Показатели налоговых поступлений в местный бюджет

Расчет и анализ налоговых поступлений в местные бюджеты

Главная > Закон >Финансы

1.2. Особенности системы местных налогов и сборов

Под системой местных налогов и сборов понимаются обязательные платежи юридических и физических лиц поступающие в бюджет органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Характерными особенностями системы налогообложения являются:

— Множественность налоговых платежей.

— Преобладание в местном налогообложении прямых налогов.

— Отсутствие ограничений при обложении местными налогами.

— Отсутствие для большинства местных налогов и сборов инструкций министерства финансов и государственной налоговой службы РФ.

Плательщиками местных налогов и сборов выступают одновременно и юридические и физические лица.

Невысокая доля поступлений от местных налогов и сборов в местные бюджеты.

Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов.

В 1991 г. в России можно было ввести в действие семь видов местных налогов. В 1992 г. Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» было установлено право местных органов на ведение 21 вида местных налогов. В 1993 г. в связи с принятием Закона РФ от 22.12.92г. №4178-1 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах» общее допустимое количество видов местных налогов достигло 23. После введения в действие 1 части Налогового кодекса их осталось 5: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы

Из ранее установленных налогов сохранены три – земельный налог, налог на имущество физических лиц и налог на рекламу. Местный налог на наследование или дарение заменяет ранее действовавшей региональный налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Земельный налог обеспечивает стабильное поступление средств в местные бюджеты. Плательщиком земельного налога и арендной платы является предприятие и граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогами площади. Если земельный участок находится в пользовании нескольких юридических лиц, то по каждой части налог исчисляется отдельно. От уплаты земельного налога полностью освобождаются:

— заповедники, национальные парки и ботанические сады

— научные организации, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства, НИИ

— учреждения социального обслуживания

— инвалиды войны, труда, инвалиды детства

Не облагаются земельным налогом земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы для обеспечения государственной безопасности, земля общего пользования, граждане, впервые организующие фермерские хозяйства освобождаются от уплаты налога в течение 5 лет с момента предоставления земельного участка, военнослужащие, которым предоставлены участки для строительства индивидуального жилья.

Ставки земельного налога утверждаются органами власти исходя из средних ставок установленных законом «О плате за землю», который дифференцируется по зонам различной ценности. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двукратном размере. Налог за земли занятые жилищным фондом в границах городской черты исчисляется в размере 3-х % ставки земельного налога для соответствующих зон города или поселка городского типа. Налог за земли под дачными участками, кооперативными и индивидуальными гаражами в границах городской и поселковой черты исчисляется в размере 3 % ставки земельного налога. Налог за часть площади гаражей сверх установленных норм отвода в пределах двойной нормы исчисляется в размере 15% от ставки налога, а свыше двойной нормы по полным ставкам земельного налога для городских земель. Согласно решения №46 от 01.03.2000г. Ставропольской Думой ставка земельного налога в г. Ставрополе установлена в размере 2,98 р. за 1 м2 налог уплачивается равными долями в 2 срока: 15 сентября и 15 ноября.

Земельный налог носит целевой характер, и средства от данного платежа могут быть использованы только на конкретные мероприятия.

Налог на имущество граждан включает плату за строения, помещения, сооружения и транспортные средства физических лиц, налог на строения, помещения и сооружения уплачивается гражданами по ставке, не превышающей 0,1% от их инвентаризационной стоимости, а налог на транспортные средства взимается в зависимости от мощности мотора на основании сведений, предоставляемых в налоговые органы организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Налог на рекламу является одним их самых существенных по объему поступающих платежей и выплачивается юридическими и физическими лицами, осуществляющими расходы по рекламе собственной продукции, работ и услуг. Налог устанавливается решениями районных и городских представительных органов местного самоуправления в размере, не превышающем 5% от стоимости рекламных работ и услуг у рекламодателя. Налог уплачивается в доход городского бюджета. Взыскивается из средств массовой информации. Плательщики налога представляют в налоговый орган расчет сумм налога на рекламу ежеквартально, одновременно с балансом расходы по уплате налога на рекламу относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.

Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники, компьютеров взимается с юридических и физических лиц в размере 5% от продажной цены (отменен в 2000г.).

Необходимость введения целевых сборов на те или иные цели определяется органами власти при решении социально-экономических проблем. Размер ставки на все виды целевых сборов в совокупности устанавливается в пределах 3% от фонда оплаты труда, рассчитанной от установленной законом минимальной месячной оплаты труда юридического лица, и не более 3% от двенадцати минимальных установленных законом размеров месячной оплаты труда физических лиц. Целевой сбор на содержание детских дошкольных учреждений взимается независимо от того, осуществляет предприятие в каком-либо отчетном периоде предпринимательскую деятельность или нет.

Опишем еще некоторые налоги, которые с принятием Налогового Кодекса были отменены.

Регистрационный сбор с предпринимателей. Для физических лиц, регистрирующихся в качестве предпринимателей без образования юридического лица, ставкой сбора служила законодательно установленная минимальная месячная оплата труда.

Большой размах в городах принимали сделки купли-продажи иностранной валюты, совершаемые на биржах. Вполне закономерным было решение ввести на эти сделки местный налог. Сбор вносится в размере 0,1% от суммы сделок.

Сыграли большую позитивную роль в упорядочении организации торговли в городе сбор за право торговли. Плательщиками сбора являлись юридические лица и граждане, осуществляющие торговлю как через постоянные торговые точки, тик и в порядке свободной торговли с лотков, с рук, открытых прилавков, автомашин в местах, определенных исполнительными органами местной власти.

Лицензионный сбор за проведение местных аукционов и лотерей был установлен для устроителей аукционов и лотерей. Объектом обложения служила первоначальная стоимость заявленных к аукциону товаров, или сумма, на которую выпущены лотерейные билеты.

Сбор с владельцев собак вносили физические лица, имеющие в городах собак. Сбор не мог превышать в год одной седьмой части размера минимальной месячной оплаты труда.

Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями вносили юридические и физические лица, реализующие алкогольную продукцию населению. Размеры сбора устанавливались российским законодательством: с юридических лиц – 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, с физических лиц – 25.

Сбор за выдачу ордера на квартиру вносили лица при получении права на заселение отдельной квартиры. Максимальный размер сбора не может превышать 75% минимальной месячной оплаты труда.

Сбор за парковку автотранспорта вносили юридические и физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных местах.

Сбор за право использования местной символики уплачивали производители продукции, на которой использована местная символика: гербы городов, виды местностей, исторические памятники и прю.

Сбор за право проведения кино- и телесъемок вносили коммерческие кино- и телекомпании, производящие съемки, требующие от муниципальных органов осуществления организационных мероприятий.

Сбор за уборку населенных пунктов мог быть установлен как для юридических, так и для физических лиц. Размер сбора законодательных ограничений не имеет.

Сбор за открытие игорного бизнеса, под которым подразумевалась установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры.

Общее число налогов должно сократиться более чем в четыре раза. Одновременно отменяются налоги, оказывающие достаточно сильное давление на налогоплательщиков, такие, как налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, целевые сборы на территории, нужды образования и другие цели. Отмена таких налогов не только означает ослабление налогового прессинга, но и способствует отражению реальной величины полученной прибыли, так как налоги, относимые в соответствии с действующим законодательством на финансовые результаты, нередко приводят к образованию балансового убытка в условиях прибыльной реализации.

Согласно Федеральному закону от 29.07.2004 № 95-ФЗ, система налогов и сборов Российской Федерации с 2005 года состоит из пятнадцати налогов и сборов и четырех специальных налоговых режимов (статьи 13-15, 18 Кодекса).

Сегодня на территории страны взимается несколько имущественных налогов, в том числе земельный налог, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц. Однако в процессе совершенствования имущественных налогов предлагается заменить эти налоги и постепенно перейти на налог на недвижимость, объектом налогообложения которым будут земельные участки и имущественные объекты, связанные с землей. Проект главы о налоге на недвижимость был принят Государственной Думой в составе законопроектов по формированию рынка доступного жилья.

