Материальная помощь стимулирующая выплата

Оглавление:

Правила предоставления материальной помощи к отпуску

Заработная плата понятие не однозначное. Она включает в себя не только оклад, но и другие выплаты, подразумевающие компенсацию за труд в определенных условиях.

Еще более сложным для рядовых граждан является понятие отпускных, которые формируются из нескольких составляющих, в частности, материальной помощи, порядок выплаты которой определен несколькими нормативными актами.

Законодательное регулирование вопроса

В соответствии с нормами закона каждый труженик в период ежегодного отпуска вправе рассчитывать на сохранение заработной платы в среднем размере за все дни законного отдыха в порядке ст.139 ТК РФ. Но при этом в ряде организаций и компаний к так называемым отпускным выплачивается еще и материальная помощь, условия назначения которой не совсем понятны рядовым гражданам, а между тем, законом данный аспект освещен.

Так в частности, в ст.135 ТК РФ сказано, что еще на стадии оформления трудовых правоотношений работодатель обязан оговорить в договоре условия оплаты труда включающих в себя оклад, а также надбавки и доплаты, предусмотренные в организации локальными актами либо федеральным законодательством.

То есть, оклад и надбавки за вредные условия труда или выполнение обязанностей в особых климатических условиях регламентируются федеральным законодательством и являются обязательными, а вот доплаты, по сути, относятся к стимулирующим выплатам и могут выплачиваться исходя из финансового положения компании в порядке определенном локальными актами. А так как материальная помощь является стимулирующей выплатой, выплачивается она только в том случае, если предусмотрена коллективным договором.

Но выше оговоренная норма актуальна только для коммерческих предприятий, которые вольны расходовать полученную прибыль по собственному разумению, в отношении же государственных структур выплата материальной помощи к отпуску является обязательной, в порядке федерального законодательства, а именно ст.50 ФЗ №79 «О государственной службе».

Государственные учреждения

Государственные служащие в рамках закона относятся к особой категории в связи с тем, что специфика их занятости предполагает повышенные психологические нагрузки и риски, возникающие в процессе выполнения непосредственных обязанностей, учитывая, что основной обязанностью служащих является контроль за соблюдением норм закона и прав рядовых граждан. Именно поэтому для данной категории и предусмотрена материальная помощь к отпуску на федеральном уровне.

Так в частности, п.6 ч.5 ст.50 ФЗ №79 сказано, что при уходе в основном отпуск госслужащему в качестве меры поощрения положена материальная помощь к уже предусмотренным законом отпускным, исчисляемым в порядке ст.135 ТК РФ, нормы которой распространяются на всех без исключения работников.

При этом размер помощи устанавливается, не исходя из финансового положения учреждения, а на основании норм закона. Так в частности, в соответствии с п.14 Приказа Минтруда №163н мат. помощь к отпуску служащему выплачивается в размере двух окладов уже с первого года трудоустройства. Причем право на получение оговоренной выплаты у госслужащего возникает по истечении полугода непрерывной службы, что в принципе актуально и для всех категорий работников, которые могут воспользоваться отпуском полной протяженности, а значит и льготами, установленными к нему уже по истечении шести месяцев.

При этом помощь служащему выделяется не автоматически при уходе в отпуск, а только на основании заявления, которое он оформляет к уже ранее написанному заявлению о предоставлении отдыха. Еще одной особенностью помощи является тот факт, что данный вид выплат положен только к основной части отпуска, а не к дополнительной, которая в порядке ФЗ №79 составляет от 5 до 15 дней. При этом служащий также как и рядовой труженик может разделить основной отпуск на несколько частей, но вот помощь будет выплачена только один раз к той части отпуска, который служащий выберет по согласованию с руководством.

Имеют право на материальную помощь и другие категории служащих, в частности, работники муниципалитетов, которые на основании ст.5 ФЗ №25 приравниваются в правах и обязанностях к госслужащим. Однако учитывая, что порядок финансирования оговоренной структуры осуществляется за счет местных бюджетов, размер материальной помощи определяется уже на местном уровне в порядке ч.2 ст.22 ФЗ №25, хотя условия предоставления помощи, а также процедура оформления аналогична, применяемой в гос. учреждениях.

Хотелось бы отметить еще одну особенность, а именно сроки начисления и перерасчета материальной помощи. Несмотря на особое положение служащих и нормы ФЗ №79 на данную категорию нормы ТК РФ распространяются в полной мере. Так в частности, во исполнение ст.136 ТК РФ служащему обязаны перечислить отпускные за три календарных дня до начала законного отдыха, а при совпадении оговоренного срока с выходными и ранее.

Коммерческие организации

При этом для того, чтобы приурочить перечисление материальной помощи к ежегодному отдыху, условия о размере помощи, а также порядке предоставления для начала следует закрепить в локальных актах, учитывая, что обязанность по выплате материальной помощи в ТК РФ не закреплена, а исполнять условия локальных актов работодатель обязан на основании ст.22 ТК РФ.

То есть по сути, работодатель может установить и собственные условия перечисления материальной помощи, но только при соблюдении единого правила, оговоренного ст.8 ТК РФ и предусматривающего запрет на ухудшение условий труда либо оплаты в сравнении с утвержденным законодательством.

Так в частности, в некоторых организациях помощь к отпуску можете выплачиваться только в размере оклада либо его половины, да и то исходя из финансовых возможностей компании в текущем году. В других же учреждениях, помощь к отпуску предоставляется не ранее, чем труженик отработает полный год на благо предприятия, а не полгода. То есть сотрудник, конечно, может воспользоваться своим законным правом на отдых уже через шесть месяцев с момента трудоустройства, при этом помощь к отдыху он сможет получить только в следующем году.

При этом учитывая, что законом выплата материальной помощи не регламентирована, руководство компании может предусмотреть различный размер помощи в отношении некоторых категорий сотрудников. То есть для рядовых тружеников размер материалки может составлять и половину оклада, в то время как руководящий состав будет вправе рассчитывать и на все 100%.

Однако, несмотря на значительные отличия в размере материальной помощи, порядок ее начисления для всех сотрудников компании будет применяться один, причем аналогичный с вышеописанным. То есть для получения помощи к законному отдыху сотрудникам нужно будет оформить заявление с просьбой о выделении помощи в связи с уходом в отпуск.

Оформление выплат и порядок начисления

В соответствии со ст.123 ТК РФ о времени начала отпуска труженик должен быть уведомлен руководством компании за две недели до начала оного, посредством вручения письменного уведомления, составленного на основании графика очередности. При этом в упомянутом документе порядок перечисления материальной помощи не оговаривается, следовательно, работник для получения материалки должен подать заявление с просьбой о ее предоставлении.

