Конституционное право президент украины

Конституционное право президент украины

Компетенция. Президента Украины — это его юридические права и обязанности, формы и методы их реализации, а также предметы ведения

Предмет ведения — это тот общественное пространство, на которое распространяется властно-регулирующее влияние. Президента Украины путем принятия им соответствующих правовых актов

Полномочия. Президента Украины — это его права и обязанности, определенные. Конституцией и законами Украины

Функции. Президента Украины — это основные направления и виды его деятельности как главы государства

Компетенция. Президента Украины классифицируют на определенные виды

1. Представительские полномочия — права и обязанности. Президента Украины как главы государства осуществлять общее представительство государства как в пределах государственной границы, так и во внешнеполитических отношениях

Внутриполитическая деятельность. Президента Украины как главы государства:

* выступает гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, соблюдения. Конституции Украины, прав и свобод граждан Украины (ч. 2 ст 102. Конституции Украины);

* обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства (п 1 ч 1 ст. И. О. Конституции Украины);

* обращается с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями к. Верховной. Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины (п 2 ч 1 ст 106. Конституции Украины);

* возглавляет. Совет национальной безопасности и обороны Украины (п 18 ч 1 ст 106. Конституции Украины);

* принимает в соответствии с законом решение о всеобщей или частичной мобилизации и введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности государственной независимости. В Украины (п 20 ч 1 ст 106. Конституции Украины)и);

* осуществляет помилование (п 27 ч 1 ст 106. Конституции Украины);

— награждает государственными наградами; устанавливает отличия. Президента Украины, награждает ими (п 25 ч 1 ст 106. Конституции Украины) и др.

Внешнеполитическая деятельность. Президента Украины как главы государства:

* представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины (п. С ч и в 106. Конституции Украины))и);

* принимает решения о признании иностранных государств (п 4 ч 1 ст 106. Конституции Украины);

* назначает и освобождает глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств (п 5 ч 1 ст 106. Конституции Украины) и и ін.

2. Законодательные полномочия — права и обязанности. Президента Украины в сфере разработки, принятия и вступления в силу законов Украины:

* имеет право законодательной инициативы в. Верховной. Раде Украины (ч. 1 ст 93. Конституции Украины);

* определяет законопроекты неотложными, что приводит внеочередной их рассмотрение. Верховной. Радой Украины (ч. 2 ст 93. Конституции Украины);

* имеет право вето в отношении принятых. Верховной. Радой Украины законов (кроме законов о внесении изменений в. Конституцию Украины) с последующим возвращением их на повторное рассмотрение. Верховной. Рады Украины (п, 30 ч 1 ст 106. Конституции Украины));

* подписывает законы, принятые. Верховной. Радой Украины (п 29 ч 1 ст 106. Конституции Украины);

* на основе и во исполнение. Конституции и законов Украины издает указы и распоряжения, которые являются обязательными к выполнению на территории Украины (ч. С в 106. Конституции Украины) и др.

3. Учредительное полномочия — права и обязанности. Президента Украины в сфере образования, реорганизации и ликвидации других государственных органов:

* назначает с согласия. Верховной. Рады Украины. Премьер-министра Украины, прекращает его полномочия и принимает решение об отставке. Премьер-министра Украины (п 9 ч 1 ст 106. Конституции Украины);

* назначает по представлению. Премьер-министра Украины членов. Кабинета. Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций и прекращает их хне полномочия на этих должностях (п 10 ч 1 ст 106. Конституции Украины)и);

* назначает на должность и освобождает от должности с согласия. Верховной. Рады Украины. Генерального прокурора Украины (п 11 ч и в 106. Конституции Украины);

* назначает половину состава. Совета. Национального банка Украины (п 12 ч 1 ст 106. Конституции Украины);

* назначает половину состава. Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания (п 13 ч 1 ст 106. Конституции Украины);

* назначает на должности и освобождает от должностей с согласия. Верховной. Рады Украины. Председателя. Антимонопольного комитета Украины,. Председателя. Фонда государственного имущества Украины,. Председателя. Государственного комитета телевидения и советов диомовлення Украины (п 14 ч 1 ст 106. Конституции Украины)и);

* образует, реорганизует и ликвидирует по представлению. Премьер-министра Украины министерства и другие центральные органы исполнительной власти, действуя в пределах средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти (п 15 ч 1 ст 106. Конституции Украины)и);

* назначает треть состава. Конституционного. Суда Украины (п 22 ч 1 ст 106. Конституции Украины);

o создает суды в определенном законом порядке (п. 23 ч. 1 ст 106. Конституции Украины);

* назначает представителя. Президента Украины в. АРК и т.д.

