Фз-129 ст 23

Оглавление:

Статья 23. Отказ в государственной регистрации

Статья 23. Отказ в государственной регистрации

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ в подпункт «а» пункта 1 статьи 23 внесены изменения

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

О порядке заполнения физическими и юридическими лицами документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, см. письма ФНС от 13 января 2005 г. N ШС-6-09/5

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ в подпункт «б» пункта 1 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2004 г.

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ в подпункт «в» пункта 1 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «г», вступающим в силу с 1 июля 2009 г.

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «д», вступающим в силу с 1 июля 2009 г.

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «е», вступающим в силу с 1 июля 2009 г.

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «ж»

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ в подпункт «з» пункта 1 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14, подпунктом «г» пункта 1 статьи 21, подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в подпункт «и» пункта 1 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

и) получения в соответствии с подпунктом «в» статьи 21.2 настоящего Федерального закона от органа регистрации прав информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «к»

к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «л»

л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «м»

м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «н»

н) если физическое лицо — учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «о»

о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «п»

п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «р»

р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «с», вступающим в силу с 1 января 2015 г.

с) неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со статьей 7.1 и пунктом 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «т», вступающим в силу с 1 января 2015 г.

т) неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «у», вступающим в силу с 1 января 2015 г.

у) неисполнения юридическим лицом при уменьшении уставного (складочного) капитала обязанности уведомить кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «ф», вступающим в силу с 1 января 2016 г.

ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:

владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;

имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «х», вступающим в силу с 1 января 2016 г.

х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом «ц» с 1 октября 2018 г. — Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 312-ФЗ

ц) представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом «ч» с 1 октября 2018 г. — Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 312-ФЗ

ч) представления документов, содержащих недостоверные сведения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ пункт 1.1 статьи 23 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2016 г.

1.1. Наличие судебного спора или третейского разбирательства о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

2. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ пункт 3 статьи 23 изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 29 апреля 2018 г. — Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 312-ФЗ

4. Решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.

При направлении документов в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлении документов непосредственно в регистрирующий орган, направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, регистрирующий орган по запросу заявителя выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу) составленный регистрирующим органом на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание решения об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа.

В случае представления документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет решение об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в многофункциональный центр. По запросу заявителя многофункциональный центр выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру) составленный многофункциональным центром на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание электронного документа, полученного многофункциональным центром от регистрирующего органа.

В случае представления документов в регистрирующий орган по просьбе заявителя нотариусом решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет решение об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, нотариусу. По просьбе заявителя нотариус выдает полученный от регистрирующего органа документ заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности или представленной нотариусу лично заявителем доверенности в простой письменной форме) в форме документа на бумажном носителе на основании удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу в соответствии с законодательством о нотариате.

Информация о принятии регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети «Интернет».

Фз-129 ст 23

5086839
У нас месяц назад был похожий случай: потенциальный руководитель был руководителем еще в одной организации, в которой рег. орган установил недостоверность сведений (несоответствие адреса). Это было указано в тексте отказа.

С адресом в старой организации разобрались, а человек получил на 3 года черную метку — в другой организации не может быть руководителем в течение указанного времени.

Это, к сожалению, не наш вывод.(((
Это отзывчивость и доброта наших рег. органов.

Обосновывают следующим образом:
«На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, являющемся учредителем (участником) общества с ограниченной ответственностью, владеющим не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в Едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в» и «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента внесения такой записи в Единый государственный реестр юридических лиц«.

Вышеизложенная цитата приведена из Решения МИФНС 46 от последних чисел марта 2017 г.

На момент совершения попытки поставить человека руководителем в организации недействительность адреса была устранена (около 2 месяцев).

Государственная регистрация юридических лиц по новым правилам

С 1 января 2016 г. вступают в силу многочисленные поправки в Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон №129-ФЗ). Целью внесенных изменений является обеспечение достоверности данных Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту — ЕГРЮЛ). Проанализируем практические аспекты обновленного Закона №129-ФЗ.

