Система гражданского законодательства рб

Система гражданского права

Под системой гражданского права понимается структура основ­ных элементов отрасли гражданского права (подотраслей, институтов и норм), сосредоточенных в ГК РФ, а также ряде законов и подзакон­ных нормативных актов.

Основным кодифицированным актом отрасли, играющим ключе­вую роль в регулировании имущественных, а также связанных с ними личных неимущественных отношений в сфере фармации, является Гражданский кодекс РФ, состоящий из 4 частей, 7 разделов, 77 глав и 1551 статьи.

Раздел I ГК РФ посвящен общим положениям гражданского права. В нем рассматриваются основные положения этой отрасли права (гл. 1, 2, ст. 1-16), институт лиц (субъектов гражданского права) (гл. 3-5, ст. 17-127), объекты гражданского права (гл. 6-8, ст. 128-152), институт гражданско-правовых сделок и представительства (гл. 9, 10, ст. 153-189), а также сроки и исковая давность в гражданском праве (гл. 11, 12, ст. 190-208). В разд. II, включающем в себя 8 глав (гл. 13-20) и 98 статей (ст. 209-306), рассматривается институт права собствен­ности и других вещных прав.

Рассмотрению обязательственного и договорного права посвящены разд. III и IV ГК РФ. Раздел III, входящий в часть первую ГК РФ, на­зывается «Общая часть обязательственного права» и включает в себя 9 глав (гл. 21-29) и 147 статей (ст. 307-453), содержащих общие по­ложения об обязательствах и договорах. Раздел IV «Отдельные виды обязательств» образует часть вторую ГК РФ и состоит из 31-й главы (гл. 30-60) и 656 статей (ст. 454-1109). Здесь содержатся правовые нормы об обязательствах, вытекающих из договоров купли-продажи, мены, дарения, аренды, подряда, перевозки, займа, хранения, страхова­ния и др., положения о расчетах, а также об обязательствах, возника­ющих вследствие причинения вреда и при неосновательном обогаще­нии.

Нормы разд. I-IV Гражданского кодекса РФ имеют универсальное значение и прямое применение при регулировании имущественных и личных неимущественных отношений в сфере фармации. Их рассмо­трению и будет посвящена настоящая глава.

Разделы V и VI ГК РФ, составляющие часть третью ГК РФ, рассма­тривают наследственное право (гл. 61-65, ст. 1110-1185) и междуна­родное частное право (гл. 66-68, ст. 1186-1224).

Раздел VII составляет часть четвертую ГК РФ, в которой рассматри­ваются права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Понятие гражданского законодательства и его состав

1. Правовые нормы, в совокупности образующие гражданское право, имеют различные формы выражения и существования, то есть источники гражданского права различны.

Исторически к основным источникам гражданского права относят нормативно-правовой акт, правовой обычай, судебный прецедент.

Гражданское право Республики Беларусь развивается на принципах континентальной системы права, в которой основным источником права признается нормативно-правовой акт. «Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение»[37]. Нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, в совокупности образуют систему гражданского законодательства.

2. Система гражданского права и система гражданского законодательства – тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – гражданского права. Они соотносятся между собой как содержание и форма.

Система гражданского права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых ими общественных отношений.

Система гражданского законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов.

Структура гражданского права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, субинститут, институт, подотрасль, отрасль, которые в своей совокупности призваны учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы гражданского права связано с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов. Законодательство – форма существования правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных элементов гражданского права, своеобразия их соотношения друг с другом.

Относительная самостоятельность категорий «гражданское право» и «гражданское законодательство» проявляется в том, что:

1) первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативный правовой акт, то есть внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества;

2) если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя[38].

Установление правильного соотношения между системой гражданского права и законодательства является важной теоретической и практической задачей. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность.

3. Согласно ст.3 ГК гражданское законодательство образует систему нормативных правовых актов, которая включает:

– законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс и законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь);

– распоряжения Президента Республики Беларусь;

– постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с законодательными актами;

– акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, изданные в пределах их компетенции по регулированию гражданских отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами;

– акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления, изданные в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

Таким образом, в состав гражданского законодательства включены две группы нормативных правовых актов: законодательные акты, иные акты гражданского законодательства.