Учитывая, что данная выплата не является обязательной, утвержденного образца заявления законом не предусмотрено, поэтому оговоренный документ составляется в порядке, предусмотренном для документации данного вида, с текстовкой составленной произвольно. К примеру: «Прощу оказать мне помощь в связи с уходом в отпуск».

На основании заявления и уведомления нормировщиком компании либо кадровым работником оформляется отпускная записка с указанием количества дней отпуска, периода его предоставления, а также процентного соотношением помощи, к примеру, 50% или 100%. При этом распорядительных документов издается не один, а два. В частности, для оформления отдыха используется бланк Т-6, а для выделения помощи приказ, составленный в произвольной форме.

Естественно оговоренные распорядительные акты составляются в двух экземплярах, в связи с их последующей передачей в бухгалтерию для начисления отпускных и помощи, и регистрируются в разных журналах, ведь приказы по отпускам относятся к документации по личному составу, а приказы по выделению помощи к документам по основной деятельности.

Налогообложение

В то время как помощь к отпуску имеет регулярный характер перечисления и отсутствие чрезвычайных обстоятельств в качестве основной причины перерасчета. То есть, материальная помощь к отпуску в данной ситуации считается получением прибыли и соответственно облагается налогами в том же порядке, что и заработная плата, не говоря уже о других начислениях.

О видах поощрения сотрудников рассказано в следующем видеосюжете:

Материальная помощь сотруднику и порядок ее выплаты

Один из наиболее известных видов гарантий социального порядка — выделение предприятием работнику так называемой материальной помощи. Весьма часто она является составной частью предлагаемого нанимателем «социального пакета». Но на практике ее получение почти всегда сопровождается множеством запутанных вопросов по процедуре самой выплаты и сопутствующему налогообложению.

Давайте определимся с терминами

Вопросы поощрения, премирования работников, а также разнообразной материальной помощи встречаются повсеместно и порой совсем не просты. Разобраться с ними поможет Трудовой кодекс.

К понятию «вознаграждение за труд» (ст. 129 ТК) относится не только зарплата, но и компенсационные, стимулирующие выплаты, премии и прочие виды поощрений. Система расчетов регламентируется трудовым договором, согласно законодательству, и практикуемым работодателем видом оплаты труда.

Размеры установленных окладов (тарифных ставок), компенсаций и стимулирующих надбавок, порядок премирования содержатся в коллективном договоре и прочих локальных документах.

Помимо этого, работодатель имеет возможность поощрить добросовестных работников путем выдачи внеплановой премии, объявления благодарности, награждения грамотой или подарком.

Что такое премии и стимулирующие выплаты

К ним относятся некоторые доплаты, надбавки и прочие виды материального поощрения. Они, в отличие от компенсационных, не производятся за труд в особых условиях (например, с вредными веществами) и не ограничены законодательно в размерах.

Если в трудовом договоре говорится о начислении премий с определенной периодичностью, и нет других условий их выдачи, следовательно, они рассматриваются как часть трудового заработка и подлежат обязательной выплате.

Допустим, при приеме на работу договором предусмотрен пункт о выдаче материальной помощи к отпуску с указанием суммы. Тогда без дополнительных документов работодатель обязан эту выплату произвести. Если размер ее не указан, потребуется ссылка на локальный акт (положение о премировании), с которым сотрудника знакомят под роспись.

Для премий разового характера достаточно приказа руководителя с указанием основания и размера выплаты.

Помощь трудящемуся: в чем ее нюансы?

Понятие «материальная помощь сотруднику» стоит несколько особняком в системе начислений.

Давайте разберемся, что это такое. Уже из определения видно, что единовременная материальная помощь — разновидность трудовых гарантий, которая носит социальный характер. Ее нельзя выплатить за добросовестный труд или профессиональное мастерство. Ее целевое назначение — поддержать работника в сложившейся неблагоприятной финансовой ситуации.

Основания, по которым назначается единовременная материальная помощь, — это, как правило, непредвиденные обстоятельства, предполагающие серьезные денежные затраты. Это может быть нанесение физического или материального ущерба, события, требующие значительных расходов (свадьба, рождение детей, похороны).

Следовательно, материальная помощь никак не зависит от результатов производства или самого работника. Она имеет строго индивидуальный характер и выплачивается только по личному заявлению сотрудника с приложением подтверждающих особые обстоятельства документов. Также она не может быть регулярной и служить компенсацией за понесенные затраты.

Оказание материальной помощи имеет целью разрешение возникших проблем сотрудников. Ссылки на возможность ее получения чаще всего включаются в нормативные локальные акты предприятия.

Но наличие такой возможности не подразумевает автоматической обязанности работодателя выдавать помощь всем и на постоянной основе, превращая её в разновидность премии.

«Материалка» к отпуску

Это наиболее частый ее вариант. Но чтобы не расценивать ее как премирование и не связывать с результатами труда, должны выполняться такие условия:

  • Причина выплаты названной суммы — возникновение событий или обстоятельств (возможно, чрезвычайного характера), не связанных с регулярными результатами труда сотрудника.
  • Выплата материальной помощи происходит по заявлению адресата с обязательным приложением свидетельств и иных подтверждающих документов.
  • Величина ее с заработной платой никак не связана.
  • Периодичности оказания такого рода помощи не существует.

Порой данные условия трудно логически «привязать» к ежегодному отпуску. Работодателям приходится идти на всевозможные уловки.

Если все пункты соблюдены, такая выплата может расцениваться как материальная помощь и не облагаться НДФЛ (при условии, что сумма не превышает 4000 руб. за календарный год).

Что не относится к данному понятию

В нормативных актах может оговариваться возможность выплаты помощи сотруднику в случае форс-мажорной ситуации. Если же выплата обозначена в качестве регулярной, независимо от обстоятельств, отнести именно к материальной помощи ее не получится. Это уже элемент оплаты труда, подлежащий налогообложению. Как известно, выплаты социального характера, обозначенные в коллективном договоре, от налогов не освобождаются.

Если, по мнению руководителя, причина, обозначенная в заявлении сотрудника, является обстоятельством непредвиденного характера, он издает приказ с указанием суммы помощи и срока ее выплаты. На цели и периодичность освобождаемой от налогов помощи законодательно ограничений не установлено, этот вопрос — на усмотрение работодателя.

