Арбитражные суды система задачи

§ 3. Задачи и основные полномочия арбитражных судов

В соответствии со ст. 2 АПК задачами судопроизводства в арбит­ражном суде являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интере­сов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности;

содействие укреплению законности и предупреждению правона­рушений в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности.

Приведенные задачи осуществляются арбитражными судами при­сущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в арбитражном процессуальном за­конодательстве. Для осуществления этих задач арбитражный суд каж­дого уровня наделен своими, только ему присущими полномочиями. Так, арбитражные суды субъектов Российской Федерации разрешают подведомственные им дела по первой и апелляционной инстанциям, а федеральные арбитражные суды округов осуществляют в кассаци­онном порядке проверку законности решений и постановлений, при­нятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляцион­ной инстанциях. Кроме того, указанные арбитражные суды осущест­вляют иные полномочия, предоставленные им законом.

Особое место в судебно-арбитражной системе занимает Высший Арбитражный Суд РФ, который одновременно выполняет целый ряд полномочий. Во-первых, Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, поскольку в силу правил подсудности ряд категорий дел отнесен к его исключительной компетенции.

Во-вторых, Высший Арбитражный Суд осуществляет в предус­мотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, а также пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

В-третьих, Высший Арбитражный Суд изучает и обобщает прак­тику применения арбитражными судами законов и иных норматив­ных правовых актов, дает разъяснения по вопросам судебной прак­тики.

В-четвертых, Высший Арбитражный Суд разрабатывает предло­жения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения; занимается судебной статистикой и организует эту работу в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражными судами, в том числе по их кад­ровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; в пределах своей компетенции решает вопросы, выте­кающие из международных договоров РФ и осуществляет иные пол­номочия, предоставленные ему Конституцией России и федеральны­ми конституционными законами.

Задачи и полномочия арбитражных судов осуществляют судьи арбитражных судов, назначенные на должность в установленном Кон­ституцией РФ и Федеральным конституционном законом «Об ар­битражных судах в Российской Федерации» порядке. Следует иметь в виду, что организационные функции по обеспечению деятельности арбитражных судов выполняет Высший Арбитражный Суд РФ. Со­зданный в соответствии с Федеральным законом «О Судебном де­партаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент имеет полномочия по организационному обеспечению деятельности только в отношении судов общей юрисдикции.

Арбитражные суды, их задачи и функции

Краткая история развития арбитражных судов

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. С этой целью в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.

Образовалось два вида арбитража — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету и т. д.).

В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 г. по октябрь 1991 г.) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Система арбитражных судов РФ пришла на смену государственному и ведомственному арбитражу. Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является принятие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», введенного в действие с 1 октября 1991 г.

После принятия Конституции РФ, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом Законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (АПК РФ), которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

Система арбитражных судов Российской Федерации

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Судебная система Российской Федерации включает (ст. 125-127 Конституции РФ):

Только эти суды в соответствии с Конституцией РФ вправе осуществлять правосудие в Российской Федерации.

Система арбитражных судов Российской Федерации строится в соответствии с положениями Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Ее составляют:

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  • федеральные арбитражные суды округов (их десять — столько федеральных округов создано на территории России);
  • арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, арбитражные суды краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Арбитражный суд — единственный в Российской Федерации государственный орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с АПК РФ экономические споры между предприятиями (организациями), являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

Кто и как может стать судьей арбитражного суда?

Судьей арбитражного суда субъекта РФ может быть гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию соответствующей квалификационной коллегии судей.

При этом судьей федерального арбитражного суда округа может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Высшего Арбитражного Суда РФ – достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и другие судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ в месячный срок со дня получения необходимых материалов в порядке, установленном федеральным законом.

Состав арбитражных судов Российской Федерации

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 11 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе: президиума федерального арбитражного суда округа; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 25 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).

В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 35 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Аппарат арбитражного суда организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях и проводит другую работу.

Задачи и функции арбитражных судов

Все задачи, стоящие перед системой арбитражных судов РФ, можно разделить на две группы: свойственные всем арбитражным суда и стоящие только перед Высшим Арбитражным Судом РФ.

