Коррупционная составляющая ук рф

Правительство Брянской области. Официальный сайт

1. Что такое коррупция? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?

Понятие коррупции раскрывается в части 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ . Так установлено, что коррупция — это:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.
К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:
14) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
15) превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)
16) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
17) получение взятки (ст. 290 УК РФ);
18) дача взятки (ст. 291 УК РФ);
19) провокация взятки (ст. 304);
20) служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ);
21) присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);
22) мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ)
23) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);
24) неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);
25) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);
26) халатность (ст. 293 УК РФ).
Необходимо помнить, что преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (глава 23 УК РФ), не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления.
В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.
К коррупциогенным правонарушениям ( т. е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

2. Что такое «противодействие коррупции»?

Противодействие коррупции — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
3. Что является предметом взятки?
Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т. п. ). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007 ) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)

4. Какие действия можно считать вымогательством взятки?

Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007 ) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)
5. Предусмотрена ли ответственность за ложное сообщение о факте коррупции должностного лица?
Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 «Клевета» Уголовного кодекса РФ.
6. Каким образом рассматриваются обращения граждан, содержащие информацию о фактах совершения коррупционных правонарушений, если такие обращения поступают?
Деятельность в сфере рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Граждане имеют право свободно и добровольно обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти Брянской области и должностным лицам. Все направленные в установленном порядке обращения граждан рассматриваются бесплатно.
Все поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента их поступления. В случае, если решение вопроса требует ответа государственных органов или органов местного самоуправления иной компетенции, а также подлежит тщательной проверке и сбору дополнительной информации, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. По направленному запросу данные органы обязаны в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения.
В случае необходимости, рассмотрение обращения может быть связано с выездом на место (с целью сбора дополнительной информации или проведение дополнительной проверке по собранным фактам).
В целом, вся процедура рассмотрения обращений граждан должна проходить в течение 30 дней со дня их регистрации. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента продления срока рассмотрения. Срок рассмотрения по обращению продлевается руководителем государственного органа, проводящим проверку, или его заместителем. Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней.
По материалам проведенной проверки составляется письменный ответ, который направляется заявителю по почтовому адресу (или в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении).
В случаи выявления в действия должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления коррупционной составляющей:
— материалы, собранные в ходе проверки, подтверждающие указанный факт, направляются для рассмотрения в правоохранительные органы;
— по информации, подтверждающей возможность конфликта личных интересов и интересов государственной службы, собирается комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

7. Может ли посредник во взяточничестве быть привлечён к уголовной ответственности?

Да, может.
Взятка может быть получена и дана через посредника (третье лицо). Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. Действия посредника могут характеризоваться отсутствием личной заинтересованности и личной инициативы. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве (соучастника деяния) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 Уголовного кодекса РФ.
Если же третье лицо (посредник) получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи их должностному лицу в качестве взятки, но заведомо решает присвоить их, то содеянное им деяние квалифицируется как мошенничество. Действия владельца ценностей (взяткодателя) в таком случаи относятся к категории «покушение на дачу взятки».
8. Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?
Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем.
Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.
Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.
Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.

Коррупционные преступления: особенности определения темина

К.ю.н., доцент, Бугаевская Н.В.

Академия Федеральной службы исполнения наказаний, Россия

Проблема определения понятия «коррупционное преступление» касается не только его сути, содержания и наполнения конкретными признаками, но и самой возможности его существования в уголовном праве. Как известно, источниками уголовного законодательства являются Уголовный кодекс РФ и новые законы, дополняющие или изменяющие его, предусматривающие уголовную ответственность и подлежащие включению в УК РФ (ст. 1 УК РФ). Следуя этому правилу, Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не может быть источником для уголовного права. Это и понятно, так как он является комплексным, межотраслевым, определяющим основные понятия и принципы борьбы с коррупцией. Однако именно в нем дается содержание понятия коррупции, отсылающее нас к отдельным составам преступлений, закрепленным в УК РФ. Парадокс ситуации состоит в том, что понятие «коррупция» не является собственно уголовно-правовым, хотя его содержание раскрывается не столько за счет указания на обобщенные признаки, сколько через перечисление, в основном, конкретных составов преступлений из УК РФ.