А что говорит закон?

Согласно законодательству, под понятие материальной помощи попадает любая передача как денег, так и лекарств, продуктов, одежды или обуви, транспорта и прочих материальных ресурсов нуждающимся лицам. Это трактовка Национального стандарта РФ (ГОСТ Р 52495-2005) в части социального обслуживания.

Касается это прежде всего лиц, пострадавших от терактов или стихийных бедствий. Но четкой трактовки оказания ее рядовым трудящимся в законодательстве нет. В общем случае под это определение попадает нанесение ущерба здоровью (не по вине предприятия), финансовых неприятностей в особо крупном размере и, как было упомянуто выше, знаменательное событие, например, появление ребенка.

Напоминаем, что закон даже в этих случаях не обязывает работодателя оказывать помощь работнику, т. е. это абсолютно добровольное дело.

Будьте конкретны

В положении о материальной помощи организации все обстоятельства ее выплаты должны быть прописаны максимально точно, неопределенные формулировки типа «в целях социальной защиты» недопустимы. Иначе налоговая служба заподозрит руководство в попытках занизить размер налоговой базы.

На крупном предприятии порядок выплаты ее в филиалах должен строго соответствовать тому же, что и в центральном офисе. Вольности в трактовке главного приказа недопустимы.

Приказ о выплате помощи издается в случае, когда руководитель, ознакомившись с заявлением сотрудника и проверив документы, выражает согласие. О чем еще следует знать?

В приказе по предприятию должна фигурировать точная сумма и срок выплаты, а также ФИО адресата помощи, основание и ссылка на нормативный документ, регламентирующий систему материальной помощи в организации.

Также обязательно указание источников (например, за счет прибыли — текущей или прошлых лет).

Бухгалтерский учет помощи

Она может быть перечислена по безналичному расчету на указанный работником счет, может быть выдана «наличкой» из кассы предприятия. В этом случае допустимо ее начисление совместно с зарплатой и внесение в ведомость, или же имеет место отдельная выдача по кассовому ордеру.

В системе бухучета материальная помощь сотруднику проходит по кредиту счета 73, именуемого как «расчеты с персоналом по прочим операциям». Другое дело — когда речь идет о посторонних людях.

Материальная помощь родственникам работника или бывшему сотруднику (на похороны или дорогостоящее лечение) учитывается по счету 76 («расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Дебет зависит от источника выплаты:

  • дебет счета 84 – если выплата за счет сумм прибыли прошлых лет;
  • дебет счета 91 – когда выплачивается из текущей прибыли.

Взносы в обязательные социальные фонды

Согласно письмам и указаниям Минздравсоцразвития России, только та помощь подразумевает начисление страховых взносов, которая осуществляется в рамках трудовых отношений организации и ее сотрудника. Освобождается же от взносов та, которая оказывается:

  • бывшему сотруднику (после даты увольнения);
  • сотруднику по случаю смерти родственника;
  • материальная помощь в связи со стихийными бедствиями и прочими чрезвычайными обстоятельствами.

Также не полежат начислению взносы на суммы, выплаченные матери и отцу (причем раздельно, если оба работают на предприятии) на рождение ребенка, оказанная до наступления годовалого возраста малыша. Размер при этом не должен превышать 50 000 рублей.

Как было сказано выше, не облагается налогом и взносами помощь, не превосходящая 4000 руб. на одного человека за календарный год.

Как начисляется НДФЛ

Облагается ли материальная помощь НДФЛ? Ему не подлежат следующие ее разновидности:

  • «материалка» на рождение ребенка (если выплата производится в первый год жизни, и сумма — в пределах 50 000 руб.);
  • помощь, оказанная уволенному по инвалидности, вышедшему на пенсию (в данном случае она также не должна быть более 4000 рублей);
  • финансовая поддержка в случае дорогого лечения, в связи с отпуском, учебой либо тяжелым семейным финансовым положением. Во всех этих случаях верхний предел необлагаемой суммы — те же четыре тысячи рублей в течение года;
  • материальная помощь работнику в связи со смертью члена семьи или родственникам умершего коллеги (в документах организации требуется четко указать допустимую степень родства).

Сумма поддержки тому, кто уволен на общих основаниях, облагается НДФЛ.

Материальная помощь: налогообложение

Правильным ли будет начислять налог на прибыль, когда дело касается материальной помощи? Ст. 270 Налогового кодекса РФ расценивает ее как социальную выплату, не попадающую под категорию расходов на оплату труда. Именно поэтому она не учитывается при начислении данного налога.

Но если регулярные выплаты к отпуску предприятие будет позиционировать как материальную помощь, их отнесут к системе оплаты, включат в расходы и учтут при расчете налога.

Берется ли с матпомощи ЕСН.

Объект обложения в данном случае — вознаграждения и выплаты по договорам (гражданско-правовым и трудовым) на выполнение работ или оказание услуг. Рассматриваемое в данной статье понятие материальной помощи не относится ни к одной из упомянутых категорий, т. к. не связано ни с выполнением трудовой обязанности работником, ни с деятельностью организации. Суммы ее нельзя учитывать при определении прибыли.

Таким образом, объект обложения ЕСН отсутствует. Более подробно основания данного утверждения изложены в ст. 238 НК РФ.

Относительно взносов в ПФР. Они также не будут начисляться на основании ст. 10 ФЗ N 167-ФЗ от 15.12.01 г. Данная статья устанавливает базу обложения пенсионными взносами идентично налоговой базе по ЕСН. Такой порядок принят исходя из принципа пенсионного страхования — пенсия формируется за счет выплат трудового характера.

. и другие взносы?

При начислении взносов от профзаболеваний и несчастных случаев следует руководствоваться прежде всего законом № 125-ФЗ от 24.07.98 г. (в редакции от 01.12.04 г.), определяющим порядок и правила начисления таких взносов, и перечнем выплат, от которых они освобождены. Согласно этим документам, из подлежащей налогообложению базы целиком и полностью исключаются выплаты тем, кто не состоит в трудовых отношениях с организацией (например, родственникам или бывшим работникам).

Выдаваемая же сотрудникам помощь не подлежит учету, согласно списку ситуаций-причин ее выплаты. Это, например, пожар, стихийное бедствие, кража, увечье, смерть близкого родственника или самого работника и ряд других.

Теоретически на другие (не входящие в перечень) виды страховых случаев взносы должны начисляться, на чем настаивают специалисты ФСС. Мотивируют они это тем, что список «освобождений» закрыт и содержит конечное число пунктов. Но такое утверждение входит в явное противоречие с положением об учете исключительно сумм трудовых доходов.

