Права и обязанности ликвидационной комиссии

Оглавление:

Ликвидационная комиссия — формирование, состав, полномочия

Ликвидационная комиссия — это временный орган, создаваемый учредителями юридического лица с целью ликвидации организации. Порядок создания, состав и полномочия ликвидационной комиссии определяются ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ и другими нормативными актами. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Решение о ликвидации и создание ликвидационной комиссии

Ликвидация компании — весьма длительная процедура. Гражданским кодексом РФ установлена обязанность учредителей или других лиц, решивших начать ликвидацию, уведомить об этом уполномоченные органы. Это обусловлено следующими целями:

  • защита прав третьих лиц;
  • исключение каких-либо неправомерных действий со стороны организации, находящейся в процессе ликвидации;
  • надлежащий надзор со стороны контролирующих государственных органов за процедурой.

Из ст. 23 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ следует, что уведомление о ликвидации должно быть отправлено в течение 3 суток после принятия соответствующего решения. Уведомление направляется в территориальную налоговую инспекцию по месту расположения организации. В таком уведомлении должны содержаться сведения о:

  • порядке ликвидации;
  • порядке заявления требований кредиторами;
  • сроках процедуры.

При этом порядок ликвидации определяется лицами, принявшими решение об этом, самостоятельно, но с учетом особенностей юридического лица, с обязательным соблюдением законов. Например, ст. 58 федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ устанавливает, что собственность, которая осталась после всех расчетов, переходит участникам организации. Напротив, ст. 26 федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ гласит, что оставшееся имущество должно быть направлено на уставные цели такого объединения.

Информация из уведомления заносится в ЕГРЮЛ и является общедоступной.

Ликвидация организации подразумевает прекращение ее дальнейшей деятельности. Целью ликвидации является не только прекращение деятельности, но и обеспечение в процессе этого законных интересов и прав третьих лиц (кредиторов, работников). При этом ликвидация может происходить как добровольным путем, так и принудительным. В первом случае учредителями компании или иным уполномоченным органом, который решил ликвидировать ее, назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия.

Состав ликвидационной комиссии

Законодательством не определен порядок избрания ликвидационной комиссии, не установлены требования по вхождению в этот орган каких-либо определенных работников юридического лица. Однако на практике ситуация складывается таким образом, что в состав ликвидационной комиссии входят:

  • бухгалтер;
  • юрист;
  • экономист;
  • сами учредители организации;
  • иные лица.

Формирование ликвидационной комиссии происходит путем издания соответствующего акта (приказа), который оглашается ее членам и руководителю. Полномочия по формированию рассматриваемого органа, как правило, относятся к компетенции учредителей компании.

Законами РФ и иными нормативными документами могут предъявляться определенные требования к составу ликвидационной комиссии. Во многом это зависит от организационно-правовой формы, вида юридического лица, его участников. Например, согласно п. 4 ст. 21 федерального закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995, если в акционерном обществе одним из акционеров выступает государство, то в ликвидационную комиссию должен входить представитель органа местного самоуправления или определенного комитета по управлению имуществом.

Ликвидатор или ликвидационная комиссия: права и обязанности

На ликвидатора законом возложены следующие полномочия:

  • руководство всеми делами компании — как внешними, так и внутренними;
  • публикация в средствах массовой информации объявления о предстоящей ликвидации организации с указанием времени заявления кредиторами претензий (не меньше 2 месяцев);
  • выявление лиц, перед которыми у юридического лица есть долги;
  • выявление лиц, которые имеют задолженность перед юридическим лицом, и принятие мер по ее погашению;
  • представление интересов ликвидируемой организации в отношениях с третьими лицами, в том числе с судебными органами;
  • проведение инвентаризации имущественной массы;
  • проведение мероприятий, направленных на погашение всех задолженностей ликвидируемой организации перед ее контрагентами, работниками, иными третьими лицами;
  • формирование баланса (промежуточного и ликвидационного);
  • принятие решения о дальнейшей судьбе имущества организации, оставшегося после полного расчета с кредиторами и иными лицами.
  • иные вопросы, относящиеся к компетенции ликвидационной комиссии, направленные на ликвидацию организации.

