Компетенция органов исполнительной власти в рф

Рубрикатор

Компетенция органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных НПА (конституциях, законах, положениях, уставах, приказах и т. д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение.

В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания актов управления (административных актов).

Компетенция органов исполнительной власти имеет важное значение для построения и функционирования системы органов исполнительной власти.

В самом общем виде определить компетенцию как возложенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел. Как сложное явление она состоит из элементов двоякого рода. К собственно компетенционным элементам относятся: а) нормативно установленные цели, б) предметы ведения, в) властные полномочия. Сопутствующим элементом является ответственность за их неисполнение. Без них компетенция теряет публично-правовую обеспеченность с помощью разных средств.

Первый — типичные предметы ведения как первый элемент компетенции: а) воздействие на развитие сфер государственной и общественной жизни, отраслей экономики, социально-культурного строительства, на ход общественных процессов; б) устойчивый вид деятельности; в) юридические действия; г) материальные объекты (собственность, сооружения и т.п.); д) финансово-денежные средства; е) государственные и иные институты, органы, организации; ж) руководители и должностные лица; з) правовые акты (принимаются согласно их иерархии).

Различные комбинации этих предметов как объектов воздействия и отличают компетенцию разных субъектов права.

Второй элемент компетенции — это властные полномочия.

Полномочия с обусловленным операциональным делением — видовые и более конкретные полномочия: а) руководит — полнообъемное решение вопросов и выполнение всех нижеследующих полномочий; б) управляет — императивные указания, распоряжения, включает часть нижеследующих полномочий; в) решает — устанавливает, определяет, утверждает, создает, оформляет, представляет. Членение возможно по степени самостоятельности принятия решений: — независимо (самостоятельно); — по согласованию; — совместно; — предварительно; — рекомендательно; г) участвует — формирование, разработка, согласование, порядок использования (имущества и т.п.), содействие; д) нормирует — введение правил, принятие правовых актов, установление нормативно-технических и иных документов. Примечательно, что правовые акты могут играть троякую роль — как предметы ведения, как вид полномочия и как средство реализации компетенции в целом, о чем подробнее будет сказано ниже; е) организует — создает условия, стимулирует, поддерживает, выполняет, осуществляет, инструктирует; ж) разрабатывает — предложения, проекты, программы, прогнозы, аналитическую информацию; з) указывает — отмена актов, приостановление действий, создание организаций, предписание по совершению действий; и) координирует — объединение планов и программ, согласование актов, действий и позиций, целевые установки, информационное обеспечение; к) контролирует — проверка, ревизии, отчеты, информации. Эти полномочия неодинаковым образом комбинируются у различных субъектов компетенции. Причем здесь особенно важна точная мера дробления полномочия, т.е. легальная операционализация; л) запрещает — отменяет, признает недействительным, приостанавливает.

Весьма важным является понятие субъектов компетенции. К ним относятся управомоченные институты (структуры) и лица, которые вправе и обязаны действовать в пределах определенной сферы на основе установленных полномочий. Осуществление их полномочий всегда означает возникновение компетенционных правоотношений. Основанием служат, прежде всего, нормативные цели (задачи) и вышеназванные элементы компетенции как постоянно и непрерывно осуществляемые. Конечно, отдельные ситуации (в т.ч. имеющие юридическую характеристику) побуждают применять те или иные полномочия, принимать конкретные решения и т.п. Здесь юридический факт служит основанием для компетенционных правоотношений.

Компетенция органов исполнительной власти в рф

17. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ), ЕГО КОМПЕТЕНЦИЯ И СТРУКТУРА

Орган исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Виды органов исполнительной власти:

1) по федеративному устройству:

– федеральные органы исполнительной власти;

– органы исполнительной власти субъектов Федерации;

– территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

2) по характеру компетенции:

– общей компетенции, которые осуществляют межотраслевое руководство (Правительство РФ);

– органы специальной компетенции, сфера деятельности которых ограничивается одной отраслью или несколькими смежными отраслями (Министерство по налогам и сборам);

3) по составу руководства:

– единоличные (различные министерства);

– коллегиальные (Правительство РФ);

4) по организационно-правовым формам:

– на федеральном уровне;

– на уровне субъекта Федерации;

5) по источникам финансирования:

– финансируемые за счет средств федерального бюджета;

– финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Федерации.

Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти:

– принцип федерализма – обусловлен государственным устройством России;

– принцип законности – все органы государственной власти создаются и действуют на основании закона. Издаваемые ими нормативные акты должны соответствовать закону;

– принцип экономичности – осуществление организационно-правовых мер, направленных на обеспечение экономии государственных средств и содержание аппарата управления;

– принцип самостоятельности органов исполнительной власти – выражается в том, что в деятельность органов исполнительной власти не могут вмешиваться никакие другие органы и эти органы не находятся в организационном подчинении каких-либо иных органов. Однако самостоятельность эта относительна, их деятельность подконтрольна (например, Счетной палате);

– принцип гласности – предполагает широкое обнародование через средства массовой информации о результатах работы органов исполнительной власти;

– принцип единства системы – по предметам ведения РФ и совместного ведения рФ и ее субъекта федеральные и региональные органы образуют единую систему органов исполнительной власти. Структура органов исполнительной власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию возложенных на них задач и полномочий.