Как правило, окончательное заключение по данной теме предстоит принимать каждый раз на местах. Порой такие споры приходится урегулировать в зале суда.

Аналогичный перечень не подлежащих налогообложению доходов содержит статья 217 НК РФ.

Бывает, что работник, нуждающийся в помощи, не знает, в какой форме ее правильно попросить. И даже когда вопрос предварительно согласован с начальством, остаются неясности. Как грамотно составить заявление на материальную помощь сотруднику? Мы постараемся привести типовой образец. Он будет лишь примерным, так как каждый случай индивидуален.

Заявление-образец на материальную помощь

Прежде всего сей документ, как любое заявление, обязан иметь в «шапке» сведения, кому и от кого он адресован. Для чего в верхнем правом углу указывается должность, Ф. И. О. руководителя, полное наименование предприятия (организации), ниже — Ф. И. О. заявителя и его должность.

По центру далее — заголовок (Заявление).

Текст, как правило, начинается со слов «Прошу оказать материальную помощь. «, а затем следуют подробные причины обращения. Изложение их должно быть сжатым, лаконичным, без художественных приукрашиваний и эмоций, отражающим суть дела.

Если имеются документы, подтверждающие событие-причину обращения, они должны быть перечислены по порядку с приложением копий. Например, в случае рождения ребенка или смерти родственника потребуются соответствующие свидетельства.

Внизу заявления проставляется дата с подписью заявителя.

На что можно претендовать?

В тексте разрешается указывать желаемую денежную сумму. Но это совершенно не значит, что работодатель обязан выплатить именно ее. Названная цифра послужит ему ориентиром, а окончательный размер материальной помощи определит он сам.

Если начальник примет положительное решение (согласится удовлетворить просьбу), им будет издан приказ с точным указанием суммы. На основании чего работник имеет право получить эти деньги в кассе организации.

Материальная помощь стимулирующая выплата

Материальная помощь является выплатой непроизводственного характера и не зависит от результатов деятельности организации. Материальная помощь может быть оказана как собственным работающим и бывшим сотрудникам, так и любым сторонним лицам на различных основаниях. Основаниемями для выплаты материальной помощи может стать: уход в очередной отпуск, праздники, оздоровление, возмещение ущерба, причиненного какой-либо чрезвычайной ситуацией, смерть члена семьи сотрудника и др.

Материальная помощь может выплачиваться как по инициативе организации, так и по заявлению работника, в первом случае материальная помощь выплачивается всем или большинству работников (например, при уходе в очередной отпуск) и относится к единовременным поощрительным выплатам, во втором случае она предоставляется при особых обстоятельствах отдельным работникам или другим лицам по их заявлению (например, на покупку медикаментов, погребение, другие бытовые нужды) и является выплатой социального характера.

В силу многообразия возможных оснований для выплаты материальной помощи у бухгалтеров возникают вопросы, связанные с их учетом и налогообложением. Рассмотрим отражение выплаты материальной помощи работникам в бухгалтерском и налоговом учете для организаций, применяющих общую систему налогообложения.

Размер помощи устанавливается руководителем предприятия. Он определяется в абсолютном выражении или в сумме, кратной должностному окладу в зависимости от каждой конкретной ситуации и финансовых возможностей организации. Порядок оказания материальной помощи может регламентировать коллективный или трудовой договор .

Источником выплаты материальной помощи являются доходы от текущей деятельности организации. Решение о ее выплате оформляется приказом руководителя организации. В зависимости от того, прописана ли возможность предоставления материальной помощи в трудовом договоре с сотрудником или нет:

— выплата материальной помощи будет признаваться расходом на оплату труда согласно ст. 255 НК РФ (если она предусмотрена условиями договора, например, материальная помощь к отпуску);

— выплата помощи будет признаваться внереализационным расходом и учитываться на счете 91-2 «Прочие расходы» (если она не указана в трудовом договоре).

В соответствии с п. п. 4, 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации» затраты по оказанию материальной помощи бывшим сотрудникам являются внереализационными расходами организации и должны отражаться на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы». В силу того, что данные затраты не учитываются при налогообложении прибыли, в связи с возникновением постоянной разницы в бухгалтерском учете организации должно быть отражено постоянное налоговое обязательство, которое учитывается по дебету счета 99 Отчет о прибылях и убытках в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (п. 7 ПБУ 18/02).

Поскольку материальная помощь не является вознаграждением за труд и не относится к выплатам стимулирующего и компенсационного характера, к ней не применяются районные коэффициенты и процентные надбавки, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных.

На практике может сложиться ситуация, когда сотруднику выплачивается материальная помощь по какому-либо основанию, но при этом с доходов сотрудника необходимо удержать алименты. Виды выплат, с которых удерживаются алименты , определены перечнем видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 N 841 (в ред. от 06.02.2004 N 51). В частности, алименты удерживаются с сумм помощи, за исключением оказываемой в связи со стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью лица, обязанного уплачивать алименты, или его близких родственников. Также алименты не удерживаются с материальной помощи в связи с рождением ребенка, регистрацией брака (пп. «л» п. 2 Перечня).

При документальном оформлении выплаты материальной помощи сотрудникам возникают затруднения в связи с отсутствием унифицированной формы. На основании п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, могут быть приняты к бухгалтерскому учету при условии наличия всех необходимых реквизитов. Поэтому бухгалтерия вправе начислить материальную помощь, если поступит соответствующее распоряжение, содержащее следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, и их личные подписи.

Что касается налогообложения операций по оказанию материальной помощи, особое внимание следует обратить на такие налоги, как налог на прибыль , НДФЛ, ЕСН и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Единый социальный налог

Объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Напоминаем, что понятие «оплата труда» определено в ст. 129 ТК РФ: это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (ст. 132 ТК РФ).

Выплата материальной помощи сотрудникам не относится к расходам на оплату труда по следующим основаниям:

1) она непосредственно не связана с выполнением сотрудниками их трудовых обязанностей;

2) данная выплата не связана с деятельностью организации, направленной на получение дохода, следовательно, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль. При этом п. п. 21 и 23 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи сотрудникам, а также расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров.

Единый социальный налог на материальную помощь, выплачиваемую сотруднику организации, не начисляется и в силу прямого указания в п. 23 ст. 270 НК РФ, так как суммы материальной помощи нельзя учесть при налогообложении прибыли. А если выплата произведена за счет средств, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, то и объекта обложения по ЕСН не возникает (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Кроме того, в ст. 238 НК РФ определены основания, по которым материальная помощь, независимо от источника выплаты, не подлежит обложению ЕСН. Это суммы единовременной материальной помощи, оказываемой организацией:

— физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

— членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.