Большая часть внесенных поправок, о которых пойдет речь в настоящей статье, внесена в Закон №129-ФЗ Федеральными законами от 30.03.2015 г. №67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон №67-ФЗ), от 29.06.2015 г. №209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» (далее по тексту — Закон №209-ФЗ) и от 13.07.2015 г. №237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту — Закон №237-ФЗ).Прокомментируем основные изменения по порядку.

Содержание государственных реестров

В редакции Закона №129-ФЗ, действовавшей до 13.07.2015 г., в ЕГРЮЛ вносились данные только об адресе юридического лица. Обновленной редакцией Закона №129-ФЗ уточнено, что теперь будут вноситься сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения такого юридического лица.

В чем отличия этих терминов? Обратимся к нормам гражданского законодательства:

  • Место нахождения организации (п. 2 ст. 54 ГК РФ) — определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования), отражается в уставе юридического лица. Например, г. Москва.
  • Адрес юридического лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ) — указывается в ЕГРЮЛ в пределах места нахождения юридического лица.Например, 125047, г. Москва, Оружейный переулок, д.19

На практике возможны ситуации, когда организация меняет адрес внутри одного города (населенного пункта). В этом случае потребуется внесение изменений в ЕГРЮЛ в части нового адреса организации. При этом в устав юридического лица можно не вносить изменения (Письмо ФНС РФ от 31.01.2014 г. №СА-4-14/[email protected]).

Если же организация принимает решение о смене своего места нахождения (например, переезжает из г.Москвы в г.Магадан), то она обязана представить в налоговую инспекцию заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также решение о смене места нахождения.

Функции нотариусов при государственной регистрации

Нововведением является предоставленная возможность электронного документооборота с налоговыми органами. Так, в Законе №129-ФЗ прописана возможность подачи документов в регистрирующий орган через нотариуса в электронном виде, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст.9 Закона №129-ФЗ). Таким образом, нотариус может предоставить возможность заявителю избежать «живого» общения с налоговыми органами. На сегодняшний день вид таких электронных документов уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти не установлен.

Проверка достоверности сведений

Несмотря на то, что на налоговые органы возлагается ответственность за регистрацию недостоверных сведений, подаваемых организацией для включения или ранее включенных в ЕГРЮЛ, налогоплательщик по-прежнему должен иметь обоснование выбора контрагента и проявлять должную осмотрительность.

Арбитражная практика последних лет свидетельствует о том, налоговая выгода может быть признана необоснованной при доказанности отсутствия реальности операций, либо осведомленности налогоплательщика об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов (Постановление АС Уральского округа от 26.11.2015 г. №А47-2837/2014).

Так, в указанном деле налоговые органы, доказывая нереальность осуществленных налогоплательщиком операций, установили, что деятельность контрагента носила номинальный характер, по адресу регистрации данное общество с момента его государственной регистрации до момента исключения из ЕГРЮЛ не находилось, при этом финансовых, трудовых, технических ресурсов, имущества, транспортных средств, необходимых для выполнения принятых на себя обязательств не имелось.

Начиная с 1 января 2016 г., налоговые органы будут проверять достоверность сведений юридических лиц еще на стадии принятия решения о государственной регистрации. Такая проверка проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц).

В п.4.2 ст.9 Закона №129-ФЗ приведен закрытый перечень проверочных мероприятий, включающих в себя:

  • изучение документов и сведений, которые имеются в базе налоговых органов, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
  • получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

Заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по специальной форме, которая будет утверждена уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.6 ст.9 Закона №129-ФЗ).

При этом обоснованность требований заинтересованного лица должны проверить налоговые органы.

  • получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  • проведение осмотра объектов недвижимости;
  • привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Основания, условия и способы проведения изложенных мероприятий установит уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (п.4.3 ст.9 Закона №129-ФЗ).

В случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не может быть осуществлена (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

В случае сомнений по поводу достоверности представленных сведений, налоговый орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, но не более чем на один месяц.

В этом случае в адрес юридического лица направляется решение налогового органа о приостановлении государственной регистрации, в котором указываются основания приостановления и срок, в течение которого заявителю необходимо представить документы и пояснения. Такой срок не может быть меньше пяти рабочих дней (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

Решение о государственной регистрации

Первая новация связана с возможностью электронного документооборота с нотариусами. Документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ или факт отказа в государственной регистрации, направляются налоговым органом нотариусу в форме электронных документов.

