Допрос несовершеннолетнего подозреваемого

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого

В соответствии со ст. 424 УПК РФ, вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к прокурору, следователю, дознавателю, а также в суд производится через его родителей или других законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних — через администрацию этого учреждения. Несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый, находящийся под стражей, вызывается через администрацию места содержания под стражей.

Закон ограничивает время непрерывного допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) – двумя часами, а также в течение дня – четырьмя часами.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ, участие защитника по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними является обязательным. Поэтому в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать вопросы своему подзащитному, а по окончании допроса — знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте записи показаний. С момента вступления в дело защитник имеет право не только присутствовать на допросе и знакомиться с протоколом этого допроса, но также знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, а также во всех следственных действиях, производимых с участием его подзащитного.

Еще одной особенностью производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних является обязательное участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Участие указанных специалистов преследует цель оказания необходимой помощи субъекту расследования или рассмотрения уголовного дела в налаживании контакта с несовершеннолетним, а также оказания консультативных услуг по вопросам общения с несовершеннолетними и устранения возможности оказания на несовершеннолетнего незаконного психического воздействия со стороны должностного лица, расследующего либо рассматривающего дело. Обеспечение участия педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого возложено как обязанность на прокурора, следователя, дознавателя. Данное обеспечение может быть произведено как по инициативе перечисленных лиц, так и по ходатайству защитника. В ходе допроса педагог или психолог вправе с разрешения прокурора, следователя, дознавателя задавать вопросы подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса — знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права прокурор, следователь, дознаватель разъясняет педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе допроса (ч. 5 ст. 425 УПК).

В соответствии со ст. 426 УПК РФ, родители и иные законные представители допускаются к участию в уголовном деле по постановлению прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются следующие права:

1) знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;

2) присутствовать при предъявлении обвинения;

3) участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также, с разрешения следователя, — в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;

4) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;

5) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора;

6) представлять доказательства;

7) по окончании расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.

Прокурор, следователь, дознаватель вправе по окончании предварительного расследования вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Ознакомление с этими материалами законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является обязательным.

В том случае, если у лица, ведущего предварительное расследование, либо у суда имеются основания полагать, что действия законного представителя наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, он может быть отстранен от участия в уголовном деле (например, законный представитель ведет антиобщественный образ жизни, сам неоднократно судим и т.д.). Об этом прокурор, следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Статья 425 УПК РФ. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Комментарии к ст. 425 УПК РФ

1. В большинстве случаев под допросом здесь понимается именуемая так («допрос») разновидность следственного действия, в ходе которого следователем (дознавателем и др.) в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (показаний) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса. Допрос, о котором упоминается в ч. ч. 1 — 5 коммент. ст., — это прежде всего допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на стадии предварительного расследования.

2. Не только требования коммент. ст. должны учитываться при проведении подобного рода допросов. Все иные положения, регулирующие основания, условия, сроки, форму и процедуру производства допроса подозреваемого (обвиняемого), не оговоренные в коммент. ст., касаются и допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

3. Участвуя в допросе, защитник несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) вправе задавать допрашиваемому вопросы. Между тем при наличии к тому фактических оснований данные вопросы следователем (дознавателем и др.) могут быть отведены.

4. Законодатель прямо не определил, какие вопросы защитник вправе задавать допрашиваемому несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому), а какие — нет. Между тем редакция ч. 2 ст. 53 УПК позволяет говорить о том, что задаваемые защитником вопросы должны преследовать цель оказание юридической помощи его подзащитному. Именно заданный бесспорно не с этой целью вопрос подлежит отводу. И еще одно ограничение, касающееся содержания задаваемых защитником вопросов. Безусловно, требование запрета наводящих вопросов, закрепленное в ч. 2 ст. 189 УПК, как одно из общих правил проведения допроса распространяется и на вопросы, исходящие от защитника.