4. Контрольные полномочия — права и обязанности. Президента Украины в сфере надзора за соблюдением законности в деятельности других органов государственной власти:

* прекращает полномочия. Верховной. Рады Украины, если в течение 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться (п 8 ч 1 ст 106. Конституции Украины);

* отменяет акты. Кабинета. Министров Украины и акты. Совета. Министров. АРК (п 16 ч 1 ст 106. Конституции Украины);

* предлагает. Верховной. Раде Украины рассмотреть вопрос об ответственности. Кабинета. Министров Украины и принять резолюцию недоверия. Кабинету. Министров Украины

Итак,. Президент Украины наделен широким кругом полномочий для осуществления функций государственного управления и контроля

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Конституционное право Украины

Президент Украины » Полномочия Президента Украины

Согласно со ст. 106 Конституции Украины, Президент Украины имеет широкие полномочия в разных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полномочия принадлежат исключительно ему, во-вторых — они пересекаются с полномочиями других органов государственной власти. Конституция Украины четко разграничивает функции Президента Украины и Кабинета Министров Украины, а также функции Президента, как главы государства, и Верховной Рады Украины, как единственного органа законодательной власти.

В то же время полномочия Президента в его отношениях с Верховной Радой дают возможность рассматривать главу Украинского государства как полноправного участника законодательного процесса. Во-первых, Президенту принадлежит право законодательной инициативы, во-вторых, законопроекты, признанные Президентом как безотлагательные, рассматриваются Верховной Радой во внеочередном порядке. Кроме того, Президент подписывает все законы, принятые Верховной Радой Украины. С другой стороны, Президент Украины имеет право вето относительно законопроектов, которые были приняты Верховным Советом Украины (ч. 2 ст. 94 Конституции).

Президент должен полномочия назначать всеукраинский референдум относительно внесения изменений в Конституцию Украины (ст. 156 Конституции), а также провозглашать всеукраинский референдум за народной инициативой.

Президент имеет право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады Украины в случаях, предусмотренных ч. 2 ст 90 Конституции Украины.

Президент обращается с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями в парламент Украины о внутреннем и внешнем положении Украины.

Основные полномочия Президента Украины предусматриваются в ст. 106 Конституции Украины. В частности, Президент Украины: обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства; представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины; назначает и освобождает глав дипломатичных представительств Украины в других государствах и при международных организациях; назначает внеочередные выборы в Верховную Раду Украины в сроки, установленные Конституцией; вносит по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины сформированной в соответствии со ст. 83 Конституции Украины, представления о назначении Верховной Радой Украины Премьер-министра Украины в срок не позже чем на пятнадцатый день после получения такого предложения; вносит в Верховную Раду Украины представление о назначении Министра обороны Украины, Министра иностранных дел Украины; назначает на должность и освобождает от должности при согласии Верховной Рады Украины Генерального прокурора Украины; назначает на должности и освобождает от должностей половину состава Совета Национального банка Украины; назначает на должности и освобождает от должностей половину состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания; вносит в Верховную Раду Украины представление о назначении на должность и освобождение от должности Председателя Службы безопасности Украины; останавливает действие актов Кабинета Министров Украины по мотивы несоответствия этой Конституции с одновременным обращением к Конституционному Суду Украины относительно их конституционности; отменяет акты Совета министров Автономной Республики Крым.

О Президенте Украины

Статус и полномочия Президента Украины, а также порядок его избрания определены Конституцией Украины.

Президент Украины избирается гражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет.

Согласно статье 102 Конституции Украины, Президент Украины является Главой государства и выступает от его имени, является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина.

Основные полномочия Президента Украины закреплены в статье 106 Конституции Украины. Глава государства осуществляет также другие полномочия, определенные Конституцией Украины.

Президент Украины не может передавать свои полномочия другим лицам или органам.

Глава государства пользуется правом неприкосновенности на время осуществления полномочий. За посягательство на честь и достоинство Президента Украины виновные лица привлекаются к ответственности на основании закона.

Президент Украины исполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного Президента Украины. Полномочия Главы государства прекращаются досрочно в случае отставки; невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья; смещения с поста в порядке импичмента; смерти.

Звание Президента Украины охраняется законом и сохраняется за ним пожизненно, если только Президент Украины не был смещен с поста в порядке импичмента.

Президент судьям Конституционного Суда Украины: Каждый, кто обращается за защитой своих прав, должен получить ее именно в Украине

2 марта 2018 года — 12:59

Президент Петр Порошенко принял участие в специальном пленарном заседании Конституционного Суда Украины посвященном принятию присяги двумя вновь назначенными судьями КС Сергеем Головатым и Василием Лемаком.

Глава государства подчеркнул, что впервые в истории страны судьями Конституционного Суда Украины стали юристы, которые прошли через открытый прозрачный конкурс. «И они не просто известные юристы. Они – признанные в Украине и за рубежом конституционалисты», — отметил он.

Петр Порошенко напомнил, что в 2016 году, когда вносились изменения в Конституцию Украины в части правосудия, «все ставили себе целью создать сильный и независимый и авторитетный Конституционный Суд, так же, как и сильный, авторитетный и независимый Верховный Суд Украины».