Для того чтобы правильно определить свои права и обязанности, налогоплательщику необходимо отличать налоги и сборы от платежей, представляющих собой оплату выполненных работ (услуг) или штрафные санкции — по своей юридической природе не являющихся налоговыми платежами. При этом нужно помнить: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, но не предусмотренные Кодексом (либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом)!

Анализ поступлений налоговых и неналоговых платежей в местный бюджет

  • Единственное в стране

    издание о государственной

    и методологов страны

    Нас читает вся страна

    В том, что касается перечня местных доходов, законодательство на протяжении последних лет практически неизменно. Поэтому сумма налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований остается относительно постоянной величиной. Не претерпевает серьезных изменений и структура доходов. Стабильность налогового законодательства дает возможность прогнозировать ежедневные поступления в городской бюджет.

    Владимир Николаевич БОГДАНЦЕВ,
    начальник финансового управления администрации города Орска Оренбургской области

    Сегодня в обязанности руководства муниципалитета входит координация деятельности по взиманию недоимки с налогоплательщиков территории во все уровни бюджетов бюджетной системы. В городе Орске создана и успешно работает межведомственная комиссия по стабилизации экономики. В состав данной комиссии входят представители администрации города, инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску, внебюджетных фондов, федеральных служб. По итогам работы комиссии в бюджеты всех уровней ежегодно поступает дополнительно порядка 1% от всех налоговых и неналоговых доходов, собираемых на территории города. Аналогичные комиссии созданы и в той или иной мере успешно функционируют во многих регионах и муниципалитетах. Поэтому сделаем акцент не на работе по взысканию недоимки, а на обеспечении точности прогнозирования объема поступлений налоговых и неналоговых платежей в бюджет и оперативности получения информации о поступивших доходах, что является определяющим фактором качественной организации бюджетного процесса.

    Контролировать исполнение бюджета можно ежедневно, еженедельно, ежемесячно и ежеквартально, но необходимо выстроить такую систему анализа, с помощью которой можно было бы более точно спрогнозировать поступление доходов в бюджет в текущем финансовом году с целью оценки возможности исполнения принятых обязательств. Это стало возможным благодаря межведомственному взаимодействию между структурами, участвующими в процессе исполнения бюджета. В соответствии с приказом Минфина России от 18 декабря 2013 года № 125 финансовые органы могут получать ранее недоступную для анализа информацию от Федерального казначейства о фактически уплаченных суммах налоговых и неналоговых платежей в разрезе плательщиков.

    На основе данных налоговой службы о количестве налогоплательщиков с разбивкой по видам деятельности, суммах налога, полученного от той или иной категории плательщиков, и информации Федерального казначейства мы по каждому доходному источнику разработали индивидуальную аналитическую таблицу.

    К основным налоговым источникам, определяющим объем доходной части муниципального бюджета, относятся налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход, налоги на имущество. Из перечисленных платежей меньше всего на изменения экономической ситуации реагируют имущественные налоги, поскольку для каждого плательщика они имеют фиксированную налогооблагаемую базу и ставку. А вот налог на доходы физических лиц и налоги на совокупный доход тесно связаны с состоянием экономики. Поэтому остановлюсь подробнее только на этих крупных доходных источниках.

    Необходимо отметить, что анализ проводился в два этапа: на первом использовался общий подход ко всем налогам, на втором рассматривались особенности уплаты налогов в зависимости от категории налогоплательщиков. Задачей первого этапа являлось более точное формирование кассового плана по доходам на очередной финансовый год. Для этого были использованы данные о фактически уплаченных суммах в местный бюджет по каждому налогу начиная с 2012 года. Мы сделали помесячную разбивку поступлений по каждому налоговому источнику, вывели средний ежемесячный процент поступлений за последние три года. Это позволило более точно спрогнозировать кассовый план поступления доходов по месяцам. Итоги 2015 и 2016 годов показали, что такой подход дает низкую погрешность. На втором этапе был проведен более детальный анализ.