Страховые взносы в ПФР

С суммы выплаченной сотрудникам материальной помощи не будут начисляться взносы в ПФР, так как в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект обложения и налоговая база по ЕСН. Так как материальная помощь является одной из выплат социального характера и не может рассматриваться как часть заработной платы, освобождение ее от налогообложения соответствует принципам пенсионного страхования: трудовая пенсия должна формироваться прежде всего за счет выплат, размер которых определяется в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы.

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

При начислении и уплате страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо руководствоваться:

1) Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 01.12.2004) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

2) Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (ред. от 11.04.2005 N 207) «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Правила);

3) Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее — Перечень).

Согласно п. 3 указанных Правил страховые взносы начисляются по всем основаниям на оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), а в соответствующих случаях — на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору. Следовательно, материальная помощь, оказанная лицам, не состоящим в трудовых отношениях с организацией, полностью исключается из налогооблагаемой базы.

По материальной помощи, выдаваемой сотрудникам организации, от налогообложения освобождаются выплаты, поименованные в Перечне:

— материальная помощь, оказываемая сотрудникам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации (п. 7);

— материальная помощь, выдаваемая сотрудникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников (п. 8).

Таким образом, можно было бы сделать вывод, что по всем остальным основаниям на выплачиваемые сотрудникам суммы материальной помощи необходимо начислять взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Однако в данной ситуации сотрудники ФСС РФ настаивают на том, что такие взносы на материальную помощь должны быть начислены, так как Перечень выплат, на которые они не начисляются, является закрытым. Подобного мнения придерживаются и некоторые суды, в частности ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 26.11.2003 N Ф03-А16/03-2/2806.

Однако существует и противоположная точка зрения, которая базируется на следующих основаниях:

1) базой для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является начисленная по всем основаниям оплата труда (доход);

2) материальная помощь, выплачиваемая сотрудникам, к таким доходам не относится, так как данные выплаты не предусмотрены системой оплаты труда и не учитываются для расчета среднего заработка в целях выплаты страхового возмещения (ст. 139 ТК РФ). При этом эти выплаты предоставляются без учета результатов труда конкретных работников;

3) расходы на выплаты в виде сумм материальной помощи не учитываются при определении налоговой базы, т.е. производятся не за счет фонда оплаты труда, а за счет чистой прибыли.

Ряд судебных решений подтверждает правильность и данной позиции. Например, Арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 23.07.2004 N Ф09-2908/04-АК указал, что материальная помощь не является частью заработной платы и выдается без учета результатов труда конкретных сотрудников. Такой же вывод следует из Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.12.2002 N А74-2592/02-К2-Ф02-3736/02-С1.

Следовательно, в сложившейся ситуации организации придется самостоятельно принять решение, начислять или нет страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на материальную помощь. Во втором случае высока вероятность, что придется отстаивать свою позицию в суде.

Налог на доходы физических лиц

В ст. 217 НК РФ содержится закрытый перечень доходов, выплачиваемых работникам, которые не облагаются налогом, в частности:

1) единовременная материальная помощь в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда здоровью на основании решения властей;

2) единовременная материальная помощь, оказываемая работнику в связи со смертью члена его семьи или членам семьи умершего сотрудника;

3) единовременная материальная помощь пострадавшим от террористических актов на территории России независимо от источника выплаты;

4) суммы материальной помощи, не превышающие 4000 руб. в год (например, к отпуску, в связи со сложным материальным положением, бывшим работникам, которые ушли на пенсию, и т.д.).

Обратите внимание! С 1 января 2006 г. увеличился размер не облагаемой НДФЛ материальной помощи с 2000 руб. до 4000 руб. (в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2005 N 71-ФЗ).

Суммы материальной помощи в пределах 4000 руб. в год, выданные как работающим, так и бывшим сотрудникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в налоговую базу по НДФЛ не включаются

Информационное Агентство «Финансовый Юрист»

Материальная помощь сотрудникам: налоговые последствия для компании и работников

  • Новинский Д.Ю. | налоговый консультант, аттестованный аудитор

Правовая специфика ситуации с материальной помощью

П режде всего необходимо определиться с термином «материальная помощь» и тем, что она собой представляет. В Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 г. № 532-ст, материальная помощь является «социально-экономической услугой, состоящей в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе». Однако данное определение связано с материальной помощью лицам, пострадавшим в результате терактов, стихийных бедствий, техногенных катастроф и т.п. На категории материальной помощи в процессе трудовых отношений данное определение не распространяется. Существует масса нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и внутренних нормативных документов коммерческих организаций, регламентирующих порядок и процедуру выдачи материальной помощи. В целом все указанные документы дают следующие классификации материальной помощи и особых обстоятельств, при наступлении которых она выплачивается:

  • материальная помощь в случаях получения ущерба для здоровья;
  • материальная помощь в случае понесения непредвиденного материального ущерба;
  • материальная помощь в случаях наступления событий, требующих значительных расходов (свадьбы, похороны, рождение ребенка и т. п.).

Материальная помощь не связана с результатом деятельности организации или с индивидуальными результатами работника. Материальная помощь носит непроизводственный характер и не связана с оплатой труда работников. Часто организации допускают методологическую ошибку, включая суммы материальной помощи в состав расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. При этом в ряде случаев работодатели ссылаются на требования трудового законодательства, ошибочно полагая, что материальная помощь является выплатой стимулирующего характера и ссылаясь на ст. 135 ТК РФ. Однако это не соответствует требованиям законодательства. В ст. 135 ТК РФ указывается, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с системой оплаты труда, установленной работодателем. В систему оплаты труда, кроме должностного оклада, включаются доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, установленные локальными нормативными актами, коллективным и/или трудовым договором и соответствующим требованиям трудового законодательства. Ссылки на коллективный или трудовой договор являются еще одной ошибкой работодателей: они почему-то считают, что упоминание возможности выплаты материальной помощи в трудовом или коллективном договоре обязывает их это делать на регулярной основе, превращая материальную помощь в скрытую форму премирования.

Материальная помощь носит индивидуальный характер, выдается по личному заявлению сотрудника. Она также не может носить регулярный характер и оказываться в целях компенсации понесенных работником затрат.