Компетенция органов исполнительной власти – это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и принятыми в соответствии с Конституцией РФ конституциями (уставами) субъектов РФ.

Структура компетенции: 1) цели и задачи органа исполнительной власти; 2) совокупность функций государственного органа; 3) комплекс прав и обязанностей (полномочий); 4) формы и методы деятельности органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти: понятие, структура, компетенция, правовой статус, принципы организации и деятельности

Органы государственной исполнительной власти и исполнительные органы государственной власти – идентичные понятия[122]. В отношении данной группы субъектов административного права используются также термины «органы государственного управления» и «органы государственной администрации». Наиболее близким по роду своей деятельности видом субъектов публичного управления и административного права являются исполнительные органы местного самоуправления.

В законодательстве отсутствует определение понятия исполнительного органа государственной власти. Однако из самого наименования данной группы органов очевидно, что их роль заключается в исполнении конституции, законов, решений вышестоящих органов государства и судебных решений.

Государственный орган исполнительной власти отвечает общим признакам государственной организации, а также государственного органа в структуре механизма государства.

Органы исполнительной власти являются государственной некоммерческой организацией, имеющей статус юридического лица, структуру и коллектив, символику и официальные атрибуты субъекта публичного управления (печать, бланки для делопроизводства). К государственным органам исполнительной власти не относятся государственные коммерческие организации (унитарные предприятия, акционерные общества), государственные бюджетные и автономные учреждения, фонды, корпорации, прочие некоммерческие организации. Гражданское и бюджетное законодательство прямо не определяют организационно-правовую форму органов исполнительной власти. Метод толкования, позволяет относить органы исполнительной власти к особой разновидности публичных юридических лиц (публичных учреждений), которая ближе всего по своему правовому статусу к такой организационно-правовой форме некоммерческих организаций, как «бюджетные учреждения».

Исполнительные органы, как разновидность государственных организаций образуют автономный сектор государственного аппарата, выступают внешней организационной формой исполнительной власти. Особенностью органов исполнительной власти является то, что они находятся в системе государственных органов исполнительной власти, основанной на единстве принципов организации и деятельности.

Как часть механизма государства органы исполнительной власти наделяются закреплёнными в самостоятельной компетенции государственно-властными полномочиями по осуществлению государственных функций. Для этого они получают материально-техническое оснащение, финансирование, а также создают организационный аппарат – организованный коллектив работников, который состоит из политического руководства и государственных служащих. Поэтому органам исполнительной власти характерно наличие организационной, правовой, материально-технической и финансовой обособленности, которая необходима для осуществления государственной власти.

Специфика проявляется в содержании компетенции этих органов, основу которой составляют государственно-властные полномочия по осуществлению функций государства в области государственного управления. Государственные исполнительные органы обеспечивают режим повседневного управления делами общества и государства, на основе реализации своего индивидуального правового статуса. Государственное управление обусловливает отличительные черты государственно-властных полномочий органов исполнительной власти. В частности они действуют на постоянной основе, их полномочия имеют выраженное практически-организующее предназначение (В.М. Манохин).

Именно на данную группу органов возлагается задача реализации полученной в процессе эволюции разновидности публичной власти – исполнительной власти, связанной с исполнением законов государства и необходимыми для этих целей властными предписаниями в процессе государственного управления. Поэтому организационно и функционально органы исполнительной власти рассматриваются как исполнительно-распорядительные и подзаконные. Подзаконная деятельность органов исполнительной власти проявляется в том, что они призваны воплощать в жизнь предписания, содержащиеся в законах, при этом неуклонно следовать им, принимая подзаконные нормативные и правоприменительные акты, т.е. по формуле «на основе и во исполнение закона». Деятельность органов исполнительной власти затрагивает сферу исполнения законов в широком смысле, включая и основанные на законах другие правовые акты государства, которые также нуждаются в исполнении.

Как субъект административного праваорган исполнительной власти – государственный орган, объединённый общими принципами организации и функционирования с другими органами системы исполнительной власти, реализующий самостоятельную компетенцию по осуществлению государственного управления, которая носит исполнительно-распорядительный и практически-организующий характер и выражается в реализации полномочий, направленных на организацию исполнения и непосредственное исполнение конституции, законов, решений вышестоящих органов и судебных решений.

Система органов исполнительной власти в РФ сформировалась на основе требований Конституции. Следует отметить её иерархичность и сложный характер.