    Налог на доходы физических лиц

    Первоначально мы разбили плательщиков НДФЛ на три основные группы:

    • крупные предприятия города;
    • государственные и муниципальные учреждения и предприятия, находящиеся на территории города;
    • прочие налогоплательщики (в нашем случае это в основном малый и средний бизнес).

    Затем провели оценку удельного веса каждой группы в структуре НДФЛ. По каждой группе ежемесячно формируются данные о фактически уплаченных суммах в бюджет города Орска (таблица 1). Анализ фактических поступлений по каждой группе на предмет изменения (рост или снижение) суммы уплаты налога по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, расчет удельного веса группы в составе налога позволили более точно спрогнозировать ожидаемые поступления НДФЛ в текущем финансовом году как по каждой группе, так и в целом по налогоплательщикам.

    Кроме того, изучение поступлений по каждой группе показало, как состояние экономики влияет на работу каждого крупного предприятия: оно полноценно живет и продолжает развиваться или же пытается выжить и переждать экономический кризис. Отпала необходимость обращаться непосредственно на предприятия (руководство которых неохотно предоставляет информацию о своих планах) для того, чтобы определить влияние тенденции изменения фонда труда на объем НДФЛ. Ежемесячно исходя из имеющихся данных и с учетом данных статистической отчетности мы можем просчитать корректировки ожидаемых поступлений налога по соответствующей категории налогоплательщиков.

    Анализ позволил определить уровень защищенности работников бюджетной сферы, изменение размера заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях города, оценить, как выполняются майские указы Президента РФ. Мы смогли узнать и уровень стабильности заработной платы, выплачиваемой в сфере среднего и малого бизнеса, проследить влияние экономической ситуации на этот показатель, увидеть, как выживает субъект малого и среднего предпринимательства, экономит ли на выплате заработной платы своим работникам. В итоге при объединении результатов анализа по всем этим направлениям мы получили реальную картину по ожидаемым поступлениям в текущем финансовом году налога на доходы физических лиц.

    Налоги на совокупный доход

    При проведении анализа по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (таблица 2), использовались данные о ежемесячных фактических поступлениях налога в городской бюджет и данные отчетности налоговой службы в разрезе налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

    Для анализа поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, также использовались данные о ежемесячных фактических поступлениях налогов в городской бюджет (таблица 3). Подход ко всем категориям налогоплательщиков единый. Из отчетности налоговой службы выбираются сведения о количестве налогоплательщиков по каждому налогу и сумме фактически уплаченного налога. Все вместе это позволяет определить сумму налоговой массы, приходящейся на одного плательщика, и проследить ее изменение, характеризующее снижение или увеличение налогового бремени на одного налогоплательщика в течение анализируемого периода. Также мы запрашиваем информацию у налогового органа о фактически уплаченных суммах налога по основным видам предпринимательской деятельности (таблица 4).

    Систематизация данной информации позволяет отслеживать направление развития малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования в зависимости от экономической ситуации. Мы получаем ответ на вопрос, какой вид деятельности развивается, а какой идет на спад, и возможность спрогнозировать отклонение поступлений налогов на совокупный доход в текущем году от запланированных ранее показателей при формировании бюджета.

    Анализ показал, что в нынешних экономических условиях прослеживается тенденция перехода налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения, с объекта налогообложения «доходы» на объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Подтверждать расходы стало значительно легче, потому что они существенно увеличились в денежном выражении.

    Результат проводимого анализа позволил:

    • оценить ситуацию по отдельным видам деятельности среднего и малого бизнеса;
    • более точно прогнозировать поступление доходов в бюджет по данному источнику.

    Подробный анализ фактических поступлений дает возможность ежемесячно видеть реальную картину поступлений платежей в бюджет и понимать причины их снижения. Ведь не всегда уменьшение поступлений по доходам в каком-то месяце можно рассматривать как катастрофу — возможно, следующий месяц восполнит эти потери. Такой принцип анализа по рассмотренным налогам можно адаптировать и на другие налоговые и неналоговые платежи.