Кроме того, в соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР» акты законодательства СССР, регламентирующие гражданские отношения и не противоречащие законодательству Республики Беларусь, могут применяться в случае отсутствия соответствующего законодательства республики[39].

Определяя формальные рамки гражданского законодательства, следует также иметь в виду что, в соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и ГК (ст.6), частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства являются нормы международных договоров Республики Беларусь, вступивших в силу. Они подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

2. Система, функции и принципы гражданского права

Система гражданского права – это внутренняя структура отрасли, система составляющих его элементов – подотраслей, институтов, субинститутов.

Традиционно выделяют 4 подотрасли гражданского права – вещное право, обязательственное право, право интеллектуальной собственности, наследственное право. Некоторые ученые предпринимательское (хозяйственное) право причисляют к подотраслям гражданского права, ряд других – считают ее самостоятельной отраслью системы национального права. Поэтому данный вопрос остается дискуссионным.

В подотраслях выделяют институты. Например: в обязательственном праве есть институты купли-продажи, страхования, подряда и т.д. Однако в гражданском праве выделяют и отдельные институты, не входящие в подотрасли, к примеру, институт личных неимущественных благ.

В свою очередь некоторые институты делятся на субинституты, т.е. группы норм, регулирующих отдельные вопросы в рамках института. Так, в институте купли-продажи выделяются: общие положения; розничная купля-продажа; продажа предприятия и др.

Гражданское право Республики Беларусь восприняло пандектную систему построения, характеризующуюся наличием общей части, нормы которой используются и в процессе реализации норм особенной части. В общую часть включают нормы о принципах гражданского права, составе гражданского законодательства, о субъектах и объектах гражданского права и др. Общая часть соответствует первому разделу Гражданского кодекса Республики Беларусь, именуемому «Общие положения». Особенная часть гражданского права состоит из ряда подотраслей и в Гражданском кодексе ей соответствуют второй – шестой разделы Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Функции гражданского права – это направления воздействия его норм на общественные отношения, его назначение и роль в общественной жизни. Гражданское право выполняет регулятивную, охранительную, воспитательную, информационную функции.

Принципы гражданского права – это основополагающие идеи, положенные в основу норм данной отрасли, его институтов. Несмотря на то, что они являются общими требованиями, они обязательны для субъектов гражданского права. Кроме того, они применяются для уяснения сущности действующего законодательства, когда в нормах нет прямого ответа о правомерности поведения субъекта, о его обязанностях.

Важнейшие принципы гражданского права нашли свое правовое закрепление в ст.2 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Следующие три принципа свойственны всей системе права Республики Беларусь: верховенство права, социальная направленность регулирования экономической деятельности, приоритет общественных интересов.

Остальные шесть принципов свойственны исключительно отрасли гражданского права: равенство участников гражданских правоотношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, добросовестность и разумность участников гражданских правоотношений, недопустимость вмешательства в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, судебная защита нарушенных прав.

Перечень принципов остается открытым и может пополняться.

Отграничение гражданского права от смежных отраслей

Гражданское право определяется как базовая отрасль, которая предназначена для регулирования частных, прежде всего имущественных отношений. Можно сделать вывод, что нормы гражданского права могут применяться для регулирования любых имущественных отношений, входящих в частноправовую сферу, если отсутствуют прямые предписания специального законодательства, т.е. оно применяется в так называемом субсидиарном, дополнительном порядке. Так, согласно ч.3 п.1 с.т 1 ГК к семейным, трудовым, земельным, природоресурным отношениям применяются нормы гражданского законодательства, если специальным законодательством не предусмотрено иное. И напротив, нормы трудового, семейного законодательства и т.д. не могут использоваться для восполнения пробелов в сфере гражданско-правового регулирования ни при каких обстоятельствах.

Гражданское право отличается от других отраслей частного права по предмету регулирования.