Об общих правилах проведения допроса см. подробнее: Рыжаков А.П. Общие требования к порядку производства допроса. Комментарий к ст. 189 УПК.

5. Когда в материалах уголовного дела имеются доказательства того, что у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) имеется заболевание, нарушающее нормальные функции его мозговых центров и (или) нервной системы, допрос такого несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) должен проводиться с участием педагога или психолога.

6. Участие педагога или психолога обязательно также при допросе достигшего возраста 16 лет (как, впрочем, и не достигшего этого возраста) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), «отстающего в психическом развитии».

7. Для того чтобы участие педагога (психолога) по данному основанию было обязательным, достаточно, чтобы в материалах уголовного дела имелись какие-либо (любые) доказательства, указывающие на отставание несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в умственном развитии. Педагог (психолог) в этом случае должен приглашаться для участия в допросе и до того, как будет проведена специальная судебная экспертиза, которая с большей степенью вероятности установит факт отставания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в психическом развитии.

8. Наличие психического расстройства и отставание в психическом развитии — это самостоятельные разновидности недостатков (изъянов, определенного рода несовершенств), которые могут быть у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Из ч. 3 ст. 425 УПК следует, что следователь (дознаватель и др.) обязан обеспечить участие педагога или психолога в допросе достигшего 16-летнего возраста страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

9. Уголовно-процессуальное понятие «педагог» нами охарактеризовано в комментарии к ст. 191 УПК. Осталось выяснить, кто такой «психолог»? В качестве психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) может выступать лишь психолог по образованию, работающий по специальности все равно в каком учреждении. В законе отсутствует запрет приглашать для участия в следственном действии в качестве психолога, психолога по должности, работающего в правоохранительных органах. Между тем мы бы не рекомендовали приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) такого рода психологов.

10. Участие педагога (психолога) в случаях, перечисленных в ч. 3 ст. 425 УПК, должно быть безусловным. Обязанность обеспечить участие педагога (психолога) в допросе соответствующего несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) возлагается на следователя (дознавателя и др.), а на судебных стадиях на суд вне зависимости от простоты или же сложности предварительного расследования, наличия или же отсутствия соответствующего ходатайства, а равно согласия на то подзащитного или же его законного представителя, а также обычно безотносительно от того, какова тяжесть совершенного подзащитным преступления (общественно опасного деяния).

11. Таким образом, закрепленное в ч. 4 коммент. ст. положение касается не случаев, когда допросу подвергается несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый), не достигший возраста 16 лет либо достигший этого возраста, но страдающий психическим расстройством и (или) отстающий в психическом развитии, как считают некоторые процессуалисты . Правило, согласно которому «следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе» прежде всего относится ко всем остальным случаям допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Для участия же в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста 16 лет, так же как и достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии, педагог (психолог) приглашается вне зависимости от поступления к следователю (дознавателю и др.) каких-либо ходатайств, не только по инициативе последнего, но и в связи с возложенной на него обязанностью.

См., к примеру: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу. М.: Экзамен XXI, 2002. С. 584; и др.

12. Разъяснение педагогу (психологу) его прав обязательно должно иметь место. Однако в коммент. ст. законодатель не уточнил, в каких формах должно осуществляться указанное разъяснение. В этой связи любую форму разъяснения, как письменную, так и устную, следует считать правомерной. Причем следует иметь в виду, какая бы форма разъяснения педагогу (психологу) его прав не имела место, факт осуществления таковой должен быть зафиксирован в протоколе допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), как об этом сказано во втором предложении ч. 5 коммент. ст.

13. Исходя из содержания закрепленных в ч. ч. 5 и 6 коммент. ст. правил, педагог (психолог) наделен правом знакомиться с «протоколом». Данное правовое положение позволяет говорить о праве участвующего в допросе несовершеннолетнего подсудимого педагога (психолога) по крайней мере на ознакомление с той частью протокола судебного заседания, в которой отражены показания допрошенного с его участием несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого). Хотя вполне резонно замечание, что в законе такое ограничение прав педагога (психолога) прямо не прописано. И трудно что-либо педагогу (психологу) возразить, если он, сославшись на ч. ч. 5 и 6 коммент. ст., заявит требование об ознакомлении его со всем протоколом судебного заседания.