    Взаимодействие с налоговой службой

    Проведенная работа по анализу доходов местного бюджета стала возможной во многом благодаря сотрудничеству администрации города Орска и инспекции ФНС по городу Орску. Сотрудники налоговой службы принимают активное участие в разработке проектов решений городского Совета депутатов, касающихся налогов, оперативно предоставляют информацию о поступлениях налогов в городской бюджет и их возврате, о задолженности, а также отвечают на вопросы, возникающие в процессе исполнения бюджета города.

    Большая практическая помощь со стороны ИФНС была оказана при разработке и принятии проекта решения городского Совета об установлении налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов. Специалисты ИФНС провели анализ налогооблагаемой базы, в результате которого не только были установлены налоговые ставки, но и выявлены проблемы, которые возникнут при исчислении налога в новых условиях. Также в настоящее время Федеральной налоговой службой разработано и внедряется программное обеспечение «Анализ имущественных налогов». Данный программный продукт предоставляет информацию для следующих целей:

    • анализа качества и полноты сведений об объектах недвижимости, расположенных на территории конкретных муниципальных образований, для принятия административных решений по их вовлечению в налоговый оборот;
    • анализа и прогнозирования налоговых поступлений по местным налогам с физических лиц, в том числе с учетом моделирования ставок и льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц;
    • моделирования поступлений налога на имущество физических лиц и земельного налога после получения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества от органов Росреестра.

    Таблица 1. Анализ налога на доходы физических лиц

    Налоговые источники формирования доходов местных бюджетов

    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 16.05.2016 2016-05-16

    Статья просмотрена: 1575 раз

    Библиографическое описание:

    Ермолина Е. А. Налоговые источники формирования доходов местных бюджетов // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 693-697. — URL https://moluch.ru/archive/114/30096/ (дата обращения: 27.10.2018).

    В статье рассмотрены вопросы формирования доходной базы местных бюджетов, проанализирована динамика и состав налоговых доходов бюджета МО МР «Сыктывдинский», предложены мероприятия по оптимизации налоговых поступлений.

    Ключевые слова: местные бюджеты, доходы местных бюджетов, налоговые источники.

    Актуальность выбранной темы обусловлена, во-первых, тем, что налоговые поступления являются одним из основных источников доходов бюджета любого уровня, в том числе и местных бюджетов; во-вторых, из всех аспектов бюджетных отношений налоговые отношения относятся к числу наименее законодательно урегулированных.

    Налоговые поступления в местные бюджеты являются наиболее регулярным и постоянным источником возмещения расходов органов местного самоуправления и могут гарантировать выполнение программ, заложенных в местные бюджеты.

    Доходы бюджета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Республики Коми о налогах и сборах, нормативными правовыми актами Собрания депутатов муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о налогах и сборах.

    Планирование доходов местного бюджета осуществляется финансовым органом муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

    В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной поддержки.

    Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.

    Итак, процесс планирования доходной части местного бюджета начинается с составления базового бюджета, т. е. ожидаемое поступление от каждого вида налога, предусмотренного действующим законодательством, в течение года, при этом анализируется фактическое поступление доходов прошедшего года. Налоговое планирование это один из этапов бюджетного процесса и представляет собой научно обоснованный расчет величины налоговых поступлений местного бюджета на основе оценке налоговой базы.

    Доходную часть местного бюджета характеризуют данные табл. 1. По данным табл. 1. видно, что за период с 2013 по 2015 годы в доходах местного бюджета МО МР «Сыктывдинский» преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи с вышестоящего бюджета. При этом доля безвозмездных поступлений за анализируемый период имеет рост в 2014 году на 328 708,2 тыс.руб. Это говорит о том, что собственных доходов МО МР «Сыктывдинский»не достаточно для осуществления ряда полномочий на проведение таких расходов как оплата коммунальных услуг, выплата заработной платы, т. к. в течение финансового года возможны повышения тарифов и как следствие этого лимитов предусмотренных по бюджету может быть не достаточно. Но в 2015 году наблюдается снижение доли безвозмездных поступлений в общем объеме доходов и увеличение налоговых и неналоговых поступлений.

    Доходы местного бюджета МО МР «Сыктывдинский» в 2013–2015гг.