«Мы должны иметь прозрачные правила отбора судей, для того, чтобы повысить защиту конституционных прав и свобод граждан», — подчеркнул Президент.

По его словам, сегодня в Украине уже обеспечены все необходимые законодательные инструменты, происходит мощное кадровое усиление Конституционного Суда. С сегодняшнего дня в Суде будут работать уже 16 из 18 судей. Глава государства поблагодарил конкурсную комиссию за профессиональный, компетентный и достойный выбор.

«Мог ли кто-то представить три года назад, что судей Конституционного Суда будут подбирать известные украинские юристы, судьи Европейского суда по правам человека в отставке, почетный Председатель Венецианской комиссии будет в составе конкурсной комиссии?», — отметил Президент. При этом он подчеркнул, что и Верховная Рада не должна медлить с конкурсными процедурами и с назначением еще двух судей по своей квоте, для того, чтобы наконец Конституционный Суд Украины имел возможность работать в полном составе.

Глава государства обратился к судьям КСУ: «Сейчас дело за вами, многоуважаемые и высоко достойные судьи Конституционного суда. Одна из главных новаций изменений в Конституцию, которая была инициирована мной как Президентом и поддержана более чем 300 голосами народных депутатов – это конституционная жалоба».

Он отметил, что это добавит Суду работы, но это уникальный демократический инструмент: «Когда каждый гражданин Украины будет иметь уникальную возможность для того, чтобы защитить свои права».

Президент подчеркнул, что механизм конституционной жалобы должен заработать в ближайшее время в полную силу. «Это право украинские граждане по Конституции получили 1,5 года назад. А реализации этого права ждали очень долго», — отметил Петр Порошенко.

«Я могу отметить, что я хочу для Украины справедливого, независимого, беспристрастного суда. Именно это было целью конституционной реформы украинского судопроизводства. Это право граждан на справедливость. Это защита инвесторов. Это почет и уважение к украинской Конституции и украинскому законодательству», — подчеркнул Президент.

Он также отметил важность создания всех условий, чтобы справедливые Законы, которые наконец принимаются Верховной Радой, работали. А неконституционные Законы — выявлялись и исправлялись. «Это чрезвычайно высокая ваша ответственность, уважаемые коллеги», — также отметил Президент.

По словам Петра Порошенко, все хотят, чтобы на защите от беспредела и беззакония стояли два сильных и независимых государственных учреждения. «Новый Верховный Суд, который шаг за шагом завоевывает авторитет как внутри государства, так и за его пределами. И Конституционный Суд. Как Президент я мечтаю, чтобы каждый, кто обращается за защитой своих прав, получил эту защиту. И не в Европейском суде по правам человека, а здесь, в Украине», — отметил он.

«В прошлом году со стартом работы нового Верховного Суда мы начали не просто страницу, а позвольте мне выразить пожелание – новую историю правосудия в нашем государстве. И вы все являетесь соавторами этой новой истории», — сказал Глава государства и добавил, что кто-то работал над этим в составе Конституционной комиссии, когда писали изменения в Конституцию, также помогали эксперты и ученые.

«Все вы были неравнодушны», — отметил Президент.

По его словам, все защищали и отстаивали формирования нового Верховного Суда, также нелегко проводились изменения в законодательство в части Конституционного Суда.

«Сейчас будет возможность усилить защиту конституционных прав и свобод граждан. Поэтому желаю каждому из вас сил на этом пути и долгой плодотворной работы на благо Украины и украинского народа», — подчеркнул он.

Новая Конституция Украины: Президент всегда прав! Правит — везде!

После празднования Дня Конституции в Украине украинский президент, видимо, решил не останавливаться на достигнутом, и устроить своему любимому им – в разных позах – народу еще один праздник. Подарить еще одну Конституцию. Новую. А чтобы не сильно тратить время – и, главное, деньги, что для Порошенко архиважно – создать новую Конституцию на основе старой. Точнее, перелицевав наново старую. Эдакий Тришкин кафтан в конституционном стиле. И что – получается?

Абсурдным является изменение действующей Конституции в условиях военных действий, который вот уже больше года идут на территории Украины. Конституция Украины не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения. Это четко прописано в части второй статьи 157 Конституции. И хотя официально военное положение в Украине так никто и не ввел, однако и президент Украины, и премьер, и все остальные руководители страны постоянно повторяют, как мантру, слова о том, что на Украину напала Россия, что российские войска вторглись на территорию Украины и так далее.

Читаем Закон Украины «О правовом режиме военного положения» от 12 мая 2015 года, в котором перечислены условия введения в стране военного положения: 1) наличие вооруженной агрессии или угрозы нападения на государство; 2) опасность государственной независимости Украины и ее территориальной целостности; 3) предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности; 4) временное ограничение, обусловленное агрессией или угрозой нападения на Украину, конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц; 5) указание срока действия ограничения.