С другой стороны, если назвать эти перечисленные в ФЗ «О противодействии коррупции» составы преступлений «коррупционными преступлениями», то этот термин также не будет уголовно-правовым, так как и само понятие «коррупция» таковым не является. Более того уголовно-правовое значение, в соответствие с той же ст. 1 УК РФ, имеют лишь те положения и термины, которые отражены в Уголовном кодексе РФ. Так имеет ли право на существование понятие «коррупционные преступления»?

Ответ на данный вопрос видится положительным, исходя из следующих воззрений. Во-первых, в УК РФ присутствует классификация преступлений по признакам объекта, и, как известно, присутствует деление на преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы органов местного самоуправления (глава 30 УК РФ), преступления против службы в коммерческих и иных некоммерческих организациях (глава 23 УК РФ), многие из которых (но все из преступлений данных глав УК РФ) составляют сущность коррупции. Есть преступления, совершаемые путем подкупа, не относящиеся по объекту к названным классификационным группам (например, закрепленные в ст. 141.1, ст. 184 УК РФ), хотя тоже являющие собой суть коррупции. Таким образом, несовпадение устоявшейся уголовно-правовой классификации, составляющей структуру Уголовного кодекса РФ, с выделением группы коррупционных деяний, является аргументом в пользу возможности существования данного интегрирующего понятия.

Во-вторых, отсутствие в УК РФ закрепленного термина «коррупционные преступления», не дает право не причислять его к уголовно-правовым категориям. Как известно, в уголовном законе отсутствует понятие состава преступления, элементов и конкретных названий признаков состава, однако это не дает нам основания не считать их уголовно-правовыми, напротив процесс квалификации преступлений основан именно на этих научных уголовно-правовых терминах, таких как «объект преступления», «объективная сторона», «субъект преступления», «субъективная сторона» и их признаки. Они являются для нас основополагающими в науке уголовного права, даже без закрепления в законодательных источниках.

Таким образом, термин «коррупционные преступления» вполне имеет право на существование как уголовно-правовой, интегрирующий данную группу преступлений, приемлемый для науки уголовного права. При этом звучат предложения о непосредственном закреплении в УК РФ либо в Общей, либо в Особенной части УК РФ определения коррупционных преступлений. В отношении данных суждений следует отметить, что каждое внесение изменения в УК РФ должно иметь под собой не только основание, но и преследовать определенные цели и задачи. Определение понятия исследуемой группы преступлений, более того составление конкретного перечня преступлений, которые являются коррупционными, непосредственно в уголовном законе (нынешней его редакции) не имеет смысла, так как это не повлияет ни на дифференциацию ответственности, ни на переоценку общественной опасности, ни на назначение наказаний за совершение конкретных преступлений. Но если гипотетически предположить, что, к примеру, ст. 63 УК РФ содержала бы в качестве отягчающего обстоятельства такое как «совершение коррупционного преступления» или «совершение преступлений в совокупности, хотя бы одно из которых относилось бы к числу коррупционных», то такие обстоятельства уже потребовали бы уточнения в виде конкретной нормы – перечня этих самых преступлений непосредственно в уголовном законе.

В законодательстве некоторых государств из ближнего зарубежья присутствует определение коррупции и коррупционных деяний. Так, например, в УК Кыргызской Республики в ст. 303 «Коррупция» указывается, что под ней понимается «умышленные деяния, состоящие в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельными лицами или группировками в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающее угрозу интересам общества или государства».

В УК Эстонии (ст. 164.2) закреплено определение коррупционного деяния: «Коррупционное деяние — это принятие необоснованных или противоправных решений в целях получения коррупционного дохода или с иной корыстной целью, либо совершение в этих целях необоснованных или противоправных действий, либо непринятие обоснованных правомерных решений, либо несовершение обоснованных правомерных действий должностным лицом с использованием своего служебного положения».