    п/п

    Показатель

    2013 год

    2014 год

    Темп роста 2013г. к 2014г.,%

    2015 год

    Темп роста 2014г. к 2015г.,%

    Поступило, тыс.руб.

    Поступило, тыс.руб.

    Поступило, тыс.руб.

    1.

    Поступило— всего

    820 758,2

    1 174 468,8

    110,99

    1 004 929,4

    135,56

    В том числе

    Налоговые доходы увеличиваются с каждым годом и уже в 2015 году составили 322 472,80 тыс.руб. В 2014 году сумма налоговых доходов в бюджете муниципального района составила 232 417,6 тыс.руб., в 2013 году- 214 276,0 тыс.руб.

    Следует отметить, что увеличение доли собственных доходов приводит к тому, что доля безвозмездных поступлений уменьшается.

    К налоговым доходам местного бюджета относятся: собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов сборов, определенные налоговым законодательством: земельный налог; налог на имущества физических лиц.

    В бюджет района зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единого сельскохозяйственного налога; государственной пошлины; за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.

    В бюджет муниципального района подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органом государственной власти субъектов РФ, например налог на прибыль.

    Показатели налоговых доходов муниципального района «Сыктывдинский» за период с 2013 года по 2015 год отражены в таблицах 2 и 3.

    Налоговые доходы местного бюджета МО МР «Сыктывдинский» за 2013–2015гг.

    Вид дохода

    2013 год

    тыс.руб.

    2014 год

    тыс.руб.

    2015 год

    тыс.руб.

    Поступило Всего (бюджет района):

    214 276,0

    232 417,6

    322 472,8

    Налог на доходы физических лиц

    Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

    Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

    Единый сельскохозяйственный налог

    Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

    Прочие налоги, пошлины и сборы

    Структура доходов местного бюджета МО МР «Сыктывдинский» за 2013–2015гг.

    Вид дохода

    Уд. вес кобщ. доходу,%

    Уд. вес кобщ. доходу,%

    Уд. вес кобщ. доходу,%

    Поступило Всего (бюджет района):

    100

    100

    100

    Налог на доходы физических лиц

    Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

    Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

    Единый сельскохозяйственный налог

    Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

    Прочие налоги, пошлины и сборы

    Из таблиц видно, что основная часть доходов бюджета муниципального образования в 2013–2015 гг. сформирована за счет поступлений по налогу на доходы физических лиц.

    Доля налога на доходы с физических лиц в общей сумме доходов бюджета в 2013 году составила 81,8 %, в 2014 году — 77,9 %, а в 2015 году — 77,1 %. Можно заметить тенденцию к снижению доли данного налога в общем объеме поступлений. Это происходит в связи с увеличением доли поступлений других видов налогов.

    Но из таблицы 2 видно, что поступления по налогу на доходы физических лиц с каждым годом увеличиваются. В 2014 году увеличение было на 5927,4 тыс.руб. или на 3,4 % по сравнению с 2013 годом.

    Основными причинами роста поступлений в 2014 году являются:

    – увеличение фонда оплаты труда работников отрасли: «Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобильных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», «Образование» и «Здравоохранение и предоставление социальных услуг».

    Поступления по данному налогу в 2015 году возросли на 67370,9 тыс. руб. или на 37,2 % по сравнению с 2014 годом.

    Основными причинами роста поступлений в 2015 году являются:

    – рост поступлений по налогоплательщикам с основными видами деятельности:

    • «Разведение сельскохозяйственной птицы» на 19 152,0 тыс.руб. в связи с ростом численности и фонда оплаты труда сотрудников, также досрочной выплатой авансовых платеже в 2015 году за 2014 год;
    • «Выращивание зерновых, технических и прочих с/х культур, не включенных в другие группы» на 6 452,0 тыс.руб.,в связи с постановкой на учет в марте 2015 года;
    • в связи с изменением законодательства в части перераспределения норматива зачисления по НДФЛ с уровня бюджета Республики Коми на уровень бюджета муниципального района в размере 8,56 % (2014 год — 67,36 %, 2015 год -75,92 %).

    Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложенияза 2014 год мобилизован на сумму 18 226,0 тыс. руб., что выше аналогичного показателя 2013 года на 5 748,1 тыс. руб. или 46,1 % (в 2013 году поступило налога в сумме 12 477,9 тыс. руб.).

    Рост поступлений в 2014 году по сравнению с 2013 годом обусловлен в связи с увеличением налогооблагаемой базы и количеством налогоплательщиков перешедших на уплату УСНО, а также за счет погашения задолженности по данному налогу.

    В 2015 году данный налог поступил в сумме 15 232,8 тыс. руб., что ниже аналогичного показателя 2014 года на 2 993,2 тыс. руб. или на 16,4 % (в 2014 года поступило налога в сумме 18 226,0 тыс. руб.). Снижение поступлений в 2015 году связано в связи с уменьшением суммы дохода вследствие снижения объемов выполненных работ по налогоплательщику, основной вид деятельности которого «Подготовка строительного участка».

    По единому налог на вмененный доход наблюдается тенденция к увеличению. В 2014 году поступило 9 088 тыс. руб., в аналогичном периоде 2013 года — 8 285,1 тыс. руб.

    Рост поступлений в 2014 году относительно аналогичного показателя 2013 года составил 802,8 тыс. руб. или 9,7 %.В 2015 году поступления составили 9 834,3 тыс. руб., в аналогичном периоде 2014 года — 9 087,9 тыс. руб. Рост поступлений в 2015 году относительно поступлений 2014 года составил 746,4 тыс. руб. или 8,2 %.

    По единому сельскохозяйственному налогу также наблюдается тенденция к увеличению с каждым годом. За 2014 годмобилизован в сумме 8 570,1тыс. руб., в 2013 году — 8041,9 тыс. руб. В 2015 году поступило 24772,6 тыс. руб., что по сравнению с 2014 годом больше на 16202,5 тыс. руб.

    Рост налога обусловлен увеличением налогооблагаемой базы за счет снижения расходов налогоплательщиков данного налога.

    Также наблюдается увеличение по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения. В 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличение было на 47,7 тыс. руб. В 2015 году сумма налога составила 1044 тыс. руб., что больше по сравнению с 2014 годом на 306 тыс. руб. Это говорит о том, что все больше мелких предприятий переходят на данную систему налогообложения.

    Государственная пошлинав 2014 года мобилизована в сумме 2 381,5 тыс. руб., в аналогичном периоде 2013 года — 1 789,7 тыс. руб.

    Рост поступлений в 2014 году относительно аналогичного показателя 2013 года составил 591,8 тыс. руб. или 33,1 %. В 2015 году показатель увеличился на 1781,8 тыс. руб. в сравнении с 2014 годом. Рост платежей связан за счет увеличения количества регистрационных действий.

    Земельный налог по отчету 2014 года составили 7 693,7 тыс. руб., в аналогичном периоде 2013 года — 5 459,8 тыс. руб.

    Рост поступлений в 2014 году относительно аналогичного показателя 2013 года составил 2 233,9 тыс. руб. или 40,0 %. За 2015 год поступления составили 8 686,6 тыс. руб., это на 992,9 тыс. руб. или на 12,9 % больше, чем в 2014 году.

    Рост поступления налога обеспечен за счет погашения задолженности от налогоплательщика, основной вид деятельности которого — «Разведение сельскохозяйственной птицы», а также налогоплательщиков — физических лиц.

    Поступления по прочим налогам, пошлинам и сборамтакже увеличиваются на протяжении всего исследуемого периода. В 2014 году они увеличились на 2261,6 тыс. руб. по сравнению с 2013 годом, а в 2015 году увеличение составило 5648 тыс. руб. по сравнению с 2014 годом.

    Анализ налоговых доходов бюджета МО МР «Сыктывдинский» за 2013–2014 годы можно оценить положительно, поскольку достигнут ощутимый рост поступлений к практически по всем видам налоговых доходов.