Все вышеперечисленные условия имеются в наличии. И особенно – «временное ограничение прав и свобод человека и гражданина». Того самого гражданина Донецкой или Луганской областей, дома которых обстреливает артиллерия украинской армии, которая, согласно ст.17 Конституции Украины, вообще не имеет права вмешиваться в гражданские конфликты, а согласно закону «Об антитеррористической операции» принимать в ней участие. Впрочем, о чем мы говорим? Ах, о Конституции…

И все же, видимо, что-то надо Петру Порошенко, если он в такой спешке бросился менять и так уже подмятый им под себя Основной закон страны?

Для этого просто посмотрим, что именно он хочет изменить?

Прежде всего, в президентском проекте решили изменить ст.81 о прекращении полномочий народного депутата Украины. И теперь уже не требуется согласие Верховной Рады на лишение его депутатских полномочий – достаточно обвинительного приговора суда. Или лишения его гражданства. Или тот же суд может признать его недееспособным или отсутствующим (где именно – не сказано).

Следующей изменению подверглась ст.83, которая расписывает работу очередных и внеочередных сессий Верховной Рады Украины. Теперь внеочередная сессия украинского парламента может быть созвана не только по требованию третьей части от состава парламента, но и по требованию президента. А если президент объявит военное положение – то парламент обязан собраться в двухдневный срок без созыва. Как военные – раз-два!

Кстати, если военное положение объявлено, то парламент существует столько, сколько длится это положение.

Следующую статью за №85 изменили в пунктах, которые касаются очередных и внеочередных выборов в местные органы власти – слово «очередные выборы» из статьи исчезло. Так же ранее парламент мог создавать и ликвидировать только районы, теперь же украинских парламент может создавать и ликвидировать не только районы, но и общины (сельские), а так же области.

Вернее, области в ст.133 почему-то назвали…регионами. Но не объяснили, что это такое.

И, конечно же, была переписана ст.106 о должности президента Украины. Наверное, Порошенко хотелось бы изложить ее всего в двух пунктах, как в анекдоте: пункт первый – президент всегда прав, а если не прав – смотри пункт первый, но, видимо, не пришло еще время.

Но и того, что понаписывали президентские конституциоведы, уже хватило с лихвой для того, чтобы поставить знак равенство между должностью президента и диктатора. Итак, отныне, президент Украины может досрочно прекращать полномочия местных органов власти. И хотя написано, что в порядке, определенном Конституцией, но в Конституции не выписан этот самый порядок, поэтому президент Украины может распустить местные органы власти тогда, когда ему взбредет в голову. То есть – в любой момент!

И хотя в новой редакции этой статьи присутствует слово «временно», все прекрасно понимают, что это – навсегда.

Но и это еще не все!

Теперь в Украине снова вводится должность Представителя президента Украины, которые будут выполнять свои обязанности в районах, городах и областях Украины и, что интересно, Автономной республики Крым.

Причем, есть представители президента Украины не только во всех районах Крыма, но так же и в Севастополе.

Вернее, должность «Представитель президента» была в первоначально проекте изменений в Конституции Украины, которые подписывал еще и.о. президента Украины Александр Турчинов.

А президент Порошенко в отредактированной им статье 118 вводит должность префектов, которые осуществляют исполнительную власть в районах и областях, Киеве и… Севастополе. Интересно будет на «префекта» в Севастополе посмотреть. Особенно на его исполнительную власть. В общем, вместо местных органов власти – представители президента Украины – префекты.

И какие у префектов обязанности?

А это уже определяет 119 статья Конституции Украины: «осуществляют надзор за исполнением Конституции и законов Украины, законностью и правопорядком, соблюдением прав и свобод человека (уже смешно – ред.), а главное – направляют и организовывают деятельность местных органов самоуправления в условиях чрезвычайного или военного положения». Пока военного положения нет – просто их «координируют».

Кстати, теперь именно префекты, а не прокуратура, будут единолично следить за «исполнением Конституции и законов Украины, законностью и правопорядком, соблюдением прав и свобод человека». Потому что эта обязанность, прописанная в ст.121 и закрепленная за прокуратурой, теперь ликвидирована. Этот проект изменений полностью лишает прокуратуру функции надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами. Прокуратура президенту не нужна – мало ли?

А то вдруг кума под рукой не окажется?

Точно так же изменен территориально-административное деление Украины, которая теперь делиться на «общины» (громады). Причем статус «громад» определяется законом, которого… нет. Помните, про параграф первый и параграф второй? Вот-вот, есть префекты! Которые являются исполнительной властью на местах!

Кстати, если ранее материальной и финансовой основой местного самоуправления – районных, сельских и прочих советов – были «движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, иные ценности, земля, природные ресурсы, которые являются собственностью территориальных общин сел, поселков, городов и районов в городах», то сейчас это – «земля»! А потом уже «движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов» и так далее, а так же объекты, которые являются «коммунальной собственностью территориальных общин».