Однако не думается, что данные примеры должны быть руководством к действию. К сожалению, следует констатировать тот факт, что изменения и дополнения в уголовно-правовой материи стали частным явлением. Некоторые авторы даже отмечают «декодификацию» уголовного закона, то есть наличие такого количества изменений, которые не дают воспринимать его как целостный системный нормативный акт. За период действия УК РФ с 1996 г. только 18% его нормативного материала остались неизменными, остальные – подверглись редактированию в сторону криминализации, декриминализации, пенализации, депенализации и другим изменениям. В этой связи хотелось бы отметить, что уголовному законодательству требуется большая стабильность и неизменность, поэтому введение термина «коррупционные преступления» не должно пошатнуть структуру Особенной части УК РФ, отправив на «переплавку» все его положения. Поэтому данный термин может остаться в рамках употребляемых в науке и в системе учета преступлений (если последнее в принципе того требует, так как, как видим, учитываются преступления коррупционной направленности, а не коррупционные преступления).

Коррупционные преступления как вид преступлений должны быть объединены в рамках присущих им признаков, на основе которых должно быть обозначено их понятие. В юридической литературе множество позиций относительно критериев и самого списка коррупционных преступлений. По одной из них признаками коррупционных преступлений являются: сделка между должностным лицом или служащим и лицом, заинтересованным в определенном поведении указанных лиц; обоюдно возмездный характер такой сделки; заведомая противоправность такой сделки, совершение которой запрещено под угрозой юридической ответственности нормами позитивного законодательства. Судя по этим критерием, коррупция включает в себя только взяточничество и коммерческий подкуп, а такой подход противоречит принятому Федеральному закону РФ «О противодействии коррупции».

Так как термин «коррупционные преступления» складывается из двух составляющих – коррупция и преступление – то, следует отталкиваться от признаков этих понятий.

Во-первых, памятуя о признаках преступления, обозначенных в статье 14 УК РФ, строить признаки коррупционного преступления требуется на понимании того, что являет собой общественная опасность, виновность, противоправность, наказуемость. С учетом обобщения знаний в данной области, изложим следующее.

Общественная опасность преступления состоит в характере и степени вреда, причиняемого им обществу – то есть сфере направленности данного вреда и его возможном количественном соотношении с другими видами преступлений. В данном случае причинение вреда при совершении коррупционных преступлений, в первую очередь, затрагивают сферы государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, интересов служебной деятельности в коммерческих и иных организациях. Этот вывод напрашивается в виду того, что коррупция связана именно со служебной сферой, деятельностью чиновников и других лиц, имеющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Виновность лица заключается в доказанности вины в виде прямого умысла и корыстной цели (мотива) либо цели получения преимуществ от незаконного предоставления имущественной выгоды.

Наказуемость лица видится в применении к лицу тех мер государственного принуждения, которые обозначены в санкциях статей УК РФ и которые суд, руководствуясь правилами назначения наказаний, сочтет возможным к исполнению в отношении конкретного лица, виновного в совершении преступления.

Противоправность сводится к запрещенности уголовным законом конкретных деяний, признанных коррупционными. Таким образом, определение данного признака сводится к определению постатейно коррупционных преступлений. При этом, как это ни парадоксально, выявление данных преступлений должно базироваться на предъявляемых к ним требованиях, с точки зрения Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», но именно это поможет нам более полно раскрыть признаки общественной опасности, виновности и наказуемости данных деяний.

Коррупционная составляющая – это что такое? Понятие, виды, признаки

В этой статье мы рассмотрим, что это – коррупционная составляющая. Здесь будут затронуты определения самого понятия коррупции и изучены вопросы о потребности в проведении проверки, обнаружении неправомерных действий и т. д.

Прежде, чем ответить на вопрос: «Коррупционная составляющая – что это?», необходимо актуализировать важность этой темы, так как люди часто недооценивают ее вес. В настоящее время множество граждан страны не обладают полным видением сути этой картины, так как нарушители пользуются теперь различными путями с целью обойти закон дачей взятки самыми разнообразными способами. Следствием является реализация каких-либо лично обоснованных действий, которые могут идти в разрез с законом. Чаще всего служителей правопорядка называют взяточниками и коррупционерами, но многие забывают обратить внимание на субъектов, которые взятки дают. Ведь по факту, первопричина проблемы лежит в том, что человек вообще предложил незаконные деньги.