Предприятие в целях компенсации роста коммунальных тарифов ежемесячно оказывало работникам материальную помощь в размере 3 500 руб. При этом от работников не истребовались какие-либо подтверждающие документы и заявления. Такая материальная помощь выплачивалась ежемесячно. Ежемесячная сумма составляла 420 000 руб. (120 человек х 3 500 руб.). За год сумма составила 5 040 000 руб. Сумма выплат относилась в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. При проведении выездной проверки налоговые инспекторы признали такие выплаты необоснованно занижающими налоговую базу по налогу на прибыль. По результатам проверки предприятие было вынуждено сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль, а также уплатить штрафы и пени.

Материальная помощь, как уже отмечалось, выплачивается на основании личного заявления работника, к которому прилагаются документы, подтверждающие факт особых обстоятельств, позволяющих получить материальную помощь. При принятии руководителем организации положительного решения издается приказ, в котором указывается сумма получаемой сотрудником материальной помощи, и срок, в который она должна быть выплачена.

Важное значение имеет определение размера материальной помощи, так как это связано с необходимостью уплатить НДФЛ. Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ налог на доходы физических лиц не уплачивается в случаях, если выплаты материальной помощи в связи с выходом на пенсию, но только если ее размер не превышает в течение налогового периода 4 000 руб.

Сотрудник организации выходит на пенсию. Согласно внутренним нормативным документам выходящий на пенсию работник получает четыре должностных оклада в виде четырех должностных окладов. Должностной оклад работника 48 000 руб., четыре оклада составляют сумму в 192 000 руб. Следовательно, обложению НДФЛ подлежит сумма в 188 000 руб. (192 000 — 4 000).

Не облагаются НДФЛ и выплаты в связи с рождением ребенка. Сумма выплаты не должна превышать 50 000 руб. Причем данная сумма выплаты при рождении двух детей и более устанавливается на каждого ребенка. Это правило распространяется и на случаи усыновления детей.

В случае если во внутренних документах организации в качестве материальной помощи указаны выплаты работникам в связи со смертью члена (членов) семьи (согласно п. 1 ст. 238 НК РФ), то для определения того, кого следует считать членами семьи, необходимо руководствоваться нормой ст. 2 Семейного кодекса РФ, согласно которой к членам семьи относятся родители, супруги и дети (усыновители и усыновленные).

Во внутренних документах по вопросам выплаты материальной помощи организации не должны допускать размытых и неоднозначных формулировок. Например, «выплаты по личным заявлениям работников», «в целях социальной защиты» или «другие случаи». В такой ситуации налоговый орган, безусловно, будет предъявлять претензии к организации-налогоплательщику и обвинять в искусственном занижении налоговой базы по налогу на прибыль. Все выплаты, производимые в пользу работников, должны осуществляться только по утвержденному перечню. Если выплаты производятся филиалом или организации, то ее внутренний документ по вопросам выплаты материальной помощи не должен отличаться от аналогичного документа, принятого головной организацией, или расширительно его трактовать.

Налог на прибыль и материальная помощь

Согласно п. 23 ст. 270 НК РФ сумма материальной помощи не признается расходом в целях исчисления налога на прибыль. Суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно ст. 264 и 272 НК РФ. Данные суммы признаются прочими расходами для целей налогообложения по налогу на прибыль в момент начисления.

Министерство финансов РФ по данному вопросу занимает однозначную позицию: расходы организации на выплату материальной помощи своим работникам не учитываются в целях исчисления налога на прибыль, вне зависимости от оснований ее выплаты. Главное финансовое ведомство страны делает акцент на том, что суммы материальной помощи не включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль независимо от того, что ее выплата предусматривается трудовыми или коллективным договорами. Позиция Минфина РФ изложена в письмах от 07.08.2009 г. № 03-03-06/1/549, от 20.02.2008 г. № 03-03-06/1/120, от 01.08.2007 г. № 03-03-06/4/103. В письме Минфина РФ от 21.05.2008 г. № 03-04-05-01/172 указывается, что выплата материальной помощи организацией своим бывшим работникам-пенсионерам также не включается в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Таким образом, выплаты всех категорий материальной помощи своим работникам организация должна осуществлять только за счет чистой прибыли.

В связи с вышеуказанным интересна позиция Минфина в отношении материальной помощи, оказанной работнику в неденежной форме, которая квалифицируется как выплата, произведенная в пользу работника, и уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии со ст. 255 НК РФ 1 . Однако в данном случае должно быть соблюдено следующее условие: доля заработка работника в неденежной форме не должна превышать 20% от суммы начисленной ему месячной заработной платы. Кроме того, обязанность работодателя осуществлять выплаты работнику в неденежной форме должна быть закреплена в трудовом или коллективном договорах.

Организация пригласила на работу в головной офис сотрудника филиала. При приеме на работу с ним был заключен трудовой договор, по которому работодатель обязывался предоставить работнику квартиру для проживания. Заработная плата работника составляет 120 000 руб. в месяц, 20% от нее — 24 000 руб. Следовательно, организация может истратить на предоставление жилья не более 24 000 руб. Если работник нашел более комфортабельное и более дорогое жилье, то доплачивать разницу между вышеуказанной суммой и стоимостью жилья он должен самостоятельно.

По вопросу отнесения сумм выплат работнику на расходы у арбитражных судов имеются противоречивые мнения.

Согласно постановлению ФАС СЗО от 05.08.2009 г. № А13-12387/2008 в случаях, если выплата материальной помощи к отпуску определена коллективным договором и выплаты производятся в пользу работников, не имеющих взысканий и нарушений трудовой дисциплины, то по своей правовой природе такая выплата носит стимулирующий характер и включается в состав расходов на оплату труда. Указанные выплаты непосредственно связаны с выполнением работником своих служебных обязанностей и поэтому относятся в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Согласно постановлению ФАС ВВО от 30.09.2008 г. № А29-813/2008 в случаях, если выплаты работникам единовременной материальной помощи при выходе на пенсию производятся на основании трудовых или коллективного договора и при соблюдении требований трудовой дисциплины и непрерывности трудового стажа, то такие выплаты включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль и (по мнению суда) носят стимулирующий характер.

Согласно постановлению ФАС УО от 07.11.2007 г. № Ф09-9008/07-С2 материальная помощь к отпуску признана стимулирующей выплатой.

Однако имеется и отрицательная для налогоплательщика судебная практика по данному вопросу. Причем в ряде случаев одни и те же суды по этому вопросу принимают различные решения.