В общем, юристы могут довольно долго копаться в этом потоке словоблудия, который считается конституционной реформой от украинского президента, однако уже сейчас видно, что непонятное новообразование «территориальные общины», которых пока нет и нет закона о их создании, а так же новоявленные «префекты», о которых никто ничего не знает, полномочия которых не выписаны, но которые уже будут назначены президентом единолично сверху, являются простой подменой понятий – вместо ДЕцентрализации и какой-то автономии Украина получает президентский хлыст и ярмо, а местные органы самоуправления, которые на местах все же имели власть, теперь становятся просто декоративной приставкой, которые остаются на дотациях из бюджета и имеют короткий президентский поводок. За который президент будет дергать в каждом случае, когда местные власти захотят что-то решить у себя.

Причем, не обязательно проявить «сепаратизм» или потребовать какие-то права – даже решить вопрос о строительстве у себя любого объекта или продаже любого объекта – все это теперь будет решать «префект». И, конечно же, «громада». «Правильная» громада – в камуфляже и в балаклавах? Прописку при этом префект, видимо, у «громады» спрашивать не будет?

Так сказать, «нео-титушки»?

Ну и можно еще просмотреть такие «мелочи», как право президента увольнять глав СБУ, Нацбанк, Генпрокуратура, Антимонопольный комитет и Госбюро расследований без согласия Верховной Рады, а право самостоятельно назначать и увольнять главу Антимонопольного комитета. То есть, ранее это была сфера ответственности парламента.

Кроме того, президент хочет вносить кандидатуру премьера не «по предложению коалиции», а с «учетом предложения коалиции», что, согласитесь, «две большие разницы».

В случае принятия изменений в Конституцию, президент также расширит свои права в части назначения глав и членов различных комиссий, регулирующих стратегические рынки, усилив свои позиции в треугольнике «президент-парламент-правительство». Больше полномочий президентская вертикаль получит в части назначения/увольнения НКРЭ, Нацкомиссии по телерадиовещанию и другим комиссиям.

Короче говоря, пункт первый – президент превыше всего!

Этот президентский, так сказать, «законопроект» меняет сразу 19 статей нынешней, уже шесть раз до этого измененной Конституции Украины. Теперь он должен быть поддержан простым большинством депутатов в 226 голосов.

После этого законопроект должен пройти экспертизу в Конституционном суде Украины. Если КСУ дает положительное заключение – а на фоне прессования судей в этом можно не сомневаться – то законопроект возвращается в парламент и для его утверждения необходимо уже 300 голосов на следующей после первого голосования пленарной сессии. Но, наверное, и здесь Порошенко и его «конституционарии» что-то придумают.

Нынешняя сессия заканчивается 4 июля. Но уже брошен клич в парламенте и принято решение продолжить работать без перерыва. То есть, депутаты закроют нынешнюю сессию и сразу откроют следующую. Правда, еще нужно согласовать «нововведения» – какое правильное слово для украинцев – с Венецианской комиссией. И если это очередное «введение» понравится европейским политикам, то проголосовать за новую Конституцию депутаты смогут может не раньше февраля 2015 года.

Функции и полномочия Президента Украины

Общую систему функций Президента Украины составляют такие функції1: обеспечение единства государственной власти; представительство государства; обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности Украины; обеспечение реализации основных прав и свобод граждан; учредительная; нормотворческая; кадровая; руководство внешнеполитической деятельностью.

При этом функции обеспечения единства государственной власти и представительства государства присущи только главе государства и обуславливают необходимость существования этого института. Остальные функции могут иметь и другие государственные органы.

Полномочия, закрепленные за Президентом Украины для выполнения указанных функций, можно разделить на следующие группы:

— обеспечение конституционной законности;

— полномочия в области обороны и национальной безопасности;

— реализация гарантий по обеспечению прав и свобод граждан;

— внешняя политика и международные отношения;

Полномочия Президента Украины в сфере государственного строительства условно можно разделить на следующие группы:

1) учредительные полномочия относительно создания, реорганизации и ликвидации органов государственной власти (например, в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины Президент Украины создает суды в определенном законом порядке);

2) номинационные полномочия по формированию персонального состава государственных органов (например, согласно ст. 106 Конституции Украины Президент Украины назначает и освобождает глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях; назначает по согласию Верховной Рады Украины Премьер-министра Украины; прекращает полномочия Премьер-министра Украины и принимает решение о его отставке; назначает по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций и прекращает их полномочия на этих должностях; назначает по согласию Верховной Рады Украины на должность Генерального прокурора Украины и освобождает его от должности; назначает половину состава Совета Национального банка Украины; назначает половину состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания; назначает на должности и освобождает от должностей с согласия Верховной Рады Украины Председателя Антимонопольного комитета Украины, Голову Фонда государственного имущества Украины, Голову Государственного комитета телевидение и радиовещание Украины; и тому подобное). Процедура реализации каждого из указанных полномочий определяется в соответствующих специальных законах и подзаконных нормативных актах. Так, например, порядок назначения на должность Премьер-министра Украины определен в ст. 8 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины»;

3) процедурные полномочия относительно существования процедуры формирования органов государственной власти (например, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины Президент Украины назначает внеочередные выборы в Верховную Раду Украины в сроки, установленные Конституцией Украины).