Так, только семейным правом регулируются отношения по созданию и функционированию семьи, имущественные отношения супругов, которые не являются возмездными. Так же личные неимущественные отношения между супругами специфичны и не могут регулироваться теми же нормами, что и отношения между гражданами, юридическими лицами.

Трудовое право регулирует отношения между работником, включенным в трудовой коллектив, и нанимателем, который может контролировать ход выполнения работы, требовать выполнения трудового распорядка, привлекать к дисциплинарной ответственности. Работу можно выполнять и по гражданскому договору, но исполнитель такого договора не член трудового коллектива, поэтому контролировать его работу и привлекать к ответственности нельзя и т.д.

Гражданское право отличается от земельного, природоресурного права не только предметом регулирования, который в этих отраслях включает отношения по поводу только таких объектов как земля и другие природные ресурсы, но и методом регулирования, более похожим на административный метод – подчинения власти.

Отграничение гражданского права от отраслей публичного права.

Гражданское право отличается от административного права методом регулирования. В административном праве применяется метод сугубо власти- подчинения, где стороны неравны и несвободны в выборе поведения. Поэтому законодатель в п.4 ст.1 Гражданского кодекса исключает из предмета правового регулирования гражданского законодательства имущественные отношения, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, если иное не предусмотрено.

Гражданское право отличается от финансового по предмету и методу регулирования. В финансовом праве отношения в бюджетной, налоговой сферах являются безвозмездными, не имеют товарно-денежной стоимости как гражданские. Кроме того, финансовые органы используют административный метод власти-подчинения. Так, отношения по уплате пени за нарушение условий договора – это отношения гражданские, а отношения по уплате пени за ненадлежащую уплату налогов – финансовые.

4.Гражданское законодательство. Система гражданского права

Система гражданского права – это его внутреннее строение, состоящее из определённых структурных частей: правовых норм, субинститутов, институтов, подотраслей. Правовая норма представляет собой обязательное правило, установленное государством и лежащее в основе отрасли права. Если правовые нормы регулируют сравнительно небольшую группу однородных правоотношений (аренда зданий и сооружений) можно говорить об субинститутах. В качестве институтов в гражданском праве выступают более крупные блоки норм, регулирующих отношения, входящие в близкие по своей сущности субинституты (в качестве примеров можно назвать куплю-продажу). К институтам гражданского права следует отнести юридические лица, объекты гражданских прав, сделки, исковую давность и т. д. Подотрасли гражданского права относят право собственности и другие вещные права, обязательственное право, интеллектуальную собственность, наследственное право. Основным источником права признаётся нормативный правовой акт. Нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, образуют в совокупности систему гражданского законодательства. К актам гражданского законодательства относят: — Конституция Республики Беларусь, для гражданского права особое значение имеют статьи 13 и 44, касающиеся основополагающих отношений собственности, её форм, содержания, гарантий защиты, ст. 28,29,51,60 и др. — Гражданский кодекс Республики Беларусь занимает центральное место в системе источников гражданского законодательства; -Законы Республики Беларусь; а) законы напрямую направленные на регулирование отдельных групп, гражданских правоотношений (например, закон «Об экономической несостоятельности» (банкротства) от 18.07.2000г; б) кодексы, относящиеся к другим отраслям права, но содержащие в себе нормы гражданского права. В качестве примера можно сослаться на Жилищный кодекс; в) Декреты и указы Президента Республики Беларусь (например, Декрет Президента Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». г) Постановления Правительства Республики Беларусь; д) Акты Конституционного суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда и Национального банка Республики Беларусь; е) ведомственные акты. Одним из источников гражданского права во многих странах являются обычаи. Не причисляя их официально к источникам гражданского законодательства, белорусский законодатель, тем не менее, в некоторых статьях обращает на них внимание.

