Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции в арбитражном процессе

Полномочия суда надзорной инстанции по пересмотру судебных актов

Необходимость проверки судебных актов в порядке надзора обусловлена тем, что рассмотрение дела судом апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает безошибочность решения. В связи с этим проверка вступивших в законную силу решений и постановлений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав организаций и граждан. Однако рядом специалистов высказано вполне обоснованное мнение о том, что сохранение надзорного производства вызвано необходимостью не столько исправления конкретных судебных актов, сколько создания эффективного механизма выработки единообразной судебной практики – судебного прецедента, т.е. судебных решений высшей инстанции. Надзорная инстанция, сохранив название, изменила функцию в полном соответствии с правовыми позициями, выработанными Европейским Судом по правам человека. Надзор перестал быть иерархическим органом, надзирающим за государственными судами в целях отмены их решений. Он превратился в специальную судебную инстанцию, призванную определять судебную политику для защиты прав и свобод человека, равно как и охранять эти свободы публичного порядка [1] .

Объектом пересмотра в порядке надзора является только вступившие в законную силу судебные решения и определения судов первой инстанции, постановления судов апелляционной и кассационной, а также надзорной инстанций (для гражданского процесса), кроме судебных постановлений Президиумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Заметим, что после изменения надзорного производства в ГПК РФ Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. № 353, вступившим в действие с 1 января 2012 г., судебные звенья и объекты пересмотра в порядке надзора ограничены лишь Президиумом Верховного Суда РФ в отношении дел, которые были рассмотрены в Верховном Суде РФ по первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Перечень полномочий суда надзорной инстанции весьма широк. Надзорная инстанция вправе:

• оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора – без удовлетворения;

• отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

• отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

• оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

• отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Основаниями для оспаривания и изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются:

• нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права, которое до рассмотрения конкретного дела в Президиуме Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ могло быть выражено, например, в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики или постановлениях Президиума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, принятых по результатам рассмотрения дел в порядке надзора, поскольку отсутствие единообразия существенно нарушает права заявителя;

• нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ (ст. 391.9 ГПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 304 АПК РФ);

• нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, в частности когда решение суда не только устанавливает права и обязанности участвующих в деле лиц, но и затрагивает права многих лиц, не привлеченных в дело, например акционеров, вкладчиков и т.п. (ст. 391.9 ГПК РФ, ст. 304 АПК РФ).

Ограничение оснований пересмотра в порядке надзора лишь фундаментальной ошибкой (нарушение прав человека и прав неопределенного круга лиц) в целях создания единообразной судебной практики препятствует повторению таких фундаментальных ошибок арбитражными судами и является единственной задачей современного надзорного производства в Российской Федерации [2] . Хотя это было сказано относительно арбитражного процесса, но после аналогичных изменений в ГПК РФ подобное утверждение вполне справедливо в целом в отношении надзорного производства.

По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции, Президиум Верховного Суда РФ и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ выносят постановление (ст. 388 ГПК РФ, ст. 305 АПК РФ).

Эти процессуальные акты, так же как и судебные решения, содержат четыре составляющие части и принципиально от судебных актов других инстанций не отличаются.

  • [1] См.: Нешатаева Т. Н. Обсуждаем постановления ЕСГТЧ // Вестник ВАС РФ. 2009. № 12. С. 157.
  • [2] См.: Нешатаева Т. Н. Указ. соч. С. 159.

§ 2. Порядок рассмотрения дел в надзорной инстанции

В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор Российской Федерации. Если протест внесен им, то он в заседании Президиума может дать объяснение по делу.

По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях Президиума могут принимать участие Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица. Однако эти лица никакого процессуального положения по делу не занимают и процессуальными правами и обязанностями не наделяются.

Президиум правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума.

При рассмотрении протестов Президиумом действует большинство принципов арбитражного процессуального права: осуществление правосудия только судом, независимость судей и подчинение их только закону, равенство организаций и граждан перед законом и судом, состязательность, непрерывность и др.

Некоторые принципы арбитражного судопроизводства действуют в этой стадии процесса не в полной мере, с учетом задач, стоящих перед этой стадией процесса. Так, например, в заседании не всегда участвуют представители сторон, им не представляется возможность непосредственно изложить надзорной инстанции свои доводы и возражения по делу; не действует в этой инстанции и принцип, запрещающий повторное участие судей в рассмотрении дела, поскольку Президиум действует только в полном составе, и поэтому повторное рассмотрение дела в надзорной инстанции возможно только полным составом надзорной инстанции.