В сфере нормотворческой деятельности Президент Украины имеет такие полномочия:

— право законодательной инициативы (ч. 1 ст. 93 Конституции Украины). Причем законопроекты, определенные Президентом Украины как неотложные, рассматриваются Верховной Радой Украины вне очереди. Порядок реализации Президентом Украины права законодательной инициативы устанавливается Законом Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины»;

— право вето (ст. 94, п. 30 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины). В Основном Законе Украины не зафиксировано, каким нормативно-правовым актом может оформляться возвращении закона главой государства на повторное рассмотрение. Практика применения президентского вето доказывает, что организационно-правовой формой последнего выступают письма-рекомендации Президента Верховной Раде с обоснованием необходимости изменения тех или иных положений закона. Организационно-правовая форма возврата Президентом на повторное рассмотрение законов, на которые он наложил вето, требует своего определения на уровне закона1, каким может быть закон, регулирующий статус Президента Украины, или же специальный закон относительно вето Президента Украины1. В юридической литературе также предлагается оформлять вето Президента указом главы украинского государства, поскольку вето является актом государственной власти и имеет существенные юридические последствия;

— полномочия по подписанию и обнародованию законов (промульгация) (ст. 94, п. 29 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины). Процедура реализации этих полномочий определена Указом Президента Украины «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления ими в силу» от 10.06.1997 г. с изменениями.

Согласно Решению Конституционного Суда Украины от 16.04.2008 г. № 6-рп/2008 положения ч. 2 ст. 94 Конституции Украины необходимо понимать так, что процедура подписания и обнародования законов, установленная ею, не применяется к законам, принятым референдумом;

— право назначать всеукраинский референдум относительно изменений Конституции Украины в соответствии со ст. 156 Конституции и провозглашать всеукраинский референдум по народной инициативе (п. 6 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины).

В сфере обеспечения конституционной законности, Президент Украины:

— имеет право обращаться в Конституционный Суд Украины (ч. 2 ст. 150 Конституции Украины). Порядок реализации этого права определяется Законом Украины «О Конституционном Суде Украины»;

— отменяет акты Кабинета Министров Украины и акты Совета министров Автономной Республики Крым (п. 15 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины);

— отменяет в соответствии с законом решения председателей местных государственных администраций, противоречащие Конституции и законам Украины, другим актам законодательства Украины (ч. 8 ст. 118 Конституции Украины);

— имеет право принимать решение о введении в Украине или отдельных ее местностях чрезвычайного положения, с последующим утверждением этих решений Верховной Радой Украины (п. 21 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины). Условия введения чрезвычайного положения определены Законом Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения».

Анализ полномочий Президента в сфере обороны и национальной безопасности свидетельствует о том, что его функции в этой сфере заключаются в политическом руководстве государственными органами, которые обеспечивают обороноспособность Украины. Так, Президент Украины:

— является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины; назначает на должности и освобождает с должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины, других военных формирований; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства (п. 17 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины);

— возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины (п. 18 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины). Согласно ст. 107 Конституции Украины Совет национальной безопасности и обороны Украины является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины. Она координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны. Персональный состав Совета национальной безопасности и обороны Украины формирует Президент Украины. В состав Совета национальной безопасности и обороны Украины по должности входят Премьер-министр Украины, Министр обороны Украины, Председатель Службы безопасности Украины, Министр внутренних дел Украины, Министр иностранных дел Украины. Решение Совета национальной безопасности и обороны Украины вводятся в действие указами Президента Украины. Согласно Решению Конституционного Суда Украины от 22.04.2008 г. № 9-рп/2008 отдельно определены в ст. 107 Конституции Украины полномочия Президента Украины по вопросам формирования персонального состава Совета могут реализовываться без применения требования ч. 4 ст. 106 Конституции Украины, то есть без контрасигнування.

Правовые основы организации и деятельности Совета национальной безопасности и обороны Украины, ее состав, структура, компетенция и функции определяются Законом Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины» от 05.03.1998 г.;

— вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины (п. 19 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины);

— принимает соответственно закону решение об общей или частичной мобилизации и введении военного состояния в Украине или в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины (п. 20 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины). Военное положение может вводиться Указом Президента Украины с целью создания условий для осуществления органами государственной власти, военным командованием, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями предоставленных им полномочий в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности. Содержание правового режима военного положения определяется Законом Украины «О правовом режиме военного положения» от 06.04.2000 г. с изменениями.