Система исполнительной власти – это принципиальное устройство, перечень типовых и родовых групп органов. Структура – это нормативно закреплённый и исчерпывающий перечень органов, реально отправляющих властные полномочия (виды органов). Структура разрабатывается и принимается на основе системы. О системе говориться в ст. 77 Конституции: «В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ». О структуре речь идёт в ст. 112 Конституции РФ.

В систему органов исполнительной власти РФ включены следующие элементы: высший орган исполнительной власти – Правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти – министерства и ведомства РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ – высший и иные.

Принципами системы органов государственной исполнительной власти РФ являются следующие требования законодательства: верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина; государственная и территориальная целостность РФ; распространение суверенитета РФ на всю территорию; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий. Кроме названных принципов в устройстве исполнительной власти имеет место процесс перераспределения компетенции между органами исполнительной власти и в этом случае действует механизм централизации, децентрализации, в том числе делегирования (передачи части полномочий), что является прямым продолжением разграничения полномочий в сфере исполнительной власти.

Правовой статус органов исполнительной власти – сложное правовое понятие. В законодательных актах об органах исполнительной власти часто упоминаются их задачи, функции, права, обязанности, полномочия[123], предметы ведения, формы и методы деятельности. Основу положения (статуса) органов исполнительной власти составляет компетенция. Компетенция означает пределы, возможный объём реализации исполнительной власти, функциональные особенности применяемых средств в правовых отношениях. Компетенция – это установленная в соответствии с законом совокупность полномочий, а также правовых форм и методов деятельности государственного органа. Однако невозможно себе представить конкретное содержание полномочий без установленных в соответствующем порядке предметов ведения, целей, задач и функций государственного органа, то есть средств, позволяющих разграничить и детализировать компетенцию.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Органы исполнительной власти. Понятие и компетенция

Органы исполнительной власти представляют собой такую организацию, которая является частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативно-правовым актом, пользуется определенным методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством заниматься межотраслевым управлением. Указанные органы осуществляют деятельность, которая по своему юридическому содержанию является исполнительной и распорядительной. В целом эти органы наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Во всей своей деятельности они должны строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять их в пределах своей компетенции, способствовать их выполнению другими. Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании, они являются юридическими лицами, т. е. обладают гражданской правоспособностью.

Исполнительную власть в масштабах всей страны осуществляет Правительство РФ. Свои полномочия правительство слагает перед вновь избранным Президентом. Конституция предусматривает и досрочный порядок отставки Правительства. Правовой статус федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти определяется положением о них. Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется аппарат Правительства РФ, который взаимодействует с администрацией президента РФ и аппаратами палаты Федерального Собрания.

Также к органам исполнительной власти относятся министерства, коллегии, государственные комитеты РФ и федеральные комиссии России, территориальные органы министерств и ведомств, Федеральные службы России, Российские агентства, Федеральные надзоры.

25. Соотношения административного принуждения и административной ответственности

16. Компетенция органов исполнительной власти субъектов рф.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий.

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Повторим, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Перечень исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Этот орган обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации (например, правительство, администрация и т.п.).

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Его финансирование, а также финансирование управляемых им органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных отдельной статьей.

Закон устанавливает перечень основных полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта. В частности, предусмотрено, что он разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

При этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Система и компетенция органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области юстиции

Государственное управление в области юстиции осуществляют Министерство юстиции РФ, а также подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния (см. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313).

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ.

Основными задачами Минюста России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий зашиты прав и свобод человека и гражданина;

4) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместителя министра юстиции РФ;

5) организация деятельности но государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;

6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Минюст России осуществляет следующие основные полномочия:

координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства РФ и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;

осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ па предмет их соответствия Конституции и федеральным законам, а также осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ;

организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;

ведет государственный реестр муниципальных образований РФ;

утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством РФ о нотариате;

определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ;

принимает решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

выдаст зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, а также ряд других.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28.07.1998 № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» в 1998 г. уголовно-исполнительная система МВД России с входящими в ее состав центральным и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом была передана в ведение Минюста России.

Уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы уголовно-исполнительной системы, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (Федеральная служба исполнения наказаний). В уголовно-исполнительную систему входят следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся по/1 стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания (см. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314).

Основными задачами ФСИН России являются:

1) исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;

2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

5) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

6) охрана психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением Росздравнадзора, обеспечение безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи;

7) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов;

8) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;

9) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (см. Положение о Федеральной службе судебных приставов, утвержденное Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316).

Основными задачами ФССП России являются:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве;

3) управление территориальными органами ФССП России.

ФССП России осуществляет следующие основные полномочия:

1) обеспечивает в соответствии с законодательством РФ: установленный порядок деятельности судов; осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;

проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

2) организует в соответствии с законодательством РФ: хранение и принудительную реализацию арестованного

и изъятого имущества;

розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации);

участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства;

участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

3) руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности, а также осуществляет ряд иных полномочий в установленной сфере деятельности.