В постановлении ФАС УО от 17.02.2009 г. № Ф09-465/09-С2 указывается, что материальная помощь не является стимулирующей выплатой или надбавкой, а является одним из видов социальных гарантий, не связанных с эффективностью трудовой деятельности работника и выполнением им своих функциональных обязанностей.

В постановлении ФАС СЗО от 02.07.2008 г. № А05-6193/2007 указывается, что выплаты материальной помощи должны производиться за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты всех налогов, выплаты дивидендов и т.п. Таким образом, материальная помощь не учитывается в составе расходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль, и согласно ст. 270 НК РФ.

Материальная помощь оказывается организацией своим сотрудникам при возникновении у них особых обстоятельств/проблем с целью создания благоприятных материальных условий для разрешения возникших обстоятельств/проблем. Следовательно, материальная помощь не носит стимулирующий характер и не направлена на поощрение работников за добросовестный труд, а носит социальный характер, то есть подпадает под действие нормы п. 23 ст. 270 НК РФ и не включается в состав расходов по оплате труда, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль. Кроме того, включение материальной помощи в состав расходов на оплату труда противоречит требованиям трудового законодательства. В ст. 129 ТК РФ говорится о том, что заработная плата представляет собой вознаграждение за труд, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Выплачиваемая же материальная помощь не связана с выполнением работниками своих трудовых обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями, трудовыми договорами и прочими внутренними документами организации. Следовательно, ее нельзя учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Также надо учитывать и тот факт, что материальная помощь не может носить регулярный характер и выплачиваться всем без исключения работникам организации.

«Упрощенец» и материальная помощь

Применение упрощенной системы налогообложения предполагает, что организация уменьшает полученные доходы на произведенные расходы в соответствии со статьей 346.16 НК РФ. Причем для «упрощенцев» налоговым законодательством не предусмотрены какие-либо особые условия и отличия от общей системы налогообложения по налогу на прибыль. Поэтому суммы материальной помощи не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.

Согласно ст. 346.11 НК РФ «упрощенцы» уплачивают взносы на обязательное пенсионное страхование своих работников. Согласно письму Минфина РФ от 24.12.2007 г. № 03-11-04/2/313 суммы пенсионных взносов «упрощенцы» учитывают в налоговой базе по единому налогу. Следовательно, на материальную помощь, выплачиваемую «упрощенцем» своим работникам, начисляются взносы на обязательное пенсионное страхование. Но это относится только к суммам материальной помощи в связи со свадьбами, смертями и рождением ребенка. Начиная с 01.01.2010 года на все виды материальной помощи, выплачиваемой «упрощенцем» своим работникам, необходимо уплачивать взносы в социальные фонды. Исчисление и уплата «упрощенцами» НДФЛ с сумм материальной помощи, выплачиваемой ими своим работникам, производится в общеустановленном порядке.

А как у бюджетников?

В бюджетных организациях действует внутренний нормативный документ, определяющий случаи, при наступлении которых выплачиваются суммы материальной помощи своим работникам. При разработке такого порядка бюджетные организации и учреждения руководствуются нормативными документами федеральных министерств и ведомств. В этих документах четко прописывается порядок и основания выплаты материальной помощи сотрудникам. В подведомственных федеральным органам исполнительной власти предприятиях и учреждениях действуют положения, разработанные на основании рекомендованных отраслевых типовых положений.

В тех случаях, если бюджетная организация осуществляет виды деятельности, по результатам которых уплачивается налог на прибыль (например, образовательное учреждение или учреждение здравоохранения), то в соответствии с п. 23 ст. 270 НК РФ расходы на выплату материальной помощи не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.

Бюджетные организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью, применяют бюджетную классификацию своих расходов в соответствии с «Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ», утв. приказом Минфина РФ от 25.12.2008 г. № 145н. В соответствии с данной классификацией материальная помощь отражается в статье 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления». Если же бюджетная организация будет учитывать материальную помощь по статье 211 «Заработная плата» (а на практике это случается), то такие расходы будут квалифицироваться как нецелевое использование бюджетных средств.

Рассматривая вопросы оказания материальной помощи, необходимо остановиться и на налоговых последствиях оказания материальной помощи за счет средств профсоюзной организации. Профсоюзные организации выплачивают материальную помощь своим членам за счет ежемесячно перечисляемых членских взносов. Такая материальная помощь не облагается взносами в социальные фонды, так как она выплачивается не работодателем, а общественной организацией, сообществом ряда работников одной организации. Также получаемая от профсоюза материальная помощь не облагается НДФЛ. В письме Минфина РФ от 27.11.2007 г. № 03-04-06-01/416 указывается, что данная категория материальной помощи налогом на доходы физических лиц не облагается.

Материальная помощь и НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ в расчет налоговой базы по налогу на прибыль включаются все виды доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом (отчетном) периоде, как в денежной, так и в натуральной форме. В состав доходов, полученных в денежной форме, включаются и суммы материальной помощи.

На практике существует ряд норм, которые регулируют особенности обложения НДФЛ различных видов материальной помощи. Особенно это важно в тех случаях, когда всевозможные виды материальной помощи закреплены в коллективных и трудовых договорах.

Начиная с 01.01.2010 года от уплаты НДФЛ освобождаются суммы материальной помощи членам семьи умершего работника организации(п. 8 ст. 217 НК РФ). Данная норма установлена Федеральным законом РФ от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Ранее такие выплаты облагались НДФЛ и выдавались семьям умерших работников за минусом 13%. Логика в обложении НДФЛ выплат лицам, не состоящим с организацией в трудовых или гражданско-правовых отношениях, отсутствовала, и законодатель внес в Налоговый кодекс РФ давно назревшие изменения. Также не подлежит обложению НДФЛ и сумма материальной помощи, выдаваемой на похороны членов семьи. Причем категория членов семьи определяется ст. 2 Семейного кодекса РФ. Если же материальная помощь выдана на похороны родственников, не являющихся членами семьи, то такая выплата подлежит налогообложению по ставке 13% и включается в налоговую базу.

В случае если организация выплачивает своему сотруднику материальную помощь на проезд к месту отдыха в отпуске или на проезд на похороны членов семьи, то существует мнение, что такие выплаты подлежат обложению НДФЛ только в части суммы, превышающей 4 000 руб. Однако, по мнению автора, указанная норма будет применяться только в том случае, когда работник организации получит материальную помощь на поездку на похороны члена семьи, указанного в ст. 2 Семейного кодекса РФ, а не родственника вообще. Выплата материальной помощи на поездку в отпуск возможна только при поездке в целях лечения или восстановления здоровья.

Не подлежат налогообложению, согласно п. 8 ст. 217 НК РФ, и суммы материальной помощи работнику в связи с рождением или усыновлением ребенка, но только в размере, не превышающем 50 000 руб. на каждого ребенка. Такая норма действует с 01.01.2008 г.

Организация выплатила своему работнику на рождение ребенка сумму в размере его должностного оклада. Должностной оклад работника составил 65 000 руб. Из них 15 000 руб. было превышением законодательно установленного предельного размера в 50 000 руб. Следовательно, данная сумма будет облагаться по ставке 13% и составит 1 950 руб. Следовательно, на руки работнику будет выдано 58 050 руб.

Материальная помощь к отпуску, выплачиваемая организацией своему работнику, подлежит обложению НДФЛ, так как не включена в перечень видов единовременной материальной помощи, перечисленной в п. 8 ст. 217 НК РФ. Также не подлежит обложению НДФЛ материальная помощь, выплачиваемая пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации и материальная помощь, выплачиваемая в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения причиненного материального ущерба или вреда здоровью.

Для организаций важен вопрос размера выплат материальной помощи, так как от этого зависит и размер налогооблагаемой суммы. Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ материальная помощь, выплачиваемая организацией своему работнику, не подлежит обложению НДФЛ в тех случаях, если ее размер в течение налогового периода (т.е. года) не превышает 4 000 руб.

В течение года организация выплатила материальную помощь своему работнику по следующим основаниям:

  • на приобретение лекарств — 18 000 руб.;
  • к отпуску — 45 000 руб.

Общая сумма материальной помощи за год (налоговый период) составил 63 000 руб. Налогом на доходы физических лиц должна облагаться сумма в размере 59 000 руб. (63 000 руб. — 4 000 руб.). Сумма налога составит 7 670 руб.

Налоговые органы также придерживаются мнения, что НДФЛ должна облагаться сумма материальной помощи, превышающая 4 000 руб. 2

Обложение материальной помощи взносами в социальные фонды

До 2010 года материальная помощь, выплачиваемая организацией своим сотрудникам, не подлежала обложению ЕСН, что и приводило к различного рода «схемотворчествам» и скрытому премированию, то есть выплаты премий под видом материальной помощи.

С 01.01.2010 г. ситуация изменилась. ЕСН был заменен прямыми выплатами в ПФР, ФСС и ФОМС в соответствии со ст. 24 Федерального Закона РФ от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ 3 .

Если ранее, до 01.01.2010, при начислении ЕСН на суммы материальной помощи учитывалось, что такие выплаты не включаются в состав расходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль, то начиная с 01.01.2010 года начисление страховых взносов не зависит от этого. Взносы будут начисляться в любом случае.

Согласно ст. 7 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ страховые взносы будут начисляться на выплаты, производимые по трудовым договорам. То есть в тех случаях, когда выплата материальной помощи будет входить в систему оплаты труда и регламентироваться трудовыми и коллективными договорами или же локальными нормативными актами, она будет облагаться страховыми взносами. Если же материальная помощь будет носить разовый характер (это выплаты, в связи со стихийными бедствиями, в связи с юбилеями и пр.), то такие выплаты не будут включаться в состав расходов на оплату труда. Однако данное послабление не дает повода для «схематизации» материальной помощи, да это и проблематично: налоговые инспекторы смогут выявить факты массовой выдачи материальной помощи по незаконным основаниям.

Статьей 9 закона № 212-ФЗ установлено, что страховые взносы начисляются на все включенные в систему оплаты труда выплаты материальной помощи, если они превышают сумму в 4 000 руб. То есть законодатель максимально сблизил НДФЛ и страховые взносы в социальные фонды в части максимально допустимого размера, после которого такие выплаты подлежат обложению.

В настоящее время в части начисления страховых взносов на суммы материальной помощи имеется интересная судебная практика. Она интересна еще и тем, что суды выносили свои решения уже после принятия вышеуказанных федеральных законов.

Согласно постановлению ФАС ЗСО от 12.11.2009 г. № А27-8325/2009 материальная помощь не признается объектом для начисления страховых взносов ввиду того, что эти выплаты не являются оплатой труда работников. Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС УО от 23.09.2009 г. № Ф09-7181/09-С2 и в постановлении ФАС МО от 12.08.2009 г. № КА-А40/7282-09.

Мнение арбитражных судов логично: материальная помощь не является элементом системы оплаты труда и поэтому не должна облагаться взносами в социальные фонды. Но поскольку в 2010 году утратили силу все судебные решения и разъяснения главного финансового ведомства по вопросам формирования налоговой базы по ЕСН, то необходимо руководствоваться требованиями Закона № 212-ФЗ.

Поэтому при выплате материальной помощи к отпуску (а это одна из наиболее распространенных форм материальной помощи) организация должна исходить из того, предусмотрена эта выплата трудовыми и коллективным договорами или нет. Начисляться взносы должны с суммы, превышающей 4 000 руб.

Организация выплатила (в соответствии с трудовым договором и локальным нормативным актом) сотруднику к отпуску материальную помощь в размере должностного оклада. Должностной оклад данного работника составляет 60 000 руб. Из этой суммы под обложение не подпадает 4 000 руб. Следовательно, социальными взносами будет облагаться сумма в 56 000 руб. На эту сумму организация начислит:

  • взносы в Пенсионный фонд по ставке 20% — 11 200 руб.;
  • взносы на обязательное социальное страхование в случае временной нетрудоспособности по ставке 2,9% — 1 624 руб.;
  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование по ставке 3,1% — 1 736 руб.

Итого общая сумма начислений в социальные фонды составила 14 560 руб.

На практике в ряде организаций выплаты материальной помощи к отпускам сотрудников предусматриваются коллективным и трудовыми договорами, в которых указывается, что такого рода выплата предусмотрена как форма оплаты труда и непосредственно связана с выполнением сотрудником своих должностных обязанностей.

В части выплат взносов в ФСС в 2010 году продолжает действовать перечень выплат, на которые не начисляют взносы по социальному страхованию, изложенный в постановлении Правительства РФ от 07.07.1999 г. № 765.

Письмо Минфина РФ от 22.03.2006 г. № 03-03-04/1/272. Вернуться назад

См., в частности, письмо УФНС РФ по г. Москве от 05.06.2006 г. № 04-1-04/300. Вернуться назад

Федеральный закон РФ от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов положений (законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».Вернуться назад