Относительно полномочий Президента Украины в сфере обеспечения прав и свобод граждан, то в широком смысле с ними связаны все полномочия главы государства. В узком понимании к этим полномочиям относятся: принятие решения о принятии в гражданство Украины и прекращении гражданства Украины, о предоставлении приюта в Украине; осуществление помилования (пункты 26, 27 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины).

Порядок осуществления Президентом Украины помилования определяется Положением о порядке осуществления помилования, утвержденным Указом Президента Украины от 16.09.2010 г. № 902/2010′.

Указом Президента Украины от 11.08.2011 г. № 811 /2011 введена должность Уполномоченного Президента Украины по правам ребенка?, который обеспечивает осуществление Президентом Украины конституционных полномочий относительно обеспечения соблюдения конституционных прав ребенка, выполнение Украиной международных обязательств в этой сфере.

В сфере внешней политики и международных отношений Президент Украины представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины; принимает решение о признании иностранных государств; назначает и освобождает глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств (пункты 3-5 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины).

Президент Украины осуществляет также другие полномочия, определенные Конституцией Украины. Президент Украины не может передавать свои полномочия другим лицам или органам.

Президент Украины на основе и на выполнение Конституции и законов Украины выдает указы и распоряжение, которые являются обязательными к выполнению на территории Украины. Формулировка о том, что Президент издает указы и распоряжения на основе и на выполнение Конституции и законов Украины, является основным свидетельством того, что они имеют подзаконный характер.

Указы — это решения Президента, что, как правило, содержащие общие правовые предписания неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на длительное и многократное применение. Указы Президента в теории конституционного права разделяют на:

o нормативные указы — это указы, в которых круг субъектов, подпадающих под действие положений указа, является неопределенным, а время действия длительным (то есть если хотя бы одно из положений акта рассчитано на многократное или постоянное действие). Необходимость принятия нормативных указов в повседневной жизни определяется прежде всего значительным отставанием отечественного законодательного регулирования в сфере экономики, социального и государственного развития. О разграничении предмета закона и нормативного указа Президента, то ограничения нормотворческой компетенции главы государства заключается в том, что он не может издавать указы по вопросам, которые уже регламентированы законом или в отношении которых Конституция содержит прямые указания о том, что они должны быть регламентированы законом. Кроме того, предмет и сфера «указного» регулирования должны базироваться на компетенции Президента, которая определена Конституцией;

o ненормативные указы — это указы, в которых определен круг лиц, на которых распространяется действие акта, статус действия за территорией является локальным, а время — ограниченным.

Распоряжение — это властный акт Президента, изданный в пределах его компетенции, имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым адресовано. Распоряжения могут быть длительного действия, а могут иметь разовые последствия для конкретного исполнителя. Это организационно-оперативные акты, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства.

Требования к порядку подготовки и внесения на рассмотрение главы государства проектов актов Президента Украины, указов и распоряжений определены Положением о порядке подготовки и внесения проектов актов Президента Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 15.11.2006 г. № 970/2006 с изменениями.

Акты Президента Украины, изданные в границах полномочий, предусмотренных пунктами 3,4,5,8,10,14,15,17,18,21,22,23,24 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины, скрепляются подписями Премьер-министра Украины и министра, ответственного за акт и его выполнение. Такое скрепление называется контрасигнатурою (контрасигнуванням).

Контрасигнування обеспечивает гарантии против злоупотреблений полномочиями со стороны обеих сторон, ставят свои подписи — главы государства и главы правительства. Распространенное в юридической литературе позицию, согласно которой контрасигнування возлагает на лицо, его совершившее, не только политическую, но и юридическую ответственность, считаем дискуссионной, поскольку, как известно, юридическая ответственность обязательно должна фиксироваться в законодательстве. В действующем законодательстве такая ответственность не закреплена.

Процедурные аспекты контрасигнування схематично определены Законом Украины «О Кабинете Министров Украины», согласно ч. Ст. 25 которого Премьер-министр и министр обязаны скрепить своими подписями соответствующий акт Президента в пятидневный срок со дня поступления акта для скрепления.

Считаем, что существующая формулировка Закона через обязанность контрасигнування акта не соответствует ст. 106 Основного Закона, где контрасигнування определено как полномочия, а не как обязанность. Кроме того, формулировка этого полномочия исключительно как обязанности ставит под сомнение значение и целесообразность осуществления контрасигнування.

Итак, нынешнее состояние правового регулирования института контрасигнування оставляет неурегулированными многие вопросы, среди которых можно назвать:

— вопрос формы, в которой происходит скрепление;

— вопрос относительно того, какие правовые последствия отказа Премьер-министра или министра, ответственного за акт и его выполнение, скрепить подписями соответствующие акты Президента Украины. Считаем, что в таком случае вопрос относительно скрепления акта главы государства должно становиться предметом рассмотрения на заседании Правительства, который должен принимать коллегиальное решение по поводу контрасигнування соответствующего акта;

— неурегулированной является также ситуация существования возможного расхождения во взглядах министров и Премьер-министра по поводу соответствующего акта. Очевидно, что в законодательстве должно содержаться согласительный механизм преодоления такого расхождения, например, путем вынесения этого вопроса на заседание Правительства и принятия решения по нему;

— необходимость предусмотрения процедуры скрепления не только самих актов главы государства, которые требуют такого скрепления в соответствии с Конституцией Украины, но и актов о внесении изменений к ним1.

в Соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины Президент Украины обращается с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины. Вопрос о юридической силе и правовой природе указанных актов является дискуссионным в конституционной теории и практике. Этот вопрос рассматривается в таких аспектах: ссылка — это нормативный акт, по своей силе приравнен к закону; послание — это официальный документ, который не является нормативным актом, обязательным для граждан и должностных лиц, поскольку не содержит правовой нормы; президентские послания носят характер политического акта с элементами распорядительных функций. Они служат ориентиром законодательной деятельности парламента.

в Соответствии с Указом Президента Украины «О ежегодные послания Президента Украины к Верховной Рады Украины» от 09.04.1997 г. № 314/973 ежегодные послания Президента Украины к Верховной Раде Украины являются официальными документами главы государства, в которых на основе анализа внутреннего и внешнего положения Украины определяются важнейшие направления экономического, политического и социального развития, предусматриваются меры по неукоснительному обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствование нормативных механизмов регулирования общественных отношений. Текст послания, направленный в Верховную Раду Украины или произнесенный Президентом Украины, приобретает силу официального документа и должно учитываться в работе Кабинета Министров Украины, министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций. Согласно ч. Из параграфа 111 Регламента Кабинета Министров Украины Кабинет Министров учитывает послание Президента Украины в своей работе.

Президент Украины также имеет право вносить конституционные представления (статьи 150,151 Конституции Украины), подписывает разного рода письма, запросы и тому подобное, которые не являются нормативно-правовыми актами.

Как указано в абзаце втором п. 1 ч. 1 ст. 150 Конституции Украины решение вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности) актов Президента Украины относится к полномочиям Конституционного Суда Украины. Приведенному положению Конституции Украины дано официальное толкование в Решении Конституционного Суда Украины от 27.03.2002 г. № 7-рп/2002, согласно которому проверке на предмет конституционности Конституционным Судом Украины подлежат правовые акты Президента Украины независимо от того, имеют ли они нормативно-правовой или индивидуально-правовой характер. В то же время решение вопроса о противоречии их нормам законов (законность) должно осуществляться судами общей юрисдикции Украины. Согласно ч. 2 ст. 171і Кодекса административного судопроизводства Украины акты, действия или бездеятельность Президента Украины обжалуются в Высший административный суд Украины.

Президент Украины создает в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, для осуществления своих полномочий консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы и службы (п. 28 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины). Основным из таких органов является Администрация Президента Украины (дальше — Администрация), которая в соответствии с Положением об Администрации Президента Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 02.04.2010 г. № 504/2010, является постоянно действующим вспомогательным органом, образованным Президентом Украины.

Основными задачами Администрации является организационное, правовое, консультативное, информационное, экспертно-аналитическое и другое обеспечение осуществления Президентом Украины определенных Конституцией Украины полномочий.

в Соответствии с Указом Президента Украины от 05.04.2011 г. № 352/2011 с изменениями в состав Администрации входят: Глава Администрации Президента Украины; Первый заместитель Главы Администрации Президента Украины; два заместителя Главы Администрации Президента Украины; советники Президента Украины, в том числе Советник Президента Украины — Представитель Президента Украины в Конституционном Суде Украины, Советник Президента Украины — Руководитель Главного управления по вопросам реформирования социальной сферы, Советник Президента Украины — Руководитель Главного управления по вопросам безопасностной и оборонной политики, Советник Президента Украины — Руководитель Главного управления по вопросам судоустройства, Советник Президента Украины — Руководитель Главного управления по вопросам деятельности правоохранительных органов, Советник Президента Украины — Руководитель Главного управления по вопросам международных отношений, Советник Президента Украины — Руководитель Главного управления Государственного Протокола и Церемониала, Советник Президента Украины — Руководитель Главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации, Советник Президента Украины — Руководитель Главного управления по гуманитарным и общественно-политическим вопросам; Пресс-секретарь Президента Украины; уполномоченные Президента Украины; Пресс-служба, главные управления, управления, которые являются самостоятельными структурными подразделениями Администрации.

Согласно Закону Украины «О Представительстве Президента Украины в Автономной Республике Крым» от 02.03.2000 г. в АРК действует Представительство Президента Украины в Автономной Республике Крым является государственным органом, образованным в соответствии с Конституцией Украины с целью содействия выполнению в Автономной Республике Крым полномочий, возложенных на Президента Украины. Представительство образуется Президентом Украины и непосредственно ему подчиняется. Представительство возглавляет Постоянный Представитель Президента Украины в Автономной Республике Крым, который назначается на должность и освобождается с должности Президентом Украины.