Вступая в процесс осмысления проблемы коррупции, важно рассматривать ее в широком смысле, не ограничивая себя рамками параметров, применимых к оценочному определению зла и добра. Отсутствие максимально объективной оценки приводит к неверному восприятию информации и использования в дальнейшем. Говоря о приближенности к объективности, важно будет упомянуть, что и госслужащие не считают себя за воров, так как они используют набор благ которые им был предоставлен. Наличие эмоционального подхода за рамками восприятия коррупции позволит подобрать хороший угол для подробного осмотра этого явления и вопросов, с ним связанных.

Понятие коррупции

В первую очередь, прежде, чем ответить на вопрос о том, что это – коррупционная составляющая, необходимо ознакомиться с самим понятием коррупции. Данный термин определяет эксплуатацию лицом, занимающим властную должность, своих полномочий и данных прав с целью извлечения собственной выгоды обманным путем. Эта проблема постоянно связана с наличием официального авторитетного значения в определенной сфере человеческой деятельности. Его использование идет в разрез с законодательством и моральными нормами.

В языках Европы, как правило, этот термин имеет более широкое семантическое значение. Коррупция – это также подкуп, путем просьбы о принятии взятки должностным лицом. Чем ниже уровень государственного развития, а также моральных и этических норм, тем больше вероятности, что подобное явление будет отслеживаться на территории страны.

Коррупционная составляющая – это неотъемлемая часть любого общества, однако процент частоты повторов таких случаев зависит от культурного уровня социума и мер закона, в которых нельзя найти двойное дно для обхода. Признаком, характеризующим коррупцию, является наличие конфликта между действием должностного субъекта и интересами, которые преследует наниматель. Еще одним примером служит разность в потребностях между выборным лицом и общественными интересами.

Дискреционная власть

Коррупция может быть отнесена к любому должностному лицу, обладающему полномочиями дискреционной власти в области распределения ресурса, который ему не принадлежит, однако в соответствии со своим усмотрением. Это может быть судья, представитель депутатов, чиновник, сотрудник органов охраны права, администраторы и т. д. Чаще всего стимулом к совершению подобного нарушения человека выступает возможность получить экономический тип прибыли, путем эксплуатации чего-либо, ему не принадлежавшего. Роль сдерживающего фактора играет вероятность разоблачения и возможное наказание.

Системность, характеризующая коррупцию, проявляет себя в принудительной форме для лиц, которые устраиваются в гос. организации. Она охватывает различные уровни державного устройства, начиная с нижних чинов, которые в свою очередь отдают часть высшим, для сохранения собственного положения. Коррупционная составляющая – это мощный элемент макроэкономического и политэкономического характера, наносящий значительный урон по устройству государства и тормозящий в целом развитие и экономический рост общества.

Черты преступления

Из определения термина, признаки коррупционной составляющей могут быть следующими:

  • Отслеживание нанесения непосредственного ущерба авторитетному положению публичных и некоторых непубличных служб. С опосредованной точки зрения такая форма урона может быть причинена любыми преступлениями.
  • Отслеживается повышение различных преимуществ у определенного лица, например, гос. или публичного служащего, без имеющихся на то объективных оснований и причин.
  • Эксплуатация виновником своих служебных полномочий, которые идут вразрез с интересами службы.
  • Отслеживание у определенного лица признаков, которые указываются в примечаниях к статьям 285 и 201 УК РФ.

Понятие коррупционной составляющей как структурного элемента экономической системы имеет множество различных критериев к определению. Это обусловливается наличием большого количества сфер деятельности, в которых оно может применяться. Преступления, относимые к коррупционным, разделяют на нарушение закона посредством подкупа и другие типы преступлений. Существуют также правонарушения, которые связаны непосредственно с коррупцией.