И уже нотариус выдает документы заявителю на основании удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам или в форме электронных документов (п.3 ст.11 Закона №129-ФЗ).

Вторая новелла связана с возможностью регистрирующего органа вносить так называемые «черные метки» — запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В каких случаях и в каком порядке налоговыми органами вносятся подобные записи?

Запись о недостоверности содержащихся сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ вносится:

  • на основании заявления физического лица о недостоверности сведений о нем по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.5 ст.11 Закона №129-ФЗ);
  • на основании проведенных налоговым органом проверочных мероприятий, если по их результатам установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице.

Такая запись вносится, если установлена недостоверность в отношении:

  • адреса юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пп.«в» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ);
  • сведений об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью — сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (пп.«д» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ);
  • фамилии, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (пп.«л» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ).

Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений в ЕГРЮЛ заключается в следующем:

  • юридическому лицу направляется уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений;
  • по истечении тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности сведений регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

«Черная метка» проставляется в случае игнорирования юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Таким образом, установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов (Письмо ФНС РФ от 27.03.2015 г. №СА-4-14/[email protected]). На практике это означает, что если добросовестный налогоплательщик по тем или иным причинам пропустит данный срок, то в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности сведений. Наличие «черной метки», безусловно, осложнит жизнь такому юридическому лицу, поскольку в перечне документов для предоставления контрагенту с целью заключения договора содержится выписка из ЕГРЮЛ.

Процедура смены места нахождения юридического лица

C 1 января 2016 г. изменяется процедура смены места нахождения юридического лица. Пошаговый алгоритм такой процедуры изложен в п.6 ст.17 Закона №129-ФЗ. К заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

1 шаг. В регистрирующий орган по прежнему месту регистрации в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Регистрирующий орган («старая» налоговая инспекция) вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и направляет пакет документов по данному юридическому лицу в регистрирующий орган, находящийся по новому адресу.

2 шаг. По истечении двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, в регистрирующий орган по новому месту нахождению юридического лица, предоставляется соответствующий пакет документов, подтверждающий нахождение организации по новому адресу (например, договор аренды).

С этого периода налоговой инспекцией по новому месту нахождения юридического лица проводится процедура проверки достоверности сведений. Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений изложен выше (при наличии сомнений регистрация может быть приостановлена на срок не более одного месяца).

По истечению указанных сроков государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица (п.1 ст.18 Закона №129-ФЗ).

Вводя новые усложненные правила, законодатель сделал исключения для изменения места нахождения юридического лица по домашнему адресу. В прежнем порядке (в недельный срок) регистрируются изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Отказ в государственной регистрации

Следует отметить, что на сегодняшний день существует немало судебных баталий по поводу неправомерного отказа налоговых органов в регистрации юридического лица. Практика подобных споров обобщена в Письме ФНС РФ от 01.07.2015 г. №СА-4-14/11453.

Статьей 23 Закона №129-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. А с 1 января 2016 г. появились новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица. Прежде всего, внесенные дополнения — основания для отказа в регистрации касаются лиц (учредителей (участников) юридического лица либо лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица), задействованных ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство. Такие ограничения применяются, если на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с даты исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Так, пп.«ф» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ установлены новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.

Отказ будет применяться в отношении лиц, владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица не менее чем 50 % голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью либо имевших право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, если:

  • юридическое лицо на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы РФ либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица;
  • юридическое лицо имеет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице;
  • имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица.

Еще одним основанием для отказа в регистрации юридического лица является несоблюдения установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом №129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации (пп.«х» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ).

Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации, т.е. в течение трех дней (п. 3 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Напомним, что ранее такое решение принималось в течение пяти дней.

Ужесточение ответственности за представление недостоверных сведений

Принятие поправок вызвало необходимость ужесточения административной и уголовной ответственности учредителей (участников) юридических лиц.

Усиление административной ответственности

Так, п.4 ст.14.25 КоАП РФ (в редакции Закона №67-ФЗ) предусматривает штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе.