Общими для всех арбитражных судов задачами являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.

На Высший Арбитражный Суд РФ, кроме того, возложены специфические задачи: изучение и обобщение практики применения законодательства арбитражными судами, подготовка и осуществление предложений по ее совершенствованию и унификации, разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы.

Для плодотворного и качественного выполнения перечисленных задач арбитражные суды РФ наделены и выполняют следующие связанные между собой функции:

  1. разрешение споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
  3. ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;
  4. установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

Образовательный портал — все для студента юриста.

V. Арбитражные суды в РФ

1. Понятие арбитражных судов в РФ.

Арбитражный суд РФ — государственный орган, отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий рассмотрение споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовой основой деятельности арбитражных судов в РФ являются следующие нормативные правовые акты:

— ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

— ФКЗ «О судебной система Российской Федерации»

— Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»

— Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР»

— ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

— ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ»

2. Задачи и функции арбитражных судов РФ.

Задачи арбитражных судов РФ:

— Защита законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

— Восстановление нарушенных прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

— Предупреждение нарушений правовых норм, в установленной сфере.

— Укрепление законности и соблюдения законодательства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

— Реализация государственной политики в пределах своих полномочий.

Функции арбитражных судов РФ:

— Деятельность по осуществлению правосудия.

— Разрешение споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности.

— Изучение и обобщение судебной практики.

— Ведение судебной статистики.

— Другие функции, установление законодательством РФ.

3. Система арбитражных судов РФ.

Систему арбитражных судов РФ составляют:

— Высший Арбитражный Суд РФ

— Федеральные арбитражные суды округов

— Арбитражные апелляционные суды

— Арбитражные суды субъектов РФ

4. Компетенция арбитражных судов РФ.

Компетенция арбитражных судов РФ:

— Осуществление правосудия по делам по экономическим спорам и иным делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

— Осуществление правосудия по делам, вытекающим из административных или личных отношений, об оспаривании нормативных и ненормативных актов, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также о взыскании по обязательствам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

— Осуществление правосудия по делам, о банкротстве, по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных вопросов, отнесенных к компетенции арбитражных судов РФ.

Арбитражные суды, их функции и задачи;

Задачи и функции арбитражных судов

Все задачи, стоящие перед системой арбитражных судов РФ, можно разделить на две группы: свойственные всем арбитражным суда и стоящие только перед Высшим Арбитражным Судом РФ.

Общими для всех арбитражных судов задачами являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.

На Высший Арбитражный Суд РФ, кроме того, возложены специфические задачи: изучение и обобщение практики применения законодательства арбитражными судами, подготовка и осуществление предложений по ее совершенствованию и унификации, разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы.

Для плодотворного и качественного выполнения перечисленных задач арбитражные суды РФ наделены и выполняют следующие связанные между собой функции:

1. разрешение споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности;

2. предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;

3. ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;

4. установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

1. История становления и развития арбитражных судов России. Реформа системы арбитража.

2. Современная система, состав и структура арбитражных судов в России.

3. Функции арбитражных судов и их задачи. Право на обращение в суд.

1.Развитие системы хозяйственной юрисдикции, завершившееся преобразованием органов государственного арбитража в систему арбитражных судов, отражает процесс становления в России независимой и эффективной судебной власти. История свидетельствует о возможностях разновариантного подхода к разрешению споров между субъектами предпринимательской деятельности.

Как система, коммерческие суды в России появились в начале 19 века. Первый коммерческий суд, разрешавший торговые споры, был основан в Одессе в 1808г. (инициативу в создании первого коммерческого суда проявило местное купечество). Указом императора Николая 1 от 14 мая 1832г. были утверждены Учреждение коммерческих судов и Устав торгового судопроизводства, которые действовали вплоть до 1917г. После введения в действие судебных уставов (включая Устав гражданского судопроизводства) в 1864г. все виды торговых судов (кроме коммерческих) были упразднены. В тех местностях, на которые не распространялось ведомство коммерческих судов, спорные дела, относящиеся к торговой подсудности, разрешались общими гражданскими судами. В состав коммерческого суда входили председатель суда, его заместитель (товарищ председателя) и определенное число членов по штату, назначенных правительством и избранных купечеством. Количество коммерческих судов увеличивалось, но к началу 20в. их осталось только четыре – в Москве, Петербурге, Варшаве и Одессе. Опыт их работы показал, что торговые дела могут быть разрешаемы и общими судами (вред, приносимый двойственностью судов выражался в том, что коммерческие суды были обособлены, одни и те же законы толковались не всегда одинаково и однородные дела разрешались различно. Такие противоречия подрывали единство правопорядка и нарушали принцип равенства граждан перед законом.