Взгляд на проблему

По всему миру девятое декабря считают Днем борьбы с коррупцией. В 2012 г. руководители Минэкономразвития РФ обнародовали мнение о том, что на территории страны наблюдается минимальный уровень коррумпированности. Слухи, утверждающие обратное, распространяются субъектами, не поддерживающими власть. Признаки коррупционной составляющей присутствуют, и избавиться от этой проблемы крайне сложно, однако они сильно утрируются и являются чрезмерно негативными.

Министерство старается уверить граждан, что применяется множество средств и действий для борьбы со взяточниками. Например, начинает обеспечиваться прозрачность сферы приватизации государственного имущества и закупок. Все процессы протекают под внимательным изучением с целью выявить возможные махинации.

Опрос и анализ

Однако вне зависимости от всех этих утверждений анализ системы бизнес-организаций дает нам четко понять, что картина является совершенно противоположной. Коррупция стала неотъемлемой частью среды бизнес-деятельности во многих странах, в том числе и в РФ.

Опорой России, общественным объединением, была проделана работа по сбору данных с опроса, около шести тысяч респондентов. На основе полученных данных становится видно, что приблизительно 60% опрошенных склоняются к мнению о том, что на просторах РФ крайне сложно начать свое собственное дело. По вопросу об улучшении бизнеса 65% людей отзывалось негативно, а именно они утверждают, что состояние личного дела практически не изменяется.

Однако, вне зависимости от общих показателей опроса, лишь 11% субъектов относятся к пессимистам, а остальные больше склонны к оптимизму. Дело в том, что развитие бизнеса респондентом напрямую связано с коррупционной составляющей в действиях должностных лиц. Наличие высокого процента, утверждающего, что построить собственное дело крайне сложно и наблюдаемыми явлениями взлета и падения различных предприятий и бизнесменов, указывает на наличие проблемы, которую мы рассматриваем в этой статье.

Раздел мнений

Существует множество мнений относительно коррупции как составного компонента механизма экономики государства и мира. Однако, обобщая, их можно разделить на две основные группы:

  1. Сторонники первого мнения убеждены в том, что любые взятки являются крайне важной проблемой и сильно сказываются на росте и качестве работы всей системы страны в целом.
  2. Другие утверждают, что внесение преступления с коррупционной составляющей не наносит существенного ущерба экономике и различным сферам деятельности человека.

Однако это огромная ошибка. Ее следует рассматривать в долгосрочной перспективе и с точки зрения общего показателя пользы для социума.

Существует большое количество компаний, которые используют денежные средства с целью удовлетворения незаконных желаний, относительно развития своего предприятия или дела. Отслеживать черты преступления можно отчетливо в ходе получения доступа к государственному заказу, льготы, лицензии, сертификата и попытке подключиться к инфраструктуре.

С целью быстрого разрешения проблем такие фирмы обращаются к уполномоченным чиновникам и предлагают им выплаты, достигающие 25% от размера выручки. Бизнесменам приходится адаптироваться под введение данного явления в бизнес-среду и также прибегать к такой же эксплуатации.

Анализ рынка недвижимости

Понимание определения коррупционной составляющей и анализ данных различных сфер деятельности позволяет специалистам приходить к заключениям об уровне коррумпированности системы. Например, изучение рынка недвижимости показывает, что уровень присутствия данного преступления в строительстве достигает тридцати процентов. Крупными застройщиками Москвы и регионов на начальных этапах работы уже закладывается в смету пункт, обуславливающий наличие взяток и преступлений закона. Это дельцы пытаются обосновать необходимостью получить около двухсот разрешений у разных чиновников лишь для строительства одного дома.

Коррупционная составляющая и ФЗ 44 (о контрактной системе в сферах закупки товаров, работы, услуг для обеспечения гос. и муниципальных нужд) тесно связаны между собой на сегодняшний день. Он вступил в силу первого января 2014 года.