Для повторного деяния предусмотрена дисквалификация должностных лиц на срок от одного года до трех лет (п.5 ст.14.25 КоАП РФ). Данная норма действует с 31.03.2015 г.

Изменение уголовной ответственности. Понятие «подставного лица»

Законом №67-ФЗ изменена уголовная ответственность за регистрацию юридических лиц через подставных лиц. Само понятие «подставное лицо» также претерпело изменение.

Под подставными лицами понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом (ст.173.1 УК РФ).

Расширив понятие «подставных лиц», законодатель не определил четкие критерии, по которым будет определяться наличие либо отсутствие цели управления юридическим лицом.

Уголовно наказуемым преступлением считается образование (создание, реорганизация) юридического лица и внесение изменений в ЕГРЮЛ через подставных лиц, которое карается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.1 ст.173.1 УК РФ).

Усиливается ответственность за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица. Так, предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет (п.1 ст.173.2 УК РФ).

А приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем для регистрации юридического лица наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.2 ст.173.2 УК РФ).

Данная норма также действует с 31.03.2015 г.

Таким образом, предоставление и приобретение документов с целью регистрации юридического лица через подставное лицо в любом случае будет считаться преступлением, за которое предусмотрены реальные сроки лишения свободы.

Но это пока на бумаге. Насколько помогут усиленные меры в пресечении создания фирм-однодневок, покажет время.

Конференция ЮрКлуба

отказ по пп. «ф» п. 1 ст. 23 ФЗ №.

InCh 25 Авг 2016

Добрый вечер! Поделитесь, у кого есть опыт или информация на тему: как проверить физ.лицо перед включением в состав участников ООО на «косяки» по другим фирмам (чтобы не получить отказа по пп. «ф» п. 1 ст. 23 ФЗ о гос. регистрации)? Сервис «проверь контрагента» на налог. ру не помогает.

cold man 25 Авг 2016

контр-фокус (не реклама) достаточно даже бесплатной версии, показывает связи с другими хоз обществами, а там снова на сайт налоговой смотреть выписки.

Litroed 25 Авг 2016

Сервис «проверь контрагента» на налог. ру не помогает.

там общедоступные базы, скажем так, неполные

по хорошо знакомым мне массовым номиналам никакой инфы)))

всяким коммерческим базам я бы тоже не доверился (хотя они довольно популярны, и для ряда организаций для пробивок большого количества физиков оптимальны по соотношению «цена-качество»)

не раз мне предлагали несколько дней потестить их в бесплатном режиме — и всегда я их ловил на неполных данных по известным мне группам компаний

поэтому, если уж наверняка надо проверить информацию, то способ был всегда один: доверенное лицо в налоговой, способное обеспечить поиск нужных ФИО в ЕГРЮЛ (у налоговиков разные возможности есть, недоступные в открытых интернет-сервисах)

юрконсульт1 12 Сен 2016

Как оказалось: пункт ф даже хуже дисквалификации на 3 года: с дисквалифицированным директором часть документов продолжает выходить, с п. ф — одни отказы)))

glion 17 Ноя 2016

Коллеги, подскажите, а что в отказе пишет налоговая: Тупо ссылается на пп. «ф» п. 1 ст. 23 ФЗ о гос. регистрации, или раскрывает более подробно, в какой компании с каким ОГРН/ИНН имеется запись о недостоверности?

РАФ 06 Мар 2017

Коллеги, подскажите, а что в отказе пишет налоговая: Тупо ссылается на пп. «ф» п. 1 ст. 23 ФЗ о гос. регистрации, или раскрывает более подробно, в какой компании с каким ОГРН/ИНН имеется запись о недостоверности?

Нет. Просто приводит содержание п. «ф». Без конкретики.

Подал в жалобу на отказ по п. Ф. в вышестоящую ИФНС по г. Москве в электронной форме.
Уверен в своей правоте. Хочу подстраховаться жалобой в суд.
Есть у кого удачные шаблоны? Скиньте плз.

Суть дела такова. 6 лет назад регистрировали смену гены. 46-я отказала. Через арбитражный суд оспорили. Ну старый гена успокоился. А зря. Оказывается налоговая не смотря на решение суда на исключила его из реестра.
Фирмой никто не занимался. Ее исключили из реестра, видимо не сдавали отчетность.
В этом году тот, старый, гена получил отказ в регистрации покупки доли по пп. «ф» п. 1 ст. 23 ФЗ № 129.
Вопрос, если какие-либо чисто процессуальные уловки для укрепления позиции в арбитражном суде?
Ну, например, в решении об отказе налоговая не привела конкретные факты, послужившие основанием. а точко сослалась на пункт Ф».
Сообщение отредактировал veverica: 06 Март 2017 — 14:56

LizavetMur 25 Апр 2017

Коллеги, подскажите, а что в отказе пишет налоговая: Тупо ссылается на пп. «ф» п. 1 ст. 23 ФЗ о гос. регистрации, или раскрывает более подробно, в какой компании с каким ОГРН/ИНН имеется запись о недостоверности?

Нет. Просто приводит содержание п. «ф». Без конкретики.

Подал в жалобу на отказ по п. Ф. в вышестоящую ИФНС по г. Москве в электронной форме.
Уверен в своей правоте. Хочу подстраховаться жалобой в суд.
Есть у кого удачные шаблоны? Скиньте плз.

Суть дела такова. 6 лет назад регистрировали смену гены. 46-я отказала. Через арбитражный суд оспорили. Ну старый гена успокоился. А зря. Оказывается налоговая не смотря на решение суда на исключила его из реестра.
Фирмой никто не занимался. Ее исключили из реестра, видимо не сдавали отчетность.
В этом году тот, старый, гена получил отказ в регистрации покупки доли по пп. «ф» п. 1 ст. 23 ФЗ № 129.
Вопрос, если какие-либо чисто процессуальные уловки для укрепления позиции в арбитражном суде?
Ну, например, в решении об отказе налоговая не привела конкретные факты, послужившие основанием. а точко сослалась на пункт Ф».

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какой итог обжалования решения? И если обжаловали в суде, напишите, пожалуйста, номер дела.

Интеллектуал 07 Сен 2017

Коллеги, подскажите, а что в отказе пишет налоговая: Тупо ссылается на пп. «ф» п. 1 ст. 23 ФЗ о гос. регистрации, или раскрывает более подробно, в какой компании с каким ОГРН/ИНН имеется запись о недостоверности?

А нам раскрывали. Красноярск.

Rithi 25 Окт 2017

что в отказе пишет налоговая: Тупо ссылается на пп. «ф» п. 1 ст. 23 ФЗ о гос. регистрации, или раскрывает более подробно, в какой компании с каким ОГРН/ИНН имеется запись о недостоверности?

Удостоверили у нотариуса договор КП доли в УК ООО. Через полгода узнали о существовании отказа по этому основанию — ИФНС сообщила нотариусу, а та забыла сообщить нам. На мой вопрос товарищам пострадавшим — чего не запросили у нотара через неделю после заключения договора документы о регистрации, товарищи недоуменно развели руками. Вывод для себя они сделали — недостаточно просто сделать все у нотара, надо получить подтверждение из налоговой.

Обоснование ИФНС раскрыла подробно — в какой конторе был директором и участником покупатель доли (наименование, ИНН, адрес), когда эта контора была исключена из ЕГРЮЛ (точная дата), какая сумма не уплаченных налогов по той старой конторе была признана ИФНС безнадежной к взысканию (бешеная сумма аж в 2800 руб.).

Директор ООО, в которой была продана доля, успел за полгода выплатить кучу денег (в виде распределения прибыли, с удержанием и уплатой НДФЛ) покупателю, которого в ЕГРЮЛ не включили, и, собственно, к которому доля и не перешла.

Покупатель, продавец и директор (второй участник) люди свои. За это время никаких решений ОСУ не принимали, кроме распределения прибыли, — хоть тут пронесло.

И что самое обидное — 2 800 руб. да мы бы знали о том, что перед исключением старой конторы из ЕГРЮЛ как недействующей налоговая найдет долг по налогам на такую смешную сумму и вот так ее признает безнадежной, да с такими последствиями — да заплатили бы больше вообще без проблем.