14. См. также комментарий к ст. ст. 9, 46, 47, 50, 53, 92, 173, 187 — 191 УПК .

Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Комментарий к статье 425 УПК; Рыжаков А.П. Задержание, меры пресечения и допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого): Науч.-практ. руководство. М.: Экзамен XXI, 2007.

Статья 425 УПК РФ. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (действующая редакция)

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 425 УПК РФ

1. По общему смыслу закона правила настоящей статьи применяются при допросе подозреваемого или обвиняемого, которому на момент допроса не исполнилось 18 лет. Если же преступление было совершено до достижения этого возраста, а допрос проводится после того, как наступило совершеннолетие, применяются общие правила проведения этого следственного действия.

2. Превышение продолжительности допроса, указанного в настоящей статье, не допускается, даже если несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый или его представитель выражают согласие на продолжение допроса. Время начала и окончания допроса должно быть указано в протоколе.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участие защитника.

4. Психическое расстройство у несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, достигшего 16-летнего возраста, должно быть подтверждено медицинскими документами или заключением судебно-психиатрической экспертизы. Факт отставания в психическом развитии устанавливается на основании заключения эксперта-психолога (см. об этом п. 2 ком. к ст. 421).

5. В случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, следователь, дознаватель и суд обязаны обеспечить участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подсудимого по собственной инициативе, независимо от заявления об этом ходатайства защитника. Показания такого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психолога, в силу ч. 2 ст. 75 являются недопустимыми доказательствами.

§4. Особенности допроса несовершеннолетних

К особенностям, определяющих специфику допроса несовершеннолетних, относятся: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.
Несовершеннолетние уступают взрослым и в способности осознать событие в целом и не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление.
Несовершеннолетние чаще взрослых допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и событий.
Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события (факты, явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их заинтересовали.
Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на их показаниях.
Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе, боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.
Поскольку перечисленные и другие особенности физического и психического развития несовершеннолетних находят свое одинаковое проявление в их поведении на допросе, постольку их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения.
Вызов на допрос лица, не достигшего шестнадцати лет, производится через законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок допускается лишь в случаях, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УПК РФ).
Вызов несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, не находящегося под стражей,
производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в спе
циализированном учреждении для несовершеннолетних,— через администрацию этого учрежде
ния (ст. 424 УПК РФ). ¦ : .
Если несовершеннолетний вызывается повесткой, то повестка адресуется законному представителю несовершеннолетнего с указанием его фамилии, имени и отчества, либо руководителю заве-
368

Глава 22. Допрос
дения, где учится или работает несовершеннолетний. Законному представителю или руководителю заведения, где учится или работает несовершеннолетний, предлагается явиться вместе с несовершеннолетним, вызываемым на допрос в орган предварительного следствия или дознания, с указанием адреса, номера кабинета, фамилии, имени и отчества следователя юга дознавателя, даты и времени прибытия в часах и минутах. В повестке должно быть также указано, в качестве кого будет допрашиваться несовершеннолетний (Приложение 149 к ст. 476 УПК РФ).
Иной порядок (через посыльного, путем личного вручения повестки, по телефону) допускается, если вызов через законных представителей может воспрепятствовать получению правдивых показаний или необходимо обеспечить немедленную явку несовершеннолетнего и т.п.
В ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допроса.
1. Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу несовершенно
летние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя — в месте
нахождения несовершеннолетнего. Определяя место допроса несовершеннолетнего свидетеля или
потерпевшего, следует исходить из того, что подросток в возрасте 14-16 лет может быть допрошен
в кабинете следователя, так как официальная, деловая обстановка в сочетании с разъяснением сле
дователя о необходимости рассказать все, что подростку известно по делу, подчеркивает важность
происходящего и настраивает на дачу полных и правдивых показаний. Для допроса малолетних
свидетелей и потерпевших следует избирать иное место, более ему привычное (школа, дом, дошко
льное воспитательное учреждение). Иногда допрос целесообразно производить на месте, где под
росток наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания.
Несовершеннолетний обвиняемый и подозреваемый допрашиваются в рабочем кабинете следователя либо в следственном изоляторе, если несовершеннолетний задержан или заключен под стражу. Допрос в официальной обстановке необходим для того, чтобы обвиняемый или подозреваемый не воспринял допрос как увещевательную беседу.
2. Определить день и время допроса. Допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего
должен быть произведен как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с со
бытием преступления. Это обусловлено тем, что восприятие несовершеннолетнего, если наблю
даемое им событие (факт, явление) не имеет для него резкого эмоционального значения, поверхно
стно, и поэтому образы (представления), запечатленные в его памяти, быстро стираются под
влиянием новых восприятий. Кроме того, актуальность своевременного допроса состоит в том, что
несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются преднамеренному и не
преднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное
восприятие высказываниями других лиц, с которыми они общались до допроса. Если в результате
сильных переживаний от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологи
ческая затороможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока несовершеннолетний смо
жет давать показания.
Дата допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого определяется с учетом сроков, установленных для производства допроса.
Устанавливая время явки несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего на допрос, следователь должен учитывать особенность их психики и планировать свое рабочее время таким образом, чтобы подросток не ожидал в коридоре вызова на допрос. Следует также иметь в виду, что допрос не может длиться непрерывно более 4 часов (ч. 2 ст. 187 УПК РФ).
Время допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого необходимо планировать с учетом требований ч. 1 ст. 425 УПК РФ, согласно которой «допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день».
3. Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для установления психологическо
го контакта и определения тактики допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить: отноще-
ние к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения и
т.п.), черты характера (упрямство, лживость, конформизм и др.), круг интересов и увлечений, а
также иные данные, относящиеся к социально-демографической и нравственно-психологической
характеристикам несовершен-нолетнего. С этой целью необходимо тщательно изучить материалы
уголовного дела с точки зрения извлечения указанных сведений, а также допросить законных пред
ставителей несовершеннолетнего, педагогов и других лиц.
4. Определить круг участников допроса. Согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ допрос потерпевшего
или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевше
го и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога.

Глава 22. Допрос
При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.
С особой осторожностью следует подходить к решению вопроса об участии в допросе несовершеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении ее родителей. Тяжелые переживания потерпевшей, связанные с насилием, усугубляются тем, что она вынуждена в присутствии родителей давать показания о совершенном насилии. Учитывая деликатность ситуации, следователь (желательно чтобы это была женщина) должен выяснить мнение потерпевшей относительно участия в допросе кого-либо из ее родителей.
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 2 ст. 425 УПК РФ).
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса й делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе (ч. 3-5 ст. 425 УПК РФ).
Подход к приглашению педагога для участия в допросе несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов — с участием педагогов, преподающих в соответствующих классах.
В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога — знакомого или незнакомого допрашиваемому, следует пригласить для участия в допросе. Если между несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым и преподавателями учебного заведения, где он обучался или обучается, сложились неприязненные отношения, то участие кого-либо из них в допросе может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с допрашиваемым. Поэтому до начала допроса целесообразно разъяснить подозреваемому или обвиняемому порядок допроса и выяснить, в присутствии какого педагога— знакомого или незнакомого— он предпочитает давать показания.
По делам о половых преступлениях следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может не только отрицательно отразиться на полноте показаний, но и причинить им моральную травму.
В соответствии со ст. 426 УПК РФ законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого.

