельных категорий лиц судам Российской Федерации. Это так называемая экстерриториальность, или дипломатический или правовой иммунитет.

Этот иммунитет распространяется на территории посольств, дипломатических представительств, а также в соответствии с международными договорами на территории расположения военных баз другого государства. Поэтому без разрешения соответствующих должностных лиц иностранных государств на эти территории представители страны пребывания не могут войти, не могут совершать там никаких действий. Соответственно правовым иммунитетом обладают и отдельные категории лиц, являющихся представителями иностранных государств.

В частности, вопрос о дипломатическом иммунитете решается в Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.), ст. 31 которой установлены следующие положения: дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев, относящихся к определенным категориям исков. Дипломатическим агентом является глава представительства или член дипломатического персонала представительства, т.е. лица, имеющие дипломатический ранг.

В соответствии с нормами международного права иммунитет распространяется на глав дипломатических представительств: послов, посланников, поверенных в делах, советников, а также членов дипломатического персонала, торговых представителей и их заместителей, военных, военно-морских и военно-воздушных атташе и их помощников, первых, вторых и третьих секретарей, атташе, членов семей глав дипломатического персонала, в случае, если они не являются гражданами РФ и проживают вместе с указанными выше лицами.

Должностные лица консульств не подлежат юрисдикции страны пребывания в части, относящейся к их служебной деятельности. Вопрос об иммунитете консульских должностных лиц решается на основе международных соглашений.

Дипломатическая неприкосновенность распространяется и на представителей иностранных государств, делегатов членов парламентов, правительств, прибывающих на международные переговоры, с официальными поручениями и т.д., а также сопровождающих членов их семей, если последние не граждане РФ. Иммунитет в этих случаях предоставляется на основе взаимности.

Правом дипломатической неприкосновенности могут обладать в соответствии с международными договорами и представители международных неправительственных организаций, журналисты.

На основе взаимности специальными международными договорами дипломатический иммунитет может быть распространен и на иные категории лиц, например, на административно-технический персонал дипломатических представительств (за исключением граждан РФ).

Лица, пользующиеся иммунитетом, не могут быть без их согласия или согласия правительства страны, которую они представляют, привлечены к уголовной ответственности на территории Российской Федерации, задержаны, привлечены к участию в следственных действиях. Но наличие иммунитета не означает безнаказанности лиц, обладающих им. Они обязаны соблюдать законы страны пребывания. В случае совершения преступления они могут быть привлечены к уголовной ответственности в Российской Федерации с согласия правительства их страны или на территории собственной страны. Как правило, в Российской Федерации такие лица объявляются «персонами нон грата» и подлежат выдворению за ее пределы.

Как уже отмечалось выше, уголовной ответственности по УК РФ подлежит лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации. При этом уголовным законом предусматривается одинаковая ответственность и для граждан РФ, и для иностранцев, и для лиц без гражданства. Преступление считается совершенным на территории Российской Федерации как в тех случаях, когда оно выполнено на данной территории в полном объеме, так и частично, а также в случаях, когда приготовление или покушение были осуществлены на территории иностранного государства, а окончено преступление было (в полном объеме выполнена объективная сторона формального состава преступления или наступили общественно опасные последствия при материальном составе преступления) на территории РФ.