Важно эти объекты исследования рассматривать рядом, так как существует международное сообщество по борьбе с коррумпированием — Transparency International, которое в каждом году проводит расчеты индекса восприятия коррупции (ИВК) для множества стран по всему миру. По своим расчетам, итог оценки представляется в виде десяти-бальной шкалы, в которой 0 – это максимально высокий показатель, а 10 низший. Основной сутью индекса является отражение уровня восприятия предпринимателями, аналитиками и экспертами коррупции как позволенного для себя действия. При этом важно учитывать многогранность этого понятия, так как существует коррупционная составляющая при заключении договорных отношений, закупке товаров, размещении заказа и т. д.

ИВК рассчитали в том числе для РФ. На 2013 год Россия занимала двенадцатое место среди 175 стран, а ее результатом была отметка в 2.8 балла. К 2014 году место было снижено до 136, даже несмотря на введение Контрактной системы, которую призвали для борьбы с коррупцией. Данное нововведение приводило, например, к появлению проверки на коррупционную составляющую. Может быть анонимным образом проверена честность гос. служащих, эксплуатирующих коррупционный элемент, посредством использования поддельных соглашений и договоров. Существуют и другие виды выявления мошенников.

Однако существует и ряд мнений о том, что расчет был совершен с применением субъективных методологических суждений и игнорировал скрытые формы по борьбе с таким видом преступления.

Еще одним пунктом, который стоит затронуть, изучая понятие о взяточничестве, будет рассмотрение коррупционной составляющей при размещении заказов, которая тесно связана с гос.закупками. Это обусловливается взаимосвязью применяемых мер. Например, осуществление закупок теперь стало довольно прозрачным процессом, что также касается и размещения заказов, которые можно создавать не только для общего обозрения, но и с целью применения метода взятки.

Еще одним важным пунктом в рассмотрении борьбы с коррупцией на этом уровне является способ определения поставщиков посредством деятельности членов комиссии, среди которых отсутствуют физические лица, который могут иметь личную заинтересованность в размещении заказа. В ФЗ 44 конкретизируется перечень критериев, в соответствие с которыми необходимо набирать субъектов в состав комиссии.

Борьба с взятками

Говоря о снижении занятого места в соответствие с оценкой ИВК, стоит обратить внимание на действия, которые государство применяло до 2014 года.

В последние месяцы 2011 года власти России начали активную борьбу с коррупционной составляющей закупок, договоров, документации т. д. Спустя 270 дней работы следственными органами было получено более тридцати тысяч уведомлений о наличии преступления, связанного с взяточничеством.

Существует множество уголовных расследований, связанных с высокопоставленными чиновниками. Мин. внутренних дел уведомляет граждан о том, что, помимо увеличения частоты обнаружения преступлений, также растет и размер самой взятки. В особо крупных размерах она может достигать более трех миллионов.

Представители Госдумы утверждают, что законодательные органы РФ находятся на уровне мировых стандартов, и в них имеется набор мер, который позволит качественно бороться со взяточниками. Также руководством страны разглашается информация о том, что с подобными преступлениями всегда ведется борьба в активном виде, особенно на уровне бытовых вопросов, например, в лечебных и учебных учреждениях и т. д.

Ответственность за коррупцию в России

Коррупция – это бич современной России. Количество коррупционеров увеличивается прямо пропорционально росту числа новых чиновников.

По данным международного Индекса восприятия коррупции Россия входит в 50 самых коррумпированных стран мира. При этом большую часть осужденных за коррупционные действия составляют мелкие взяточники, в то время как крупные продолжают заниматься противоправными действиями.

Коррупция (ст. 290 УК РФ) – это одно из тех немногих преступлений, ответственность за которые предполагает применение существенных штрафных санкций, размер которых определяется, исходя из суммы полученной взятки.

Понятие и особенности коррупционных преступлений

Определение, что такое коррупция, содержится в специальном законе – ФЗ-273 «О противодействии коррупции».

Понятие коррупции включает в себя следующие категории преступлений:

  • Получение взятки;
  • Дача взятки;
  • Злоупотребление полномочиями;
  • Коммерческий подкуп;
  • Иные виды незаконного использования должностного положения.