При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные ч. 2 ст. 426 УПК РФ. Таким образом, до начала допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого следователь обязан решить вопрос о том, кто из числа лиц, указанных в п. 12 ст. 5 УПК РФ, должен быть допущен к участию в уголовном деле в качестве законного представителя. Принятое решение излагается в постановлении, содержание которого установлено Приложением 59 к УПК РФ.
В постановлении должны быть указаны, в частности, основания допуска к участию в уголовном деле законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) и кто конкретно (с указанием фамилии, имени, отчества и даты рождения) допускается в качестве законного представителя.
Постановление под расписку объявляется лицу, допущенному к участию в д«ле в качестве законного представителя.
Одновременно законному представителю разъясняется, что он вправе:

  • знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;
  • присутствовать при предъявлении обвинения;
  • участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разреше
    ния следователя — в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием
    защитника;

370

  • знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать
    письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей; :
  • заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дозна
    вателя, следователя, прокурора;
  • представлять доказательства;
  • по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного
    дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме (ч. 2 ст. 426 УПК РФ).

В последующем законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь выносит постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ч. 4 ст. 426 УПК РФ).
5. Побеседовать с участниками предстоящего допроса. В ходе беседы целесообразно:
а) разъяснить участникам допроса их роль в допросе и предусмотренные законом права;
б) выяснить особенности психологии допрашиваемого; в) выяснить характер взаимоотношений не
совершеннолетнего с другими участниками производства по уголовному делу; г) предупредить
участников допроса о недопустимости постановки допрашиваемому наводящих вопросов и выска
зывания в адрес допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по поводу его поведения и
содержания показаний, пререканий между собой и других действий, которые могут осложнить об
становку на допросе.
При наличии данных о том, что несовершеннолетний (малолетний) свидетель или потерпевший неконтактен с посторонними, его родителям или педагогу можно поручить постановку определенных вопросов в присутствии следователя.

  1. Составить план беседы с допрашиваемым в подготовительной стадии допроса. Следователь
    должен очень серьезно относиться к подготовительной стадии допроса, так как в ней берет начало
    психологический контакт между ним и допрашиваемым. При всей своей неопытности несовершен
    нолетние тем не менее тонко чувствуют фальшь. С учетом этого следователь в ходе подготовки к
    допросу должен определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и проявить к ним
    искренний интерес с тем, чтобы беседа не оказалась вымученной, тягостной и потому не способст
    вующей установлению психологического контакта.
  2. Составить тан допроса несовершеннолетнего. При составлении плана допроса необходимо
    тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать допрашиваемому. Вопро
    сы должны быть понятны и недвусмысленны. Недопустима постановка наводящих вопросов. Для
    того чтобы интересующие следователя вопросы не оказали на допрашиваемого внушающего воз
    действия, их не следует выделять среди «нейтральных» вопросов изменением интонации, повыше
    нием или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т.п.
  3. Подготовить средства фиксации показаний. Для фиксации показаний, помимо бланков про
    токола допроса, могут применяться технические средства фиксации. До начала допроса следует
    проверить не только их наличие, но и готовность к фиксации показаний, для того чтобы не при
    шлось приводить в рабочее состояние во время допроса.

Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних в основном не отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что свидетели и потерпевшие, не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от отдачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении процессуальных прав несовершеннолетнему свидетелю и потерпевшему следователь указывает им на необходимость говорить правду (ч. 2 ст. 191 УПК РФ).
Личность допрашиваемого удостоверятся путем предъявления документов лично допрашиваемым, либо это делают участвующие в допросе законные представители, которые сообщают следователю необходимые анкетные данные и дают пояснения о взаимоотношениях несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего с подозреваемым или обвиняемым.
На подготовительной стадии допроса, как уже отмечалось, следователь должен установить психологический контакт с допрашиваемым.
Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса: свободного рассказа и ответов на вопросы.
Желательно, чтобы несовершеннолетний давал показания в форме свободного рассказа. Однако следует иметь в виду, что свободный рассказ несовершеннолетних обычно отрывочен, сбивчив и непоследователен. От следователя в данном случае требуется умение применять тактические приемы, направленные на то, чтобы помочь допрашиваемому не терять нить изложения. Для этого следователь с максимальной осторожностью, не допуская постановки наводящих вопросов, должен направлять рассказ несовершеннолетнего в нужное русло. Задавая вопросы, необходимо убедиться