Несмотря на отсутствие в АПК РФ специальных норм, надзорный орган проверяет законность и обоснованность решений арбитражных судов как в опротестованной, так и в не опротестованной части, а равно и в отношении лиц, не указанных в протесте. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не связан доводами протеста и проверяет дело в полном объеме. При этом Президиум проверяет законность и обоснованность решений по материалам, имеющимся в деле.

Порядок рассмотрения протеста в общих чертах определен в ст. 186 АПК РФ.

На своем заседании Президиум заслушивает доклад судьи Высшего Арбитражного Суда РФ об обстоятельствах дела и доводах протеста. Члены Президиума вправе задавать докладчику вопросы. Для дачи объяснений в заседании Президиума могут быть вызваны лица, участвующие в деле. В этом случае им направляются извещения о времени и месте заседания Президиума. Их неявка не препятствует рассмотрению дела.

После обсуждения Президиум открытым голосованием принимает постановление. Постановление считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа присутствующих членов Президиума. Члены Президиума не вправе воздержаться от голосования. Постановление Президиума подписывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судьи, ранее принимавшие участие в рассмотрении дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций, не принимают участие в голосовании.

Арбитражный процессуальный кодекс не устанавливает ни срока, в течение которого может быть принесен протест, ни срока для рассмотрения дела в надзорной инстанции. Представляется, что такая неопределенность сроков, а точнее их безграничность, вряд ли правомерна. Арбитражный процесс отличается от подобного ему гражданского процесса именно строгой определенностью сроков рассмотрения дел. Оперативность разрешения дел в арбитражных судах — один из принципов процесса. В рыночных хозяйственных отношениях определенность имеет решающее значение. Это в полной мере должно относиться и к актам арбитражного суда. Стороны, особенно истец, должны быть уверены в окончательности разбирательств по спорному правоотношению, которое должно обеспечиваться конкретным сроком. Кстати, установление этого срока диктуется необходимостью сохранять дела в арбитражных судах. Еще большее сомнение вызывает неограниченность срока рассмотрения дела в надзорной инстанции. Если во всех предыдущих инстанциях арбитражного процесса установлены конкретные сроки рассмотрения дел, то в самой высшей инстанции судебного разрешения дел они непременно должны быть установлены.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ должны быть указаны следующие данные: 1) наименование арбитражного суда. Президиум которого рассматривает протест; номер дела и дата принятия постановления; наименование сторон, иных лиц, участвующих в деле; должностное лицо, принесшее протест; 2) наименование арбитражного суда, в котором принято (приняты) опротестованное решение, постановление; фамилии судей, принявших решение, постановление;

3) краткое изложение сущности принятого решения, постановления; 4) основания, по которым в протесте поставлен вопрос о проверке законности и обоснованности решения, постановления; 5) мотивы, по которым принимается постановление Президиума со ссылкой на законодательство и материалы дела;

6) выводы по результатам рассмотрения протеста; 7) действия, которые должны быть выполнены арбитражным судом при новом рассмотрении дела.

Указания арбитражного суда надзорной инстанции, изложенные в постановлении об отмене судебного акта, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело. Как и суд кассационной инстанции, арбитражный суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судами предыдущих инстанций либо отвергнуты ими, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. По протестам в порядке надзора могут быть пересмотрены и определения, вступившие в законную силу, отдельно от решения. Но кодекс устанавливает, что пересмотру в порядке надзора подлежат определения в тех случаях, когда кодексом предусмотрено их обжалование, а также когда они препятствуют дальнейшему движению дела. Порядок рассмотрения протестов на определения такой же как и при рассмотрении протестов на решения и постановления. Как отмечалось выше, для пересмотра решений в порядке надзора не установлены ни сроки обжалования, ни сроки рассмотрения дел. В надзорном порядке судебный акт может быть пересмотрен и спустя длительное время после вступления его в законную силу. Надо иметь в виду, однако, что за длительное время могут произойти события, существенно изменившие субъективные права сторон по хозяйственному спору. Возникает вопрос: должны ли в надзорной, а в равной степени и в кассационной инстанции, приниматься во внимание обстоятельства, существенно меняющие существо дела? Поясним ситуацию на конкретном примере. В мае 1992 г. в госарбитраж Воронежской области обратился городской рынок с исковым заявлением об освобождении нежилого помещения к товариществу с ограниченной ответственностью. Решением от 9 июня 1992 г. исковые требования были удовлетворены. В кассационном порядке решение не пересматривалось; в апреле 1993 г. ответчик обратился в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о принесении протеста. За это время произошли следующие события: 1) спорное помещение было передано из ведения общества потребительских союзов в муниципальную собственность (7 декабря 1992 г.); 2) товарищество с ограниченной ответственностью приватизировало имущество магазина, находившееся в спорном помещении (16 декабря 1992г.); 3) комитет по управлению имуществом заключил договор аренды с товариществом (4 декабря 1992 г.). Все эти обстоятельства были положены в основу протеста и решения надзорной инстанции, совершенно не учитывая того, что они не только не были, но и не могли быть предметом рассмотрения арбитражного суда. Несомненно, при изменившихся обстоятельствах требования об освобождении помещения удовлетворению не подлежат. Но ведь новые обстоятельства возникли спустя шесть месяцев после вынесения решения. Вряд ли оправдана в подобных ситуациях отмена решения, в основу которого легли совершенно иные обстоятельства. По-видимому в Арбитражном процессуальном кодексе необходимо указать пределы, в рамках которых допускается пересмотр решений.

Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации направляются лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня его вынесения, заказным письмом с уведомлением о вручении (ч. 2 ст. 18 7 АПК РФ).

40. Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции.

Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается одним из судей коллегии.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

• прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

• Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации;

• должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора Российской Федерации в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. Судьи могут задать вопросы докладчику.

Лица, указанные в ч. 3 ст. 386 ГПК РФ, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу, причем первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.

По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации выносят определения.

При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.

О принятых судом надзорной инстанции определении или постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Закон указывает, что основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).

Определение или постановление суда надзорной инстанции должно содержать:

1) наименование и состав суда, принявшего определение или постановление;

2) дата и место принятия определения или постановления;

3) дело, по которому принято определение или постановление;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции;

6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;

7) закон, на основании которого принято определение или постановление по результатам рассмотрения дела по существу.

Постановление президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии – судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

В целях обеспечения единства судебной практики Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре в порядке надзора судебных постановлений, нарушающих права, свободы или законные интересы неопределенного круга лиц, иные публичные интересы либо принятых с нарушением правил подведомственности или подсудности.

Жалоба заинтересованных лиц или представление прокурора могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Дело по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 386 ГПК РФ.

Следует отметить, что Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого ими внесено представление.

Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции. Library UA

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 308.1 и 308.2 АПК РФ, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела судья Верховного Суда Российской Федерации вправе вынести определение о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта до окончания производства в суде надзорной инстанции, если лицо, подавшее надзорные жалобу, представление, ходатайствует о таком приостановлении, при условии, что заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения судебного акта либо предоставил обеспечение.

Исполнение обжалуемых судебных актов приостанавливается при предоставлении лицом, ходатайствующим о таком приостановлении, обеспечения возмещения другой стороне по делу возможных убытков (встречного обеспечения) путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, принявшего соответствующий судебный акт в первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.

Определение о приостановлении исполнения судебного акта или об отказе в приостановлении исполнения выносится судьей Верховного Суда Российской Федерации в трехдневный срок со дня поступления ходатайства в суд. Копии определения направляются лицам, участвующим в деле.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

В определении судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должны быть указаны:

1) дата и место вынесения определения;

2) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;

4) сведения об обжалуемом судебном акте, дата его принятия и вступления в законную силу;

5) мотивы, по которым отказано в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

В определении судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должны быть указаны:

1) дата и место вынесения определения;

2) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;

4) сведения об обжалуемых судебных актах;

5) содержание дела, по которому приняты обжалуемые судебные акты;

6) основания передачи надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

7) предложения судьи, вынесшего определение.

Судья Верховного Суда Российской Федерации передает вынесенное им определение, а также надзорные жалобу, представление вместе с делом в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления. Время рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в судебное заседание.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, вынесшие определение о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не могут участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации данных надзорных жалобы, представления вместе с делом.

Надзорные жалоба, представление вместе с делом рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения судьей определения.

В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом. Указанные лица могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление вместе с делом, рассматриваемые в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, докладываются судьей Верховного Суда Российской Федерации — докладчиком по данным жалобе, представлению.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы, содержащиеся в надзорных жалобе, представлении и послужившие основанием для передачи надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, явившиеся в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.

Вопросы, возникающие при рассмотрении надзорных жалобы, представления вместе с делом в порядке надзора, разрешаются судьями большинством голосов. При равном числе голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

17.3. Полномочия суда надзорной инстанции и основания к отменев порядке надзора решений, определений и постановлений

При рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам проверяет законность и обоснованность решений арбитражных судов, вступивших в законную силу как в опротестованной, так и в не опротестованной части. Президиум не связан доводами протеста и проверяет дело в полном объеме.

Полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определены в ст. 187 АПК РФ.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

1) оставить решение, постановление арбитражного суда без изменения, а протест без удовлетворения;

2) отменить решение, постановление полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) изменить или отменить решение, постановление и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение;

4) отменить решение, постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части;

5) оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.

Постановления суда апелляционной инстанции и постановления кассационной инстанции могут быть отменены или изменены, если:

1) ими неосновательно оставлено без изменения, отменено или изменено решение суда первой инстанции;

2) при рассмотрении дела в суде апелляционной или кассационной инстанций были допущены нарушения закона, которые повлияли или могут повлиять на правильность вынесенного постановления

Отменяя решение и передавая дело на новое рассмотрение в суд первой, апелляционной или кассационной инстанций, суд надзорной инстанции может указать этому суду, какие процессуальные действия необходимо совершить по делу.

Вместе с тем, суд надзорной инстанции при рассмотрении дела не вправе заранее предрешать выводы, которые могут быть сделаны при новом рассмотрении дела по существу.

Согласно ст. 188 АПК РФ основаниями к изменению или отмене решения, постановления в порядке надзора являются незаконность или необоснованность судебного акта.

Решение арбитражного суда является незаконным, если были нарушены нормы материального права:

1) суд не применил закон, подлежащий применению;

2) применил закон, не подлежащий применению;

3) неправильно истолковал закон.

Решение суда не соответствует арбитражному процессуальному законодательству, если нарушения процессуальных норм повлекли вынесение неправильного по существу решения или ставят под сомнение его правосудность: дело рассмотрено незаконным составом суда, нарушен принцип языка судопроизводства, в деле отсутствует протокол судебного заседания и др.

Решение арбитражного суда является необоснованным в случае:

1) неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.Контрольные вопросы для практических (семинарских) занятий:

1. В чем отличие пересмотра вступивших в законную силу решений в порядке надзора от апелляционного и кассационного производства.

2. Какие должностные лица имеют право принести протест на вступившее в законную силу решение, определение, постановление арбитражного суда.

3. Кто имеет право приостановить исполнение решения, постановления арбитражного суда.

4. Каков порядок принесения и рассмотрения протестов.

5. Каковы полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.Решите следующие правовые ситуации

Крестьянское хозяйство «Х-в» обратилось в арбитражный суд с иском к предприятию по материально-техническому снабжению «Искра» доукомплектовать проданный трактор и взыскать пеню в размере трех процентов годовых за просрочку исполнения обязательств.

Арбитражный суд иск удовлетворил. Решение суда ни в апелляционной, но в кассационной инстанции не проверялось.

Спустя два месяца после вступления решения в законную силу, предприятие по материально-техническому снабжению «Искра» обратилось к заместителю Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с заявлением о принесении протеста на вступившее в законную силу решение арбитражного суда, считая его незаконным и необоснованным.

Заместить Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ приостановил исполнение решения и истребовал из арбитражного суда дело для проверки наличия оснований к принесению протеста.

Правильны ли действия должностного лица?

Предприятие «Вымпел» обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу «Плазма» о прекращении нарушения исключительного права на патент на изобретение и взыскания убытков в размере 21 000 000 рублей.

Арбитражный суд первой инстанции иск удовлетворил.

Апелляционная инстанция решение первой инстанции отменила и вынесла новое решение, которым в иске отказала.

Кассационная инстанция, рассмотрев дело по жалобе истца, вынесла постановление, которым отменила постановление суда первой и апелляционной инстанции и направило дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации внес в Президиум Высшего Арбитражного Суда протест, в котором просил отменить постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции.

Правильно ли в протесте сформулированы требования должностного лица?

uristinfo.net

Глава XXV. Судопроизводство в надзорной инстанции

Литература: Борисова Е.А. Апелляция в гражданском (арбитражном) процессе. 2-е изд. М., 2000; Грицанов А.С. Кассационное производство в советском гражданском процессе. Томск, 1980; Жилин Г.А. Подготовка гражданских дел к рассмотрению в суде кассационной инстанции. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1991; Зайцев И.М. Устранение судебных ошибок в гражданском процессе. Саратов, 1985; Комиссаров К.И. Полномочия суда второй инстанции в советском гражданском процессе. М., 1961; Комиссаров К.И. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства. Свердловск, 1971; Степанова Е.А. Апелляция в России: историко-правовой аспект и перспективы развития. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.

§ 1. Сущность, возникновение и развитие судебного надзора в Российской Федерации
§ 2. Возбуждение судебно-надзорного производства по гражданским делам

1. Лица, имеющие право принести протест в порядке надзора
2. Порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора
3. Содержание надзорной жалобы или представления прокурора
4. Рассмотрение надзорной жалобы
5. Рассмотрение дела, истребованного в суд надзорной инстанции
§ 3. Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции
1. Суды надзорной инстанции
2. Рассмотрение дела в порядке надзора и вынесение определения
§ 4. Полномочия суда надзорной инстанции

§ 1. Сущность, возникновение и развитие судебного надзора в Российской Федерации

Предметом судебной деятельности являются сложные общественные отношения. Поэтому при самой совершенной процессуально-правовой регламентации судопроизводства полностью исключить ошибки в разрешении конкретных дел судом первой инстанции практически невозможно. Судебный надзор как самостоятельный процессуально-правовой институт появился в советское время и формировался, постепенно совершенствуясь, в результате взаимообусловленности следующих трех основных моментов.
Во-первых, провозглашенный конституционным принцип законности обусловливал необходимость аннулирования таких актов правосудия, которые хотя и вступили в силу, но существенно противоречили закону.
Во-вторых, в интересах сторон нельзя было предоставлять возможность бесконечного обжалования решений, тем самым снижать их стабильность, затягивать исполнение, неоднократно пересматривать только из-за того, что кто-либо из участников процесса с выводами суда не согласен (часто явно необоснованно).
В-третьих, государство с самого начала одну из важнейших задач в области правового регулирования усматривало в том, чтобы продвинуться как можно дальше в усилении вмешательства его в частноправовые отношения.
Институт пересмотра дел в порядке судебного надзора прошел сложный путь развития. Впервые идея создания в стране единого верховного судебного контроля законодательно была выражена в Декрете о суде от 7 марта 1918 г. N 2, но ее реализация относится к 10 марта 1921 г., когда Декретом ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение о высшем судебном контроле. Осуществление высшего судебного контроля первоначально возлагалось на Народный комиссариат юстиции РСФСР, который должен был пересматривать дела по требованию центральных, областных, губернских органов власти, а также по собственной инициативе. Таким образом, вначале высший судебный контроль складывался как централизованный порядок пересмотра по инициативе органов государственной власти вступивших в законную силу решений, противоречащих нормам советского права и общей политике правительства.
Вскоре функция надзора отошла к компетенции образованного Верховного Суда РСФСР, а с 1923 г. ее реализация была поручена также Верховному Суду СССР. Пленарное заседание Верховного Суда СССР получило право пересматривать в порядке надзора постановления Верховных судов союзных республик. Так, на первом этапе развития, к 1925 г. в СССР сложилась централизованная система судебного надзора.
В дальнейшем развитие рассматриваемого института шло по пути децентрализации и расширения круга лиц, которые имели право приносить протесты на акты правосудия, вступившие в законную силу. Законом о судоустройстве СССР от 16 августа 1938 г. судебный надзор был сосредоточен в ведении Верховного Суда СССР и Верховных судов союзных республик. Возврат к децентрализованной системе судебного надзора был осуществлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. «Об образовании президиумов в составе Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей». Основные положения Указа, предоставившего надзорные полномочия судам так называемого среднего звена, были восприняты процессуальным законодательством, где действуют и в настоящее время, но с существенными коррективами, внесенными впоследствии.
Главная особенность судебного надзора состоит в том, что он является способом пересмотра вступивших в законную силу актов правосудия. Он призван решать одну из самых важных задач гражданского судопроизводства и гарантировать правильность осуществления правосудия в стране. Это обстоятельство дает возможность понять причины постоянной заботы законодателя о последовательном совершенствовании судебного надзора. В частности, довольно существенные изменения в регламентировании судебного надзора предприняты в новом ГПК.
Таким образом, судебный надзор — это функция суда, направленная на проверку законности и обоснованности вступивших в силу постановлений нижестоящих судов, исправление их ошибок и осуществление на этой основе руководства судебной практикой с целью обеспечения строгой законности правосудия.
При понимании существа надзорного пересмотра важно иметь в виду отличия объектов надзорного и кассационного пересмотра.
Объект судебно-надзорного пересмотра шире объекта кассационного обжалования, так как:
— во-первых, предметом кассационного обжалования служат только решения и определения суда первой инстанции, а в надзорном порядке допускается опротестование решений, определений и постановлений судов любой инстанции;
— во-вторых, по делу вследствие неоднократной отмены решений с направлением его на новое рассмотрение может состояться несколько судебных актов, однако возможность кассационного обжалования касается только последнего решения, еще не вступившего в законную силу. Законность и обоснованность ранее отмененных решений кассационная инстанция не проверяет. В надзорном же порядке проверяются все состоявшиеся по делу решения, определения и постановления.