Главный мотив совершения коррупционных действия – это корыстный мотив. Чиновник идет на нарушение законодательства с целью извлечения выгоды в виде денег, имущества, имущественных и неимущественных прав.

При этом выгоду может приобретать, как он сам, так и другое лицо, в интересах которого совершается преступление.

Не только чиновники выступают фигурантами коррупционных преступлений. Ими могут стать любые сотрудники, имеющие определенную степень власти, и действующие в личных интересах, а не в интересах той организации, сотрудником которой они являются.

Особо широко развита коррупция в деятельности следующих работников:

  • Чиновники;
  • Депутаты;
  • Политики;
  • Судьи;
  • Прокуроры, адвокаты, сотрудники следствия и полиции;
  • Врачи;
  • Учителя школ и ВУЗов;
  • Сотрудники местных администраций и т.д.

В 2015 году президентом были приняты поправки в УК РФ и УИК РФ о снижении минимальных размеров штрафов за дачу и получение взятки.

Сегодня самым главным коррупционным делом в стране является осуждение бывшего министра экономического развития – Алексея Улюкаева, отбывающего срок за получение взятки.

Объектом взятки могут стать следующие ценности:

  • Деньги;
  • Ценные бумаги;
  • Ремонт квартиры;
  • Строительство дачи;
  • Занижение стоимости продаваемого имущества;
  • Уменьшение арендных платежей и др.

Очевидно, что выступать в роли взятки и выгоды может что угодно.

Не может быть взяткой только услуги нематериального характера, которые не влекут появление имущественной выгоды. К примеру, это может быть высокая рецензионная оценка.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление полномочиями представляет собой незаконное использование служебного положения, когда это приводит к возникновению ущерба или затрагиванию чужих интересов. Ответственность за данное деяние предусмотрена ст. 201 УК РФ.

Быть субъектом такого преступления могут быть следующие лица:

  • Единоличный исполнительный орган компании;
  • Член совета директоров;
  • Член иного коллегиального исполнительного органа;
  • Лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Максимальный срок за злоупотребление полномочиями равен 10 годам лишения свободы при условии, что преступные действия привели к тяжким последствиям.

Коммерческий подкуп

Подкуп тесно связан с понятиями дачи взятки и ее получения. Однако, коммерческий подкуп имеет свои отличительные особенности.

В частности, при подкупе получение денег или иных ценностей за действия или бездействия происходит лицом, которое выполняет управленческие функции в коммерческих или иных организациях.

Ответственность за коммерческий подкуп регламентирована ст. 204 УК РФ. Привлекаться за подкуп могут, как те лица, которые получили ценности, так и те, которые их вручали.

За коммерческий подкуп в значительном размере предусмотрена ответственность в виде 3 лет лишения свободы, в крупном размере – 7 лет, в особо крупном – 8 лет тюрьмы. Это максимальные значения ответственности.

Значительным размером подкупа признается сумма в 25 000 рублей, крупным размером – 150 000 рублей, особо крупным – 1 миллион рублей.

Получение взятки

Россия участвует в различных международных мероприятиях по борьбе с коррупцией. В частности, в 2006 году была ратифицирована Конвенция ООН против коррупции, согласно которой каждый гражданин имеет право сообщить об известных ему фактах нарушения закона.

Ответственность за получение взятки установлена ст. 290 УК РФ, согласно которой стать фигурантами уголовного дела могут стать:

  • Должностные лица;
  • Иностранные должностные лица;
  • Должностные лица публичных международных организаций.

Не имеет значения для обнаружения факта преступления по ст. 290 УК РФ лично или через посредника была получена взятка.

За обычное без квалифицирующих отягчающих признаков получение взятки может последовать следующее наказание:

  • Штраф до 1 миллиона рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до 2 лет;
  • Штраф от 10 до 50 размеров полученной взятки;
  • Исправительные работы от года до 2 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 3 лет.

Когда виновное в преступлении лицо занимает государственную должность на федеральном, региональном или местном уровне, ему может грозить до 10 лет тюрьмы. Это является отягчающим вину обстоятельством.