Глава 22. Допрос
в тем, что допрашиваемый правильно уяснил его содержание, ив случае необходимости изменить
формулировку вопроса или расчленить на несколько более конкретных и простых вопросов. :
Особое значение для получения показаний от несовершеннолетнего имеет стадия ответов на вопросы, в которых следователь путем постановки уточняющих, напоминающих и дополняющих вопросов получает интересующую информацию. Содержание и направленность вопросов в этой стадии зависят от характера полученных показаний и процессуального положения допрашиваемого.
Несовершеннолетнему, который дал правильные, хотя и неполные, неточные показания, следователь задает уточняющие, дополняющие и напоминающие вопросы. При этом вопросы должны быть несложными, четкими, понятными, конкретными недвусмысленными и не содержать терминов, недоступных пониманию допрашиваемого. В ряде случаев на показания несовершеннолетнего может оказать влияние интонация, с которой задан вопрос. Если, задавая вопрос, следователь интонацией демонстрирует свою уверенность, твердое убеждение, достоверное знание определенных фактов, то тем самым он оказывает внушающее психическое воздействие, которое может привести к даче недостоверных, не соответствующих действительности показаний. При постановке детализирующих вопросов следует помнить, что несовершеннолетние запоминают выборочно события (факты, явления) и поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях иногда не представляется возможным. Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата, основанные на постановке напоминающих вопросов, могут привести к тому, что недостающие детали в показаниях окажутся вымышленными.
Для несовершеннолетних зачастую бывает легче узнать тот или иной объект (предмет, место и т.п.) и вспомнить связанные с ним события, и поэтому эффективным способом получения более полных и точных показаний является допрос несовершеннолетнего в том месте, где он воспринимал событие (факт, явление), по поводу которого ему необходимо дать показания.
В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего следует обращать внимание на соответствие изложения показаний уровню психического развития допрашиваемого. Гладкость, заученность показаний, употребление формулировок и оборотов, не свойственных возрасту подростка, противоречия между показаниями, которые были даны в ходе свободного рассказа и стадии ответов на вопросы, и некоторые другие признаки могут свидетельствовать о том, что несовершеннолетний дает показания под чьим-то влиянием. Поэтому следователь должен выяснить, кто расспрашивал подростка или с кем он общался и обсуждал обстоятельства, по поводу которых давал показания, обсуждались ли эти обстоятельства в его присутствии другими лицами, не подсказывал ли ему кто-либо ответы, которые он должен давать на допросе, и т.п.
Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает заведомо ложные показания, то следователь обязан выяснить причины (чувство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников и т.п.) и с учетом установленных обстоятельств применять тактические приемы, направленные на изменение позиции, занятой несовершеннолетним на допросе. При этом должно соблюдаться непременное условие: применяемые тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения или переубеждения.
Следует иметь в виду, что на процесс формирования показания несовершеннолетних свидетелей также влияют объективные и субъективные факторы (свойства восприятия и памяти, направленность внимания свидетеля, патологические дефекты психики и нервной системы, обстановка восприятия события и т. д.) (подробнее см. §3 настоящей главы). Если в показаниях несовершеннолетнего свидетеля обнаруживается неполнота и неточность, следователь должен выяснить, не являются ли причиной этого дефекты органов чувств, нервное потрясение от увиденного и другие факторы, которые могли оказать негативное влияние на восприятие и запоминание свидетелем того или иного события (факта, явления).
В ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, впервые совершившего преступление, наибольший эффект достигается применением такого тактического приема, как использование положительных свойств личности допрашиваемого. Это предполагает постановку вопросов, рассчитанных на стимулирование известных следователю положительных качеств допрашиваемого. В следственной практике встречается немало случаев, когда следователь, используя смелость, правдолюбие, стремление быть первым и другие качества несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, получает от них полные и правдивые показания.
Акцентирование следователем (дознавателем) внимания без особой в том необходимости на отрицательных сторонах жизни несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), как правило, приводит к тому, что допрашиваемый замыкается в себе и отказывается давать показания.

ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого является одним из средств познания обстоятельств преступления, основная цель которого – проверка правильности возникшего в отношении него подозрения, подтверждение или опровержение версии о его причастности к преступному событию. Факультативной целью допроса является восполнение возможных пробелов в доказательственном материале. Исходя из этих целей, производство допроса несовершеннолетнего подозреваемого в совершении преступления должно быть направлено на:

1) выяснение обстоятельства, подлежащих доказыванию по уголовному делу;

2) выявление возможных источников получения сведений о расследуемом преступном событии;

3) проверку достоверности собранных по делу доказательств.

Безусловно, собранная предварительным следствием совокупность доказательств должна с несомненностью свидетельствовать о виновности несовершеннолетнего подозреваемого в совершении преступления, без учета его признательных показаний. Только в этом случае у суда будут основания для правомерного постановления обвинительного приговора. Тем не менее, очевидно, что лучше, чем лицо, совершившее преступление, никто не знает, как и при каких обстоятельствах, оно было совершено. Именно поэтому получение объективной информации от подозреваемого, даже при наличии изобличающих его доказательств, имеет существенное значение для эффективного расследования уголовного дела.

Местом проведения допроса несовершеннолетних подозреваемых чаще всего является кабинет следователя. Тем не менее, в тактических целях иногда имеет смысл избрание таким местом помещения какого-либо учреждения (школы, интерната, училища и т.п.), что позволит, во-первых, скрыть факт вызова несовершеннолетнего на допрос и, во-вторых, усилить эффект неожиданности допроса, устранить предварительную подготовленность лица к допросу, обдумывание позиции, получение советов от заинтересованных лиц и т.п.

Сама процедура начальной стадии допроса несовершеннолетнего подозреваемого не имеет существенных отличий от допроса иных категорий допрашиваемых – устанавливается личность вызванного на допрос путем ознакомления с его документами и заполнения анкетной части протокола допроса, разъясняются права, необходимость говорить правду и порядок допроса. При том для повышения мотивации подростка к даче полных и правдивых показаний следует сообщить ему о важности их получения следователем для правильной оценки расследуемого события [2, с. 28].

К вопросам, задаваемым в ходе допроса, предъявляется ряд необходимых требований:

– вопросы должны учитывать культурное, умственное развитие и образование несовершеннолетнего;

– содержание вопросов должно быть ясным для допрашиваемого, конкретным, в противном случае он может не понять поставленного вопроса и дать неправильный ответ;

– вопросы не должны быть закрытыми, т. е. их формулировка, во-первых, должна предполагать получение развернутого ответа и, во-вторых, должна полностью исключать возможность извлечения из нее информации, необходимой для ответа;

– вопросы должны относиться только к одному выясняемому обстоятельству, быть простыми по конструкции, сложные с точки зрения восприятия вопросы следует разбивать на ряд более конкретных простых;

– необходимо избегать вопросов, предоставляющих возможность предположительного ответа;

– недопустимо использование наводящих вопросов, которые предполагают односложный утвердительный ответ [2, с. 31].

Следует иметь в виду, что при допросе несовершеннолетних важно видеть разницу между допустимым напоминающим вопросом и недопустимым наводящим [3, с. 18]. В случае необходимости после ответа на основной вопрос допрашиваемому задаются уточняющие и поясняющие его показания вопросы.