В 20-х гг. 20 века в рамках общей судебной системы действовали арбитражные комиссии, к подсудности которых относились дела по спорам между государственными предприятиями и учреждениями. Арбитражные комиссии были образованы в соответствии с постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922г. Деятельность арбитражных комиссий регулировалась рядом правовых актов: Положением об арбитражных комиссиях по разрешению имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями РСФСР от 12 января 1925г., Положением об Арбитражной комиссии при Совете труда и обороны СССР от 6 мая 1924г. и другими актами. Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководящего работника. Дела рассматривались по правилам, установленным

Гражданским процессуальным кодексом, за некоторыми исключениями, вытекавшими из особенностей арбитражных комиссий. При этом подведомственность дел арбитражным комиссиям толковалась ограничительно и предпочтение отдавалось разрешению споров в общих судах. В связи с переходом на административные методы регулирования хозяйственных отношений арбитражные комиссии были упразднены. В 1931 году была образована система органов государственного арбитража. Первое положение о государственном арбитраже было утверждено постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931г. Затем принимался ряд других правовых актов, регулирующих деятельность государственного арбитража, последними из которых были Закон СССР от 30 ноября 1979г. «О государственном арбитраже в СССР» и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденные 5 июня 1980г. Советом Министров СССР. Государственный арбитраж выполнял двойственные функции в системе управления народным хозяйством. Государственный арбитраж, с одной стороны, являлся органом государственного управления, наделенным для этого рядом полномочий в сфере хозяйственных отношений (включая право принятия нормативных актов), и, с другой стороны, разрешал возникающие в данной сфере споры между предприятиями. Одновременно действовала система ведомственных арбитражей, обеспечивающая разрешение хозяйственных споров между предприятиями в рамках одного министерства и ведомства.

Реформасистемы арбитража и её причины.

В связи с принятием в 1991 – 1992 гг. Закона РФ № 1543-1 «Об арбитражном суде» и АПК 1992г. система государственного и ведомственного арбитража была упразднена с её одновременным преобразованием в арбитражные суды. В Конституции РФ 1993г. было окончательно закреплено самостоятельное место арбитражных судов в системе органов судебной власти России.

Необходимость дальнейшего совершенствования арбитражного процессуального законодательства привела к разработке и принятию в 1995г. двух новых актов: Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», который является правовой основой действующей системы арбитражного судоустройства, и АПК 1995г., который действовал до 2002г.

24 июля 2002г. Президентом России был подписан новый Арбитражный процессуальный кодекс России, более тщательно регулирующий порядок судопроизводства в арбитражных судах, учитывающий международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия. Можно констатировать то обстоятельство, что судебно-арбитражная система состоялась, заняла свое место в общей судебной системе России. В принятии нового АПК проявляется связь государства, права и отдельного человека, которая переводит конституционные положения о правозащитных функциях органов правосудия в плоскость их практической реализации путем создания рабочих механизмов, которые уже на конкретном уровне позволяют конкретному гражданину получить судебную защиту его прав и свобод, в данном случае – в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Последние реформы системы судоустройства арбитражных судов, направленные на создание арбитражных апелляционных судов, имеют целью образование соответствующей традиционной европейской модели судебной организации: первая инстанция – апелляция – кассация. Надзор в этой системе выступает как вторая кассация, существование которой объясняется необходимостью обеспечения единообразия судебной практики в масштабах такой большой страны, как Россия.