Кроме него, к таким обстоятельствам относятся:

  • Значительный, крупный и особо крупный размер взятки;
  • Совершение преступления группой лиц по сговору или ОПГ;
  • Применение вымогательства при получении взятки.

Дача взятки

Сесть в тюрьму можно не только за получение взятки, но и за ее дачу. Дача взятки признается действующим законодательством точно таким же опасным преступлением, как и получение взятки. В УК РФ ответственность за вручение конверта с деньгами предусмотрена ст. 291.

Дача взятки напрямую или через посредника преследуется по закону следующими видами ответственности:

  • Штраф до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до года;
  • Штраф от 5 до 30 размеров взятки;
  • Исправительные работы до 2 лет;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Лишение свободы до 2 лет.

Виновному в даче взятки грозит до 15 лет тюрьмы, если сумма взятки будет отнесена к особо крупному размеру. УК РФ при этом устанавливает особые случаи освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки.

Это могут быть следующие обстоятельства:

  • Виновное лицо активно способствует раскрытию или расследованию преступления о даче взятки;
  • В отношении виновного лица имело место вымогательство взятки;
  • Виновное лицо добровольно призналось в содеянном в отделении полиции.

Наказание за коррупцию в России строгое. Однако, доказать сам факт наличия коррупционной составляющей довольно непросто. Давно закончилось то время, когда взятки передавали из рук в руки в конвертах.

Сегодня для этого используются банковские счета, офшоры, подставные юридические лица, коммерческие расходы, фиктивные тендеры и прочие, с виду вполне законные, предпринимательские действия.

Для активной борьбы с коррупцией требуется активизировать все гражданское население. Большая часть таких преступлений раскрывается именно по доносам неравнодушных граждан, после чего организовывается поимка на живца с мечеными деньгами.

Куда жаловаться на коррупцию чиновников?

С 2017 года активно ведется разработка изменений в закон «О коррупции», которые коснутся усиленной защиты сотрудников тех предприятий и ведомств, которые сообщат об известных им фактах коррупции.

Подобные меры действительно крайне необходимы, ведь многие из граждан не сообщают о коррупции, боясь за собственную жизнь или работу.

Для тех, кто не боится за свою безопасность и готов проявить свою активную гражданскую позицию, мы представим рекомендации по действенным методам сообщения о коррупции.

В стране борьбой с коррупцией занимается ГУ МВД РФ, в частности, подразделение Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции.

Кроме того, на территории страны действует общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией», куда также можно подать свои обращения.

Итак, пожаловаться на коррупционеров можно в следующие организации:

  • ГУЭБиПК МВД РФ. В Москве эта организация расположена по адресу: ул. Новорязанская, д. 8А, стр.3. Узнать региональные адреса подразделений можно на сайте управления.
  • Комитет по борьбе с коррупцией расположен в Москве, бульвар Зубовский, д.4. Подать обращение можно по электронной почте или направлением обычного бумажного письма.
  • Администрация Президента РФ – город Москва, 2-й Хорошевский проезд, д. 7, корп. 1.
  • Первое антикоррупционное СМИ — http://pasmi.ru/contact.

Каждый гражданин по закону в 2018 году имеет право анонимно сообщить о коррупции.

При подаче не анонимного обращения сотрудники, принявшие его, обязаны сохранить имя свидетеля коррупции в тайне.

Однако, если человек даже при этом опасается за свою безопасность, лучше подавать обращения через звонки в таксофонов или анонимными письмами.

Так или иначе служба, получившая обращения, обязана его проверить за достоверность.

Коррупция – это фактор дестабилизации экономической, социальной и политической жизни в стране. От роста и развития коррупции ухудшается не только позиция страны на мировой арене, но и благосостояние каждого отдельного ее гражданина.

Бороться с беспределом, царящим в кругах чиновников и бюрократов, это долг каждого человека.

Взяточничество является уголовным преступлением, и виновные лица должны нести такую же уголовную ответственность, как и обычные граждане, преступившие закон, без учета их высоких должностей и связей.