Согласно ч. 1 ст. 495 УПК РФ продолжительность допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

Следователь, получая и анализируя сообщаемые допрашиваемым сведения, производит их фиксацию в протоколе допроса для дальнейшего их использования в качестве доказательств по расследуемому уголовному делу (ст. 83 УПК РФ).

Фиксация показаний несовершеннолетних обладает определенными особенностями, связанными с тем, что они нередко употребляют слова и выражения, которые не являются общепринятыми, но активно используются среди несовершеннолетних. В таких случаях рекомендуется в протоколе допроса раскрывать содержание употребленных подростком формулировок, фиксировать, какой смысл вкладывает подросток в то или иное слово. Особенно это относится к сленговым и жаргонным выражениям, кличкам, названиям домов и улиц. Следует так же обращать внимание на то, что в протоколе должны использоваться только такие термины (юридические, медицинские и т.д.), которые понятны несовершеннолетнему [2, с. 33].

Кроме этого, представляется необходимым рассмотрение вопроса об использовании в ходе допроса видеозаписи, о целесообразности применения которой среди ученых нет единого мнения. Так, по мнению В. А. Брусенцевой, использование при производстве допроса несовершеннолетних звуко- и видеозаписи ведет к возникновению дополнительных трудностей в установлении психологического контакта с ними [1, с.104]. Но такой точки зрения придерживаются не все ученые. Так, У. А. Усманов, подчеркивая полезность звуко- и видеозаписи для диагностики состоявшегося на допросе внушения, считает, что весь ход допроса несовершеннолетних должен фиксироваться с помощью звуко- и видеозаписи, что позволит на любом этапе следствия проверить правильность тактики получения показаний и исключит необходимость повторных допросов и очных ставок, оказывающих сильное травмирующее воздействие на психику [4, с. 25]. Применение видеозаписи позволяет значительно расширить возможности следователя по восприятию и фиксации получаемой от допрашиваемых информации, поскольку, во-первых, иногда следователь может быть не совсем точен в фиксации показаний, поэтому в дальнейшем могут возникнуть разные толкования полученных на допросе сведений. Применение видеозаписи хода получения показаний позволит избежать подобных последствий. Это, во-первых. Во-вторых, письменная речь лишена эмоциональной окраски, в связи с этим в дальнейшем следователю, эксперту и суду только на основании протокола допроса сложно будет судить о достоверности эмоциональных переживаний дающего показания несовершеннолетнего, без анализа которых затруднительно оценить его поведение и сделать обоснованные выводы.

В-третьих, в силу возрастных особенностей, специфики преступления либо оказываемого со стороны давления зачастую несовершеннолетние в ходе предварительного следствия меняют или отказываются от своих показаний. В таких случаях видеозапись первоначального допроса подозреваемого будет являться дополнительным источником доказательств по делу.

На наш взгляд, в ходе допроса несовершеннолетних подозреваемых необходимость дополнительной фиксации показаний очевидна, и в обязательном порядке должна быть использована видео- или аудиозапись. В связи с этим представляется необходимым внесение дополнения к ст. 425 УПК РФ, аналогичного ч. 5 ст. 191 УПК РФ, об обязательном применении видеозаписи или киносъемки в ходе следственных действий с участием не только несовершеннолетних потерпевшего или свидетеля, но и несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого при отсутствии возражений против применения технических средств фиксации допроса со стороны несовершеннолетнего участника либо его законного представителя.

1. Брусенцева В. А. Методика расследования ненасильственных сексуальных преступлений: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09. – Воронеж, 2005. – 203 с.

2. Корнакова С.В., Сергеева О.С. Психологические и тактические особенности первого допроса несовершеннолетнего подозреваемого // Пролог: журнал о праве. – 2017. – № 3. – С. 29–35.

3. Корнакова С.В. Вопрос как эффективное средство познания в процессе доказывания по уголовному делу // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2016. – № 3. – С. 17-23.

4. Усманов У. А. Тактика допроса на предварительном следствии. – М.: Изд-во ПРИОР, 2001. – 176 с.