5.Действие и применение гражданского законодательства

Действие гражданско-правовых норм по кругу лиц — это распространение действий норм гражданского права на всех граждан и всех организаций, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. Если действие гражданско-правового нормативного акта ограничивается определенной территорией, то акт действует только в отношении лиц, которые находятся на данной территории. Действие гражданско-правовых норм в пространстве — это действие актов гражданского законодательства на территории, подведомственной принявшему их органу. Так, законы имеют одинаковую юридическую силу на всей территории РБ, а акты местных органов управления и самоуправления действуют на территории соответствующих административно-территориальных образований. Действие нормативного акта может быть ограничено территориями, загрязнёнными радионуклидами, районами свободных экономических зон. И т.д. В исключительных случаях гражданское законодательство РБ может применяться на территории другого государства (участники внешнеторговой сделки могут сами определить положение о рассмотрении возникшего между ними спора по правилам материального права страны истца, т.е. по гражданскому законодательству другого для одной из сторон государства). Действие гражданского законодательства во времени. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и к отношениям, существовавшим до введения их в действие, в части прав и обязанностей, возникших после введения их в действие. Иное может быть предусмотрено Конституцией и др. актами законодательства. Публикация нормативных актов — важное условие при выборе соответствующего акта. Официальная публикация — доведение правовых актов до всеобщего сведения путём воспроизведения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками в официальных изданиях (Декрет Президента №22 от 10.12.1998г. «Об утв. Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов РБ»). Одни акты вступают в силу через определённый срок после их опубликования, другие — с момента опубликования, третьи — независимо от опубликования (со дня включения их в НРПА). Чем выше юридическая сила нормативного акта, тем более четко определены временные параметры введения его в действие. Решения республиканских референдумов, Декреты и Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после официального опубликования, если в них не установлен другой срок.(НРПА, Звязда, Народная газета). Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты, вступают в силу со дня включения их в НРПА РБ, если в этих актах не установлен иной срок. Постановления палат Парламента, решения Конституционного Суда, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики (при наличии заключения Министерства Юстиции).

bargu.by — Сайт студентов БарГУ — Барановичского Государственного Университета

Тема № 2. Гражданское законодательство.

1. Понятие и состав гражданского законодательства.
2. Виды источников гражданского законодательства
3. Императивные и диспозитивные нормы гражданского права.
4. Аналогия закона и аналогия права.
5. Действие гражданско-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.
Правовые нормы, которые в совокупности образуют гражданское право, имеют различные формы выражения и существования. В гражданском праве выделяют систему гражданского права и систему гражданского законодательства. Это две самостоятельные категории, которые характеризуют гражданское право и соотносятся между собой как содержание и форма.
Система гражданского права как его содержание — это внутренняя структура права, которая соответствует характеру общественных отношений. Это строение права, деление его на подотрасли, институты.
Система гражданского законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов.
Гражданское законодательство — внешняя форма выражения норм гражданского права, совокупность изданных компетентными государственными органами официальных актов, устанавливающих, изменяющих или отменяющих гражданско-правовые нормы.
Система гражданского права органически связана с системой гражданского
законодательства, т.к. в законодательстве правовые нормы получают своё реальное,
внешнее проявление. Но между ними существуют определённые различия:
1. первичным элементом системы права является- норма, а первичным элементом системы законодательства — нормативно-правовой акт, т.е. внутреннее строение системы права и системы законодательства различно.
2. система права носит объективный характер, а система законодательства подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя.
Согласно ст.З ГК РБ гражданское законодательство образуют три группы нормативных правовых актов:
1. Законодательные акты (Конституция РБ, Гражданский кодекс, Законы РБ, Декреты и Указы Президента)
2. Иные акты гражданского законодательства (распоряжения Президента, Постановления Правительства, акты Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Национального банка, акты иных министерств, республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления)
3. Нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в законную силу.

2.
Все нормативные правовые акты в гражданском праве расположены в определённой последовательности, т.е. сведены в систему. Эта система нормативных правовых актов, содержащая гражданско-правовые нормы, называется, гражданским законодательством или источником права.
Виды источников гражданского законодательства, расположенные в иерархической соподчинённости:
1. Конституция РБ от 15.03.1994 года (с изм. и доп. От 24.11.1996 года) ст. 13, 44, 28, 29, 51, 60 — Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
2. Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 года — кодифицированный нормативный правовой акт, обладающий большей юридической силой по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.
3. Кодексы, содержащие нормы гражданского права (К о БС, Кодекс о земле, Кодекс торгового мореплавания и т.д.). Эти кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.
4. Гражданско-правовые законы — нормативные правовые акты, закрепляющие принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Нормы законов должны соответствовать нормам ГК РБ. Закон «О средствах массовой информации» от 17.07.2008, «О рекламе» от 10.05.2007, Закон «О защите прав потребителя» от 09. 01.2002 года, Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 16.05.1996 года и т.д.
5. Декреты и Указы Президента РБ. Имеют верховенство над Гражданским Кодексом и другими законами, если полномочия на их издание не были предоставлены законом, и они приняты в соответствии с Конституцией. Декрет Президента РБ от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (вместе с «Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»).
6. Постановления палат Парламента.
7. Постановления Правительства РБ.
• Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 29.12.2006 N 1753/22 (ред. от 24.09.2009) «Об утверждении Порядка выпуска, обращения и погашения облигаций, выпускаемых банками»;
• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2003 N 1623 «О некоторых вопросах деятельности рынков» (вместе с «Правилами торговли на рынках Республики Беларусь»)
• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 N 31 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам»
• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»
8. акты отдельных министерств и республиканских органов государственного управления.
9. Акты Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Национального банка. Постановление Пленума Верховного Суда от 23.12.1999 года № 15 «О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репутации».
10. акты местных органов управления и самоуправления
11. нормы международного права. В соотв. Со ст. 8 Конституции РБ и ст 6 ГК РБ «РБ признаёт приоритет принципов международного права и обеспечивает соответствие им гражданского законодательства». Провозглашено верховенство и возможность их прямого действия на территории РБ. Всемирная конвенция об авторском праве -Женева 1952 год.
Обычаи делового оборота. Ст. 439 ГК — качество проданной вещи должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре — обычно предъявляемым требованиям. Ст. 290 ГК — обязательства должны исполняться надлежащим образом в установленный срок в соответствии с указанием закона, договора, а при отсутствии таких указаний — в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. Наиболее часто обычай используется в области регулирования гражданско-правовых отношений, осложнённых иностранным элементов («Инкотермс» — сборник международных торговых терминов 1953, 1980, 1990, 2000 гг.).
13.Правила морали и нравственности. В ГК установлена презумпция разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений при осуществлении защиты гражданских прав. Принципы добросовестности, разумности и справедливости, гуманного отношения, обычно предъявляемых требований отражены во многих статьях ГК РБ (ст.49, 221, 242, 290, 970 и т.д.).

3.
Регулирование имущественных и личных неимущественных отношений осуществляется с помощью актов гражданского законодательства, которые включают в себя различные гражданско-правовые нормы. В зависимости от условий их обязательности, т.е. по методу правового регулирования, нормы гражданского права бывают:
1. Императивными (обязательными) — это такие гражданско-правовые нормы, которые содержат приказ или запрет, точно определяют права и обязанности субъектов и изменение которых не допускается по воле участников данного отношения. На такой характер нормы указывают запреты «не допускается», «не могут», «недействительна».
2. Диспозитивные (вспомогательные) нормы — нормы, которые вступают в силу лишь при условии, если стороны не урегулировали данный вопрос иначе. О диспозитивном характере нормы свидетельствуют оговорки подобного типа «если иное не предусмотрено договором», «при отсутствии иного соглашения».

4.
В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное
правоотношение требует правового разрешения, но это не предусмотрено конкретной
нормой права. Обнаруживаются пробелы в законодательства.

Причины появления пробелов в законодательстве:
1. появление новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем
2. из-за упущений при разработке закона. Для устранения таких пробелов используют аналогию закона или аналогию права.

Аналогия закона может применяться при наличии следующих обязательных условий:
• Общественное отношение, которое требует урегулирования, по своим признакам входит в предмет гражданского права
• Это отношение не урегулировано конкретными нормами гражданского права
• Имеются нормы, регулирующие сходные отношения, которые могут быть применены к спорному случаю.
При отсутствии норм, регулирующих перевозку груза по договору транспортной экспедиции, применяются нормы, относящиеся к договору перевозки. Так в соответствии со ст.538 ГК к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит правилам гл.31 и существу мены.

В случае отсутствия нормы, регулирующей не только спорные, но и сходные отношения, разрешение споров в таких случаях производится исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства. Обязательные условия применения аналогии права:
• При наличии пробела в законодательстве
• Отсутствия нормы, регулирующей сходные отношения, что не даёт возможности использовать аналогию закона
Не допускается применение по аналогии норм, ограничивающих гражданские права и устанавливающих ответственность. Использование аналогии закона и аналогии права, возможно, не только правоохранительными органами, но и иными субъектами правоприменения.

5.
Действие гражданско-правовых норм по кругу лиц — это распространение действий норм гражданского права на всех граждан и всех организаций, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. Если действие гражданско-правового нормативного акта ограничивается определенной территорией, то акт действует только в отношении лиц, которые находятся на данной территории.
Действие гражданско-правовых норм в пространстве — это действие актов гражданского законодательства на территории, подведомственной принявшему их органу. Так, законы имеют одинаковую юридическую силу на всей территории РБ, а акты местных органов управления и самоуправления действуют на территории соответствующих административно-территориальных образований. Действие нормативного акта может быть ограничено территориями, загрязнёнными радионуклидами, районами свободных экономических зон. И т.д. В исключительных случаях гражданское законодательство РБ может применяться на территории другого государства (участники внешнеторговой сделки могут сами определить положение о рассмотрении возникшего между ними спора по правилам материального права страны истца, т.е. по гражданскому законодательству другого для одной из сторон государства).
Действие гражданского законодательства во времени. Акты гражданского
законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим
после введения их в действие, и к отношениям, существовавшим до введения их в
действие, в части прав и обязанностей, возникших после введения их в действие. Иное
может быть предусмотрено Конституцией и др. актами законодательства.
Публикация нормативных актов — важное условие при выборе соответствующего акта. Официальная публикация — доведение правовых актов до всеобщего сведения путём воспроизведения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками в официальных изданиях (Декрет Президента №22 от 10.12.1998г. «Об утв. Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов РБ»). Одни акты вступают в силу через определённый срок после их опубликования, другие — с момента опубликования, третьи — независимо от опубликования (со дня включения их в НРПА). Чем выше юридическая сила нормативного акта, тем более четко определены временные параметры введения его в действие.
Решения республиканских референдумов, Декреты и Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после официального опубликования, если в них не установлен другой срок.(НРПА, Звязда, Народная газета).
Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты, вступают в силу со дня включения их в НРПА РБ, если в этих актах не установлен иной срок.
Постановления палат Парламента, решения Конституционного Суда, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.
При этом нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики (при наличии заключения Министерства Юстиции).

Тема 2. Гражданское законодательство

Общие нормативные правовые акты регулируют все гражданские отношения. Специальные акты регулируют либо определенные виды отношений, либо определенные виды деятельности. В частности, к специальнрму законодательству относится транспортное законодательство, законодательство о защите прав потребителей и др.
112. Состав гражданского законодательства
Согласно ст. 3 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданское законодательство образует систему нормативных правовых актов, которая включает:
1) законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс и законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь).

2) иные акты законодательства. Это содержащие гражданско-правовые нормы:

  • распоряжения Президента Республики Беларусь;
  • постановления Правительства Республики Беларусь;
  • акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь;
  • акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления.

В случае расхождения акта законодательства с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция.
В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с Гражданским кодексом или другим законом Гражданский кодекс или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. В случае расхождения указанных актов с кодексом действует последний. В случае коллизии (расхождения) иных актов гражданского законодательства применяются правила, установленные законодательством Республики Беларусь о нормативных правовых актах.
В соответствии со ст. 8 Конституции и ст. 6 Гражданского кодекса признается приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивается соответствие им и международным договорам Республики Беларусь гражданского законодательства. Правовые нормы, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью законодательства Республики Беларусь (например, Конвенция о договоре международной купли-продажи 1980 г., ратифицирована в 1997 г.).