2.Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» относят арбитражные суды к федеральным судам. Система арбитражных судов основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для других судов: Конституционного Суда РФ, общей юрисдикции и субъектов Федерации. Арбитражные суды применяют Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и межународных договоров РФ, а также конституции (уставы) и другие законы субъектов РФ.

Систему арбитражных судов в России составляют в настоящее время: Высший Арбитражный Суд России; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам. Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. Таким образом ВАС РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики, рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. ВАС РФ изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС РФ разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения; ведет судебную статистику и организует работу по её ведению в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражными судами, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения. ВАС РФ действует в составе Пленума ВАС РФ, Президиума ВАС РФ и двух судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и из административных правоотношений.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях; а также рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Всего образовано 10 федеральных арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов РФ. Каждый из федеральных арбитражных судов округов действует в составе президиума и двух коллегий – по рассмотрению споров из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений.

Следующей инстанцией являются арбитражные апелляционные суды. Их система будет включать всего 20 судов сообразно территории их апелляционного округа.

Арбитражный апелляционный суд: проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; осуществляет другие полномочия в соответствии с ФКЗ и ФЗ.

В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

Арбитражный суд субъекта Федерации рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

3.Функции арбитражных судов и их задачи. Судьи арбитражных судов.

В соответствии со ст.2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2. обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3. справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

4. укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5. формирование уважительного отношения к закону и суду;

6. содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Задачи и полномочия арбитражных судов осуществляют судьи арбитражных судов, назначенные на должность в порядке, установленном Конституцией РФ, ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», Законом РФ «О статусе судей в РФ». При этом арбитражный суд каждого уровня для осуществления этих задач наделен своими только ему присущими полномочиями.

Право на обращение в арбитражный суд.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Обращение в арбитражный суд осуществляется в форме:

· искового заявления – по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;

· заявления – по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, при обращении о пересмотре судебных актов в порядке надзора;

· жалобы – при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций;

· представления – при обращении Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

Арбитражные суды, их задачи и система.

В соответствии со ст. 127 Конституции арбитражные суды в Российской Федерации представляют собой самостоятельную систему органов судебной власти.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

· Высший Арбитражный Суд РФ;

· федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

· арбитражные апелляционные суды;

· арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией, Законом об арбитражных судах, АПК и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Основные задачи арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров:

· защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Независимость судей арбитражных судов. При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции и федеральному закону. Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.

Равенство всех перед законом и судом. Правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех граждан перед законом и судом независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, местонахождения и других обстоятельств. Арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Равноправие сторон. В арбитражном суде стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных АПК. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

Состязательность. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут ответственность за наступление последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.

Непосредственность судебного разбирательства. Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены в основу принимаемого арбитражным судом судебного акта.

Гласность судебного разбирательства. Разбирательство дел в арбитражных судах открытое. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. Разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, влечет за собой ответственность, установленную законом. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании выносится определение. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях и в порядке, установленных АПК, присутствуют также эксперты, свидетели и переводчики.

Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право делать заметки по ходу заседания, фиксировать его с помощью средств звукозаписи. Кино– и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания арбитражного суда по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи – председательствующего в судебном заседании. Судебные акты арбитражным судом объявляются публично.

Язык судопроизводства. Судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке – государственном языке РФ. Лицам, участвующим в деле и не владеющим русским языком, арбитражный суд обеспечивает право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных действиях, выступать в суде на родном или свободно выбранном языке общения и пользоваться услугами переводчика.

Арбитражный суд и его задачи. Система арбитражных судов. Разграничение подведомственности общих и арбитражных судов

Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных отношений.

В соответствии со статьей 1 федерального закона Российской Федерации «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. В статье 5 того же закона изложены основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации. Основными задачами арбитражных судов в РФ при рассмотрении и принятиии решения по подведомственным им спорам являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Организация, компетенция и порядок деятельности арбитражных судов регулируются Конституцией РФ, законом РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражно-процессуальным кодексом.