Цель работы ликвидационной комиссии

После принятия решения о ликвидации полностью меняется цель деятельности компании. То есть если ранее ее основной целью было, например, извлечение дохода, то после указанного решения этой целью становится именно ликвидация. Вся активность юридического лица перенаправляется в это русло. Вместе с тем пока организация не будет занесена в ЕГРЮЛ как прекратившая свою деятельность, она обязана уплачивать налоги и выдавать зарплату работникам. Однако все сделки, которые будет проводить компания, должны быть направлены на расчеты с третьими лицами, кредиторами, работниками.

Например, из определения СК по экономическим спорам Верховного суда РФ от 29 июля 2015 года № 306-КГ15-537 следует, что ликвидационная комиссия или ликвидатор обязаны произвести необходимые мероприятия, направленные на расчет с кредиторами в первоочередном порядке. Эти меры состоят в заблаговременном направлении кредиторам уведомлений о планируемой ликвидации. Если ликвидационной комиссии известно о кредиторах, она обязана направить им соответствующие уведомления.

После принятия указанного выше решения руководитель (исполнительный орган) компании уже не может действовать от ее имени без документа, уполномочивающего его на это. Вместо руководителя все действия по управлению организацией совершает ликвидационная комиссия (ее руководитель).

Устанавливая достаточность имущества для выплаты всем контрагентам, ликвидационная комиссия:

  • проводит инвентаризацию;
  • находит всех кредиторов и должников;
  • формирует ликвидационный баланс (сначала — промежуточный).

Ликвидационный баланс, свидетельствующий о невозможности раздать долги, является основанием для подачи заявления в судебные органы о признании организации банкротом и проведении процедуры банкротства.

Ликвидационная комиссия — орган, который можно сравнить с арбитражным управляющим, осуществляющим управление юридическими лицами в процессе банкротства. Однако в отличие от последнего ликвидационная комиссия учреждается не судом, а уполномоченными лицами или органами ликвидируемого юридического лица. А вот сходство их весьма очевидно: и ликвидатор, и арбитражный управляющий имеют целью осуществить расчет с кредиторами, после чего прекратить деятельность организации.

Все новое и интересное
для юриста — в нашей
e-mail рассылке!

ЮРИСТ?
Присоединяйся, обсуждай,
спрашивай — в наших группах!

Права и обязанности ликвидационной комиссии

Обязанности ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия обязана:

1. Дать публикацию в официальной печати о ликвидации юридического лица и указать срок предъявления претензий.

2. Выявить кредиторов и получить дебиторские задолженности.

3. Письменно уведомить кредиторов о ликвидации ООО. Вы получаете два свидетельства: о принятии решения о ликвидации и о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора. Этот срок не может быть менее двух месяцев.

4. После истечения срока предъявления претензий составить промежуточный ликвидационный баланс. Промежуточный баланс утверждается лицами (органами), принявшими решение о ликвидации ООО и согласуется с регистрационным органом.

5. Если оставшихся у ликвидируемого юридического лица денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия вправе продать имущество этого юридического лица с торгов (за исключением имущества учреждений).

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который по согласованию с регистрационным органом утверждают учредители или орган, принявший решение о ликвидации ООО.

7. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидированной организации передается ее учредителям, имеющим соответствующие права на это имущество.

8. Снять ООО с учета во внебюджетных фондах. Внебюджетные фонды снимают с учета только после снятия с учета в налоговом органе. Здесь есть одна сложность: внебюджетные фонды так же, как и налоговая инспекция, обязаны проводить проверку налогоплательщика, включая сверку по платежам.

9. Произвести заключительные операции по ликвидации ООО.

Порядок ликвидации коммерческих организаций

Закон о регистрации требует также, чтобы лица или орган, принявшие решение о ликвидации, уведомили регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (п. 3 ст. 20). Формы соответствующих уведомлений утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 с изменениями и дополнениями от 9 марта 2010 г.

Далее ликвидационная комиссия (ликвидатор) в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ обязана осуществить публикацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. В публикации содержатся следующие сведения: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации юридического лица; лицо или орган, принявшие решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и его государственный регистрационный номер; порядок и сроки заявления требований кредиторами; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс и т.д.).

На данном этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна произвести следующие действия:

1. Переоформить в банке карточку с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться счетом, на руководителя и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора).

2. Сообщить о ликвидации в налоговый орган и во внебюджетные фонды по месту учета.

3. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно (заказным письмом) уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица. Необходимо также произвести инвентаризацию имущества ликвидируемого юридического лица.

4. Выйти из состава учредителей юридических лиц, участником которых является ликвидируемое юридическое лицо.

5. По истечении срока, установленного для предупреждения работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, произвести увольнение работников, выполнив при этом требования, установленные трудовым законодательством. Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России: традиции и перспективы. // Российская юстиция. 2009. №10. Стр 38

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 20 ФЗ «О гос. регистрации юр. лиц» учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 с изменениями и дополнениями от 9 марта 2010 г.

Далее ликвидационная комиссия производит расчеты с кредиторами ликвидируемой организации. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечени истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. За исключением случаев, когда закон предусматривает субсидиарную ответственность учредителей и собственников по долгам юридических лиц, требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Статья 64 ГК РФ также определяет правовые последствия отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения; заявления кредитором требований после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред.от11.02.2013)бьлю

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом (например, Федеральным законом «О некоммерческих организациях»), иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Ликвидационная комиссия составляет акт о распределении оставшегося имущества между учредителями (участниками).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 5 ст. 63 ГК РФ). Трофимов К.Т. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций // Дисс.: канд. юрид. наук. М., 2006. С. 14

Ликвидация юрлица: первые шесть шагов

Особо актуальное явление ввиду известных законодательных изменений – ликвидация юрлица. Начнем описание схемы этого деяния с того факта, что ликвидация – одна из двух форм прекращения деятельности субъекта хозяйствования (второй формой является реорганизация). При ликвидации деятельность прекращается без правопреемства, то есть без перехода прав и обязанностей юридического лица, которое ликвидируется, к другим лицам – а при реорганизации, соответственно, имеется правопреемство.

Шаг первый. Изучаем субъектность решения о ликвидации

Во-первых, такое решение может самостоятельно принять собственник (собственники) предприятия – добровольная ликвидация. Дословно в Гражданском Кодексе это звучит так: юридическое лицо ликвидируется «по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами … в случаях, предусмотренных учредительными документами».

Во-вторых, такое решение может быть обусловлено действующим законодательством:

1. Ели стоимость чистых активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, такое общество подлежит ликвидации.

  1. Общество с ограниченной ответственностью должно вынести решение о ликвидации (или об уменьшении своего уставного капитала) и в случае, если его участники на протяжении первого года деятельности общества не оплатили полностью сумму своих взносов.
  2. Обязательной ликвидации (реорганизации или изменению организационно-правовой формы ведения хозяйства) подлежит полное общество в случае, если в нем остался один участник.
  3. Коммандитное общество, при выбытии всех вкладчиков, также подлежит ликвидации или преобразованию в полное.

В-третьих, такое решение может вынести суд – принудительная ликвидация. При этом государственная регистрация юридического лица признается недействительной. Это может произойти из-за допущенных, при создании такого лица, нарушений, которые нельзя устранить, а также в других случаях, установленных законом. Распространенный пример – отмена государственной регистрации фиктивных фирм в связи с осуществлением регистрации на основании затерянного документа, который удостоверяет лицо, или на подставное лицо – основателя субъекта предпринимательской деятельности.

В-четвертых, ликвидация предприятия может осуществляться в процессе признания предприятия банкротом в соответствии с Законом о банкротстве.

Относительно каждого варианта ликвидации у предприятий возникает множество вопросов. Рассмотрим вариант самоликвидации, то есть ликвидации предприятия по решению собственника или группы собственников.

Шаг второй. Принимаем решение о ликвидации – выбирая особенности в зависимости от формы собственности

Решение о ликвидации

Распоряжением или приказом по предприятию

Общество с ограниченной и дополнительной ответственностью

Протоколом собраний участников

Решение о ликвидации принимается на собрании участников, простым большинством голосов, при условии, что на них присутствовали участники (их представители), которые владеют в совокупности свыше 60 % голосов

Полное и коммандитное общество

Собраниями участников общества с полной ответственностью

Протоколом собраний участников

Решение о ликвидации принимается по общему согласию всех участников

Общими собраниями акционеров

Протоколом общего собрания акционеров

Решение о ликвидации принимается большинством участников не меньше чем в 3/4 голосов, если другое не установлено законом, при условии, что в собрании принимали участие акционеры, которые владеют не меньше 60 % голосов

Обращаем внимание, что аналогично принимается и решение о назначении ликвидационной комиссии и утверждении ликвидационного баланса.

Важным является то, что предприятие, которое является участником (основателем) хозяйственного общества не ликвидируется как юридическое лицо. Поэтому если предприятие намеревается ликвидироваться, ему необходимо выйти из состава всех хозяйственных обществ, основателем которых оно является.

Кроме принятия решения о ликвидации, орган (лицо), который принял такое решение о ликвидации предприятия, устанавливает:

  • порядок и сроки проведения ликвидации предприятия;
  • срок для принятия претензий кредиторов, который не может быть меньше двух месяцев с момента объявления о ликвидации.

Шаг третий. Регистрируем исполнителя ликвидации

Ликвидация предприятия осуществляется специально создаваемой комиссией по прекращению юридического лица. В состав такой комиссии может входить нескольких человек – ликвидационная комиссия, или один человек – ликвидатор. Причем состав комиссии должен назначаться по согласованию с органом, который осуществляет государственную регистрацию.

Если суд выносит решение о признании недействительными документов и/или решения о создании предприятия, а также об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, в резолютивной части такого решения хозяйственный суд должен обязать собственников (собственников) или орган, уполномоченный создавать предприятие, осуществить ликвидацию предприятия в установленном законом порядке. Иначе говоря, в отмеченных случаях хозяйственный суд обязывает собственника (собственников) провести «самоликвидацию».

Рассмотрим порядок создания, права и обязанности ликвидационной комиссии, которая назначена в связи с «самоликвидацией» предприятия.

При «самоликвидации» комиссия по прекращению юридического лица создается собственником или уполномоченным им лицом. Однако по решению таких лиц функции комиссии могут возлагаться на орган управления такого юридического лица. Что это означает? То, что в состав ликвидационной комиссии войдут лица, которые осуществляют управление предприятием, а функции по ликвидации предприятия будут выполняться ими в пределах их трудовых функций. На небольших предприятиях ликвидация может осуществляться одним физическим лицом – ликвидатором, которым может быть директор.

Принятие решения о ликвидации на коллективном предприятии оформляется протоколом собраний, который может выглядеть так:

Собрание участников общества с ограниченной ответственностью «Искра»

«10» февраля 2011 г.

Иваненко А. Г.
Петренко Г. И.
Смирничук Г. С.

  1. О назначении ответственного за ликвидацию предприятия.
  2. Об установлении порядка и сроков проведения ликвидации.
  3. Об установлении срока для принятия претензий кредиторов.

Относительно первого вопроса слушали: Смирничука Г. С., который предложил назначить ответственным за ликвидацию общества с ограниченной ответственностью «Искра» его директора Иваненко А. Г.

Относительно второго вопроса слушали:

– Иваненко А. Г., который предложил провести ликвидацию общества с ограниченной ответственностью «Искра» в соответствии с действующим законодательством и в порядке, установленном уставом общества с ограниченной ответственностью «Искра»;

– Петренко Г. И., который предложил установить срок для ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Искра» 6 месяцев с момента назначения ответственного за ликвидацию. Этот срок может корректироваться в зависимости от времени прохождения определенных этапов ликвидационной процедуры.

Относительно третьего вопроса слушали: Иваненко А. Г., который предложил установить срок для принятия претензий кредиторов 3 месяца с момента опубликования информации о ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Искра» в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

  • Назначить ответственным за ликвидацию Иваненко А. Г. и уполномочить его осуществить все необходимые меры для ликвидации предприятия в соответствии с действующим законодательством и в порядке, установленном уставом.
  • Установить срок для ликвидации — 6 месяцев с момента назначения ответственного за ликвидацию.
  • Установить срок для принятия претензий кредиторов в 3 месяца с момента опубликования информации о ликвидации в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Чтобы у собственника (ков) не возникало разногласий с членами комиссии по ликвидации юридического лица, ее состав и полномочие лучше всего зафиксировать документально. Заметим, что нормативными документами состав ликвидационной комиссии, в случае «самоликвидации» предприятия, не регламентирован.

Как правило, в состав комиссии входят, в частности, руководитель предприятия (как глава ликвидационной комиссии), главный бухгалтер и другие работники предприятия. Также в него могут быть включены лица из посторонних организаций (например, специалисты по аудиторской или юридической фирме). При ликвидации предприятия, в уставном фонде которого присутствует государственная доля, в состав комиссии обязательно включается представитель владельца госимущества соответствующего государственного органа.

Желательно, чтобы количество лиц, которые входят в состав ликвидационной комиссии, было непарным и составляло не меньше трех человек, что удобно при подсчете голосов с целью принятия каких-либо решений.

Со дня назначения комиссии по ликвидации юридического лица к ней переходят все полномочия касающиеся управления делами предприятия. Это позволяет утверждать, что такая комиссия является уполномоченным представителем такого предприятия. Вместе с тем следует иметь в виду, что комиссия не имеет статуса юридического лица, а вот предприятие, которое ликвидируется, в период ее работы статуса юридического лица не теряет.

Если вам нужна помощь в ликвидации бизнеса, вы можете воспользоваться услугами специалистов.

Шаг четвертый. Оформляем правовые и денежные отношения с исполнителями ликвидации

1. При «самоликвидации» все вопросы решает собственник, в том числе и относительно оплаты труда лиц, которые вовлекаются в ликвидацию. У собственника (ков) предприятия с членами ликвидационной комиссии (коллегиальный орган) или ликвидатором (когда ликвидацией занимается один человек) могут быть:

  • трудовые отношения (если ликвидация будет поручена органу управления предприятием или директору);
  • гражданско-правовые отношения (в остальных случаях).

Следовательно, если ликвидацию осуществляет орган управления предприятием или директор, ликвидационная процедура будет осуществляться в пределах их трудовых функций. То есть они будут продолжать работу в пределах трудовых отношений, которые уже сложились, к полному окончанию ликвидационной процедуры.

Заметим, что у этого варианта есть существенные недостатки. Во-первых, выплачиваемая зарплата (а в этом случае вознаграждение, которое выплачивается членам ликвидационной комиссии или ликвидатору, иначе не назовешь) подлежит налогообложению «по полной».

Во-вторых, возникает необходимость представления отчетности относительно «зарплатных» налогов и сборов, тогда как у предприятия должна быть возможность сняться с учета как плательщика, по крайней мере «зарплатних» взносов, задолго до окончания ликвидационной процедуры.

В остальных случаях отношения между владельцем и членами ликвидационной комиссии или ликвидатором будут находиться в рамках гражданско-правовых отношений и будут регулироваться ГКУ. А поскольку это сфера договорных отношений, существует множество различных вариантов оформления таких отношений.

2. Рассмотрим некоторые варианты оплаты ликвидаторов и правовых отношений с ними при самоликвидации.

Если деятельность лиц, которые занимаются ликвидацией, оплачивается, то, на наш взгляд, наиболее приемлемый вариант, когда ликвидатор или глава ликвидационной комиссии будет иметь статус частного субъекта предпринимательской деятельности.

Почему? В таком случае предприятие будет освобождено от обязанности относительно начисления и уплаты налогов и сборов из выплачиваемого дохода и представления соответствующей отчетности (обычно, если члены ликвидационной комиссии находятся в финансовых отношениях только с главой ликвидационной комиссии как субъектом предпринимательской деятельности). Между собственником (ками) и физическим лицом – субъектом предпринимательской деятельности, заключается договор на предоставление услуг по ликвидации предприятия.

При другом варианте, когда ликвидатор или члены ликвидационной комиссии выступают как физические лица – граждане, между такими лицами и собственником(ками) могут заключаться договоры подряда. При этом именно предприятие, которое ликвидируется, должно позаботиться о начислении и содержании налогов и сборов из дохода, выплачиваемого лицам, которые осуществляют ликвидацию предприятия, а также о представлении соответствующей отчетности.

Распространенным является вопрос: могут ли ликвидатор или члены ликвидационной комиссии работать без оплаты? Отвечаем: если они согласны на это, то могут.

В таком случае, лучше заключить договор о безоплатном предоставлении услуг. При этом согласно ст. 904 ГКУ заказчик (собственник(ки)) обязан возместить исполнителю (ликвидатору, членам ликвидационной комиссии) все фактические расходы, необходимые для выполнения договора (связанные с проведением ликвидационной процедуры).

Следовательно, подводя итог этого вопроса, считаем, что отношения собственника(ков) и ликвидатора (членов ликвидационной комиссии) должны быть оформлены документально: гражданско-правовым или трудовым договором.

3. В случае ликвидации предприятия — должника, в связи с признанием его банкротом, лицо, которому надлежит провести ликвидацию предприятия, – арбитражный управляющий, назначается судом, которым вынесено решение о признании предприятия банкротом. Для такого лица проведение ликвидации – это работа, которая должна оплачиваться. Порядок такой оплаты детально регламентирован Законом о банкротстве

Как оплачиваются услуги арбитражных управляющих

ст. 3-1 Закона о банкротстве

«10. Оплата услуг, возмещение расходов арбитражного управляющего в связи с выполнением им своих обязанностей осуществляются за счет средств, полученных от продажи имущества должника, или за счет средств кредиторов или средств, полученных в результате производственной деятельности должника.

11. Кредиторы могут создавать фонд для оплаты услуг, возмещения расходов и выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему . Формирование фонда и порядок использования его средств определяются решением комитета кредиторов, и утверждается постановлением хозяйственного суда.

12. Оплата услуг арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий, устанавливается и выплачивается в размере, установленном комитетом кредиторов и утвержденном хозяйственным судом, но не менее двух минимальных заработных плат и не более среднемесячной заработной платы руководителя должника, за последние двенадцать месяцев его работы перед банкротством.

13. Кредиторы имеют право устанавливать и выплачивать арбитражному управляющему, по результатами его деятельности, дополнительное вознаграждение, размер которого утверждается хозяйственным судом.

14. Отчет об оплате услуг, возмещение расходов арбитражного управляющего, утверждается решением комитета кредиторов и постановлением хозяйственного суда».

Размер оплаты услуг и возмещения расходов арбитражного управляющего устанавливаются на первом заседании комитета кредиторов.

Обращаем внимание, что арбитражному управляющему предоставлено право привлекать, для обеспечения выполнения своих полномочий, на договорных основах других лиц и специализированные организации с оплатой их деятельности за счет должника, если другое не установлено соглашением с кредиторами.

Шаг пятый. Регламентируем работу исполнителя ликвидации

Заметим, что нормативного документа, в котором конкретно предусматривался бы порядок работы (так же как состав и порядок избрания членов) ликвидационной комиссии, нет. Поэтому собственник(ки) предприятия может решить эти вопросы самостоятельно.

Например, собственник (уполномоченный им орган) может разработать документ, который обстоятельно регламентирует деятельность ликвидационной комиссии, – Положение о ликвидационной комиссии.

Возникает вопрос: как его утвердить? Если предприятие коллективное, то протоколом заседания общих собраний учредителей или протоколом общих собраний акционеров, если частное – утверждать не нужно.

А как ввести в действие? Если ликвидация возложена на орган управления предприятием (директора, дирекцию), – приказом по предприятию. Если на физическое лицо (физических лиц) в пределах гражданско-правовых отношений, то обязательно соблюдение требований Положения о ликвидационной комиссии, необходимо предусмотреть в разделе соответствующего договора о предоставлении услуг (подряда), как «Обязанности исполнителя» («Обязанности подрядчика»).

Можно предложить и менее трудоемкий вариант. Порядок работы ликвидационной комиссии можно зафиксировать в протоколе общих собраний участников (акционеров), а затем повторить в приказе (для работников, которые работают по трудовому договору) или в разделе «Обязанности исполнителя» («Обязанности подрядчика») договора о предоставлении услуг (подряда).

Что же целесообразно отметить в документе, который регламентирует деятельность ликвидационной комиссии? На наш взгляд, это:

  • поименный состав ликвидационной комиссии;
  • функции ликвидатора или главы и каждого из членов комиссии;
  • периодичность заседаний комиссии;
  • порядок принятия решений (единолично – главой или коллегиально – комиссией);
  • порядок и форма документов, которыми будут оформляться результаты работы комиссии;
  • периодичность, сроки и порядок предоставления отчетов о ходе ликвидации собственнику(кам);
  • ответственность ликвидатора или главы и членов комиссии за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

Шаг шестой. Изучаем полномочия исполнителя ликвидации

1. Какой статус у ликвидационной комиссии?

В п. 3 ст. 105 ГКУ предусмотрено, что с момента назначения комиссии, к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. В суде комиссия выступает от имени юридического лица, которое ликвидируется.

Таким образом, все операции предприятия, которое ликвидируется, оформляются непосредственно на предприятии, во всех документах используются реквизиты предприятия. А ликвидатор или глава ликвидационной комиссии (члены комиссии) является представителем предприятия и работает от его имени.

2. Каковы границы ответственности ликвидатора?

Ответственность за бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ликвидацией предприятия, включая оценку имущества и обязательств предприятия, а также составление ликвидационного баланса и финансовой отчетности возлагается на ликвидационную комиссию или другой орган, осуществляющий ликвидацию предприятия. Ответственность за неведение налогового учета возложена на должностных лиц предприятия. А как выяснилось выше, должностными лицами предприятия, которое ликвидируется, является глава ликвидационной комиссии или ликвидатор.

Ответ на поставленный вопрос в виде таблицы.

Ликвидационная комиссия ООО: права, полномочия и ответственность.

После того как собственники компании примут решение о ликвидации предприятия им нужно назначить ликвидационную комиссию. Об этом решении учредители фирмы сообщают в ИФНС по месту регистрации организации, чтобы была внесена соответствующая запись в госреестр.

Ликвидационная комиссия ООО представляет собой аппарат, в компетенцию которого входит управление делами фирмы в стадии завершения деятельности. В соответствии с п.1 ст.49 НК России в обязанности ликвидационной комиссии входит и уплата налогов за ликвидируемую организацию. Соответственно руководитель ликвидационной комиссии вправе ставить подпись в декларациях вместо директора фирмы.

Назначение ликвидационной комиссии

Исходя из п. 2 ст.62 ГК, аппарат, который вынес постановление о ликвидации ООО, обязан назначить ликвидационную комиссию. Компетентным в вынесении такого рода постановлений аппаратом могут выступать учредители фирмы, собрание акционеров. А также органы судебной власти, вынесшие решение о прекращении деятельности организации. Порядок назначения ликвидационной комиссии, как правило, прописан в Уставе организации.

После вынесения решения компетентного органа о назначении ликвидационной комиссии, она наделяется всеми правами по управлению деятельностью компании. С этого времени единоличный исполнительный орган фирмы лишается своих прав.

Состав ликвидационной комиссии

Членами ликвидационной комиссии могут быть руководители организации, учредители либо участники фирмы, а также непосредственно члены коллектива компании. В полномочия руководителя ликвидационной комиссии входит инициирование прекращение функционирования фирмы, поэтому, как правило, в этой роли выступает генеральный директор закрывающегося предприятия.

Председатель ликвидационной комиссии его права, полномочия и ответственность

После того как учредители компании надлежащим образом оформят приказ либо другой документ, в котором будет отражено решение о прекращении деятельности предприятия и указание временного интервала, отведенного для ликвидации, необходимо учесть важный нюанс. Отдельным пунктом в этом документе необходимо прописать организационные моменты, связанные с назначением председателя ликвидационной комиссии.

После того как председатель будет назначен к нему переходят все полномочия, связанные с осуществлением деятельности фирмы на этот период в соответствии с п.3 ст.62 ГК РФ. На практике часто встречаются случаи когда председателем назначается кто – то из сотрудников фирмы либо ее руководителей. Это делается для того, чтобы организацией процедур, связанных с ликвидацией фирмы, занимался человек, отлично разбирающийся во внутренних делах организации.

Полномочия и ответственность руководителя ликвидационной комиссии

На ликвидатора возлагаются особые функции и полномочия, на основании которых он будет осуществлять деятельность, и проводить процедуры необходимые для прекращения деятельности предприятия в соответствии с действующим законом.

Поэтому на руководителя ликвидатора ложится огромная ответственность за работу ликвидационной комиссии, в его обязанности входит подписание документов, издаваемых этим органом.

Руководитель ликвидационной комиссии берет на себя ответственность за контролирование работы всех членов комиссии, а также за своевременную организацию и совершение следующих действий, направленных на ликвидацию организации в соответствии с законодательством (ст. 63 Гражданского Кодекса РФ):

1. В первую очередь о намерении ликвидировать предприятие нужно уведомить регистрирующий орган, чтобы фирму исключили из реестра действующих юридических лиц;

2. Разместить в печатных изданиях сообщение о намеченной ликвидации организации. Включая то, в какие сроки, и в каком порядке будут приниматься заявления от кредиторов, содержащие требования о выплате задолженности. Минимальный срок, который устанавливают для предъявления запросов должен составлять два месяца;

3. Постараться лично вручить письменные уведомления кредиторам о предстоящей ликвидации фирмы;

4. По истечении отведенного времени необходимо подготовить ликвидационный баланс. В этом балансе должны быть отражены материальные и нематериальные активы и пассивы фирмы, содержаться сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, а также решения о возможности сведения их к минимуму;

5. В зависимости от конкретной ситуации в компетенцию ликвидационной комиссии входит реализация имущества фирмы путем проведения публичных торгов. К этой процедуре прибегают для исполнения обязательств организации перед кредиторами;

6. После оплаты всех требований кредиторов, необходимо составить итоговый ликвидационный баланс, отражающий финальное состояние организации;

7. Если в распоряжении предприятия после уплаты всех обязательств остались средства, они должны быть распределены между учредителями;

8. Чтобы завершить процесс ликвидации фирмы, ликвидационная комиссия должна подать соответствующее заявление в ИФНС. Сотрудники налоговой службы регистрируют факт ликвидации компании в ЕГРЮЛ.

После того, как вы получите из налогового органа зарегистрированное свидетельство о ликвидации предприятия, организация официально признается ликвидированной, а деятельность ликвидационной комиссии автоматически прекращается.

Ответственность ликвидационной комиссии

При проведении процедуры аннулирования организации имущественная ответственность появляется у:

  • Непосредственно организации;
  • Собственников бизнеса;
  • Руководителей организации;
  • Ликвидационной комиссии;
  • Заимодавцев, которым задолжало предприятие.

Чтобы ответить на вопрос, касающийся ответственности, бремя которой несет ликвидационная комиссия, необходимо определить ее правовой статус.

Если руководствоваться пунктом 3 ст.62 Гражданского Кодекса, то можно рассматривать ликвидационную комиссию как орган, осуществляющий управление юридическим лицом. Таким образом, после того как ликвидационная комиссия приступает к своим обязанностям, все функции, связанные с управлением организацией возлагаются на нее, это касается и представления ликвидируемой организации в суде.

Полномочия ликвидационной комиссии такие же, как и у единоличного ликвидатора. Исходя из этого, можно утверждать, что ликвидационная комиссия – коллективный аппарат управления, а руководитель наделен только функциями, связанными с организационной и представительской деятельностью.

Чтобы на законных основаниях представлять интересы аннулируемой организации, участнику ликвидационной комиссии или ее руководителю необходимо предоставить соответствующий документ. А именно, запротоколированное решение об утверждении состава комиссии, принятое на общем собрании участников общества (в некоторых случаях решение суда), а также протокол, в котором определено лицо, наделенное рядом полномочий.

Существует ошибочное мнение, что если председатель ликвидационной комиссии по совместительству оказался бывшим руководителем этой фирмы, то он имеет привилегии и не должен предоставлять вышеназванных документов.

Пунктом 3 статьи 56 Гражданского Кодекса участники ликвидационной комиссии называются другими лицами, наделенные правом давать указания, обязательные для исполнения этим юридическим лицом. Исходя из чего они несут субсидиарную ответственность. Освободиться от имущественной ответственности член комиссии имеет возможность только в случае, если сможет доказать свою невиновность (например, если он не участвовал в голосовании или отдал свой голос против по рассматриваемому вопросу).