    Для решения проблем формирования доходов местного бюджета, а в частности бюджета МО МР «Сыктывдинский» наиболее целесообразно, следующее:

    1. Совместно с главными администраторами доходов принять меры по увеличению объема поступления налогов, сборов и других обязательных платежей, неналоговых доходов и доведению темпов роста по основным налогам до среднерайонных, среднегородских и среднекраевых показателей, а также сокращению задолженности по их уплате;
    2. Принять меры по недопущению образования недоимки по местным налогам в бюджет, ведущей к начислению пени и штрафных санкций;
    3. Администрациям сельских поселений продолжать работу в целях привлечения к налогообложению.

    По налогу на доходы физических лиц:

    – по проведению мероприятий, направленных на повышение и легализацию заработной платы, и осуществлению контроля за работодателями по обеспечению темпов роста средней заработной платы в соответствии с индикативными показателями района, а также по доведению средней заработной платы работников аграрного сектора и субъектов малого и среднего бизнеса до 20 тысяч рублей и более;

    – по контролю за миграцией юридических лиц с целью выявления организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального района без постановки на налоговый учет. Не допускать случаев перерегистрации предприятий за пределы муниципального района, города;

    – по проведению работы по выявлению хозяйствующих субъектов (филиалов, представительств), имеющих рабочие места и осуществляющих деятельность на территории муниципального района, но не перечисляющих налог на доходы физических лиц.

    По единому налогу на вмененный доход:

    – по повышению эффективности работы в части выявления плательщиков, осуществляющих виды деятельности, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, без регистрации, а также предоставляющих налоговые декларации без результата деятельности и уплачивающих минимальный налог, в том числе составление протоколов для дальнейшей передачи в налоговые и правоохранительные органы;

    – анализ финансовой обоснованности корректирующих коэффициентов по единому налогу на вмененный доход на предмет их соответствия экономическому положению территорий.

    В целях более эффективного привлечения в бюджет доходов от использования земель, во всех сельских поселениях МО МР «Сыктывдинский»должны быть осуществлены следующие мероприятия:

    – по увеличению объема доходов от сдачи в аренду земельных участков в бюджет муниципального района, в том числе за счет проведения аукционов по продаже права аренды на земельные участки, своевременно принимать новые решения или продлять срок действия принятых ранее решений на очередной год по установлению ставок арендной платы;

    – ставки арендной платы за пользование земельными участками устанавливать от кадастровой стоимости земельных участков и не ниже ставок земельного налога;

    – активизировать работу по взысканию задолженности по арендной плате за землю.

    По доходам от использования имущества муниципальной собственности:

    – проанализировать решения органов муниципального образования по установлению ставок, размера арендной платы за сдаваемое имущество, а также по установлению размера отчислений в бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий и привести их в соответствие с действующим законодательством;

    – корректировать ставки арендной платы за сдаваемое в аренду муниципальное имущество в направлении максимального ее приближения к рыночной оценке;

    – провести инвентаризацию имущества, находящегося в муниципальной собственности с целью выявления неиспользованного и установления направления эффективного его использования;

    – утверждать программы приватизации муниципального имущества и объем поступлений средств в бюджет.

    Все перечисленные направления позволит в определенной степени нарастить доходную часть муниципального бюджета за счет собственных налогов и добиться улучшения, связанной с недостаточной обеспеченностью местного бюджета финансовыми средствами, реально путем усовершенствования действующей законодательной базы, кропотливой работы по совершенствованию норм федерального законодательства, внесение изменений в ведомственные нормативные документы федеральных органов власти (Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной миграционной службы внутренних дел, Федеральной службы государственной статистики).

    Таким образом, можно констатировать, что вся нормативно-правовая база РФ должна быть ориентирована на пополнение местных бюджетов, необходимо создать новый механизм совместной работы ведомств, организовать новый тип взаимодействия между бизнесом и властью. Только так можно обеспечить наполняемость местных бюджетов и создать предпосылки для роста экономики.

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс»
    2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2015) Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс»
    3. Отчет об исполнении бюджета МО МР «Сыктывдинский» за 2013–2015 гг.
    4. Ковалерова Л. А. Проблемы формирования и использования средств местных бюджетов // Проблемы учета и финансов, 2011. № 4. С. 73.