Арбитражные суды, как и суды общей юрисдикции, осуществляют правосудие. Поэтому порядок рассмотрения и разрешения дел в арбитражном суде имеет много общего с гражданским процессом. Однако, задачи арбитражного судопроизводства обуславливают и его определенную специфику. Арбитражный суд осуществляет правосудие в сфере хозяйственных (экономических) отношений между организациями различных форм собственности, органами государственной власти и управления, а также гражданами-предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Особенностью хозяйственных (экономических) споров является то, что они выходят за рамки правоотношений между сторонами, в них присутствуют и интересы других лиц, причем эти интересы гораздо шире, чем интересы третьих лиц в гражданском процессе. В ходе судебного разбирательства нередко приходиться рассматривать целый ряд вопросов, не являющихся правовыми, например, технические, финансовые и производственные и другие проблемы.

3. Система арбитражных судов

Согласно статье 3 закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

Высший арбитражный суд Российской Федерации;

федеральные арбитражные суды округов;

арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

Низшим звеном системы арбитражных судов в РФ являются арбитражные суды субъектов РФ. Такой суд состоит, как правило, из президиума, во главе которого стоит председатель. В арбитражных судах могут быть образованы коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных отношений и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений.

В соответствии со статьей 36 закона «Об арбитражных судах в РФ», арбитражные суды субъектов федерации:

рассматривают по первой инстанции дела, отнесенные к компетенции арбитражных судов, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего арбитражного суда;

рассматривают в апелляционной инстанции повторно дела,

рассмотренные этим судом в первой инстанции;

пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты;

обращаются в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению по делу, рассматриваемому в любой инстанции;

изучают и обобщают судебную практику;

подготавливают предложения по совершенствованию законов и других нормативных актов;

анализируют судебную практику.

Втором звеном системы арбитражных судов в РФ являются федеральные арбитражные суды округов. Данное звено появилось в системе арбитражных судов с введением в силу федерального закона «Об арбитражных судах в РФ» и Арбитражно-процессуального кодекса. Это звено арбитражных судов до сих пор было неизвестно арбитражному процессу России. Основной задачей федеральных арбитражных судов округов является пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, в кассационной инстанции. С этой целью в Российской Федерации создаются десять федеральных арбитражных судов округов:

1) Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа;

2) Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа;

3) Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа;

4) Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа;

5) Федеральный арбитражный суд Московского округа;

6) Федеральный арбитражный суд Поволжского округа;

7) Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа;

8) Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа;

9) Федеральный арбитражный суд Уральского округа;

10) Федеральный арбитражный суд Центрального округа; Федеральные арбитражные суды состоят из президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных отношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений.

В соответствии со статьей 26 закона «Об арбитражных судах в РФ», федеральный арбитражный суд округа:

проверяет в кассационной инстанции законность судебных решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов федерации в первой и апелляционной инстанции;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона или иного нормативного акта, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле;

изучает и обобщает судебную практику;

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов;

анализирует судебную статистику.

И наконец, третьим звеном системы арбитражных судов в Российской Федерации является Высший арбитражный суд РФ. Он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам.

В соответствии со статьей 10 закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» основными полномочиями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации являются: 1) рассмотрение в первой инстанции:

дел о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающие права и законные интересы организаций и граждан.

экономических споров между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;

2) рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов Российской Федерации;

3) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

4) обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов.

5) изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов, регулирующих отношения в сфере экономической деятельности, дача разъяснения по вопросам судебной практики.

6) разработка предложений по совершенствованию законов и нормативных актов, регулирующих отношения в сфере экономики и предпринимательства.

7) ведение судебной статистики и организация работы по ведению ее в арбитражных судах.

Высший арбитражный суд Российской Федерации имеет в своем составе:

пленум Высшего арбитражного суда РФ;

президиум Высшего арбитражного суда РФ;

судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных отношений;

судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений.

Для решения организационных, кадровых и финансовых вопросов при Высшем арбитражной суде РФ создан и действует также Совет председателей арбитражных судов РФ, который является совещательным органом.

Кроме того, при Высшем арбитражном суде РФ действует Научноконсультативный совет, задачей которого является подготовка научнообоснованных рекомендаций по применению законов и разработке предложений